Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом новый, переделанный.docx

— 541.07 Кб (Скачать файл)

 

Выбор игры

 

Выбор игры в первую очередь зависит  от того, каков ребенок, что ему  необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и  т.п. Выбор игры зависит от времени  ее проведения, природно-климатических  условий, протяженности времени, светового  дня и месяца ее проведения, от наличия  игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в  детском коллективе. Цель игры находится  за пределами игровой ситуации, и  результат игры может выражаться в виде внешних предметов и  всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре

подмена мотивов естественна; дети действуют  в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством  получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно  взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх  ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между  собой [24; 62].

Первая  цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Вторая  цель – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Третья  цель - отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

 

Предложение игры детям.

 

Главная задача в предложении игры заключается  в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда  совпадают цели воспитателя и  желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного  и письменного характера. Интерес  вызывают игрушки, или предметы для  игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио  объявления и т.п. В предложения  игры входит объяснение ее правил, и  техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и  точно непосредственно перед  ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и  объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых  аксессуаров и т.д. [6; 51].

Один  из ответственных моментов в детских  играх – распределение ролей. Они могут быть активными и  пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в  игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии  ролей. Для некоторых игр требуются  капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры.

При распределении командных ролей  следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными. Детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы  не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей  над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Существует  множество типов упражнений для  подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся [3; 106].

Можно предложить задания в форме шарад  с использованием пантомимы, мимики:

  1. покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;
  2. вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.

По  завершении упражнений учитель может  попросить учащихся подготовить  небольшой рассказ, отражающий их чувства  и реакцию в подобных ситуациях.

Можно усложнить ситуации, которые помогут  развить спонтанность и выразительность  в поведении. Учитель даёт инструкции поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену.

  1. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату.
  2. Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену.
  3. Вы поранили свой палец.

После «разогревающих» упражнений можно  перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например:

  1. Твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома.
  2. Ты не хочешь обидеть друга.
  3. Мама стоит рядом.

Далее можно приступить к ситуациям  с альтернативными решениями  для двух и более человек, поднимающие  различные жизненные проблемы.

По  завершении ролевой игры следует  мотивированная оценка учителем участия  каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой  игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность  ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

 

Примеры ролевых игр

 

Сходное или различное.

Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в русской речи сходства и различий.

Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами, и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.

Близнецы.

Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.

Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая, их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.

 

Какие различия?

Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения.

Ход игры: участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй – такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается.

 

План города.

Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.

Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.

 

Уикенд.

Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения и убеждения.

Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикенда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).

 

Восстановление рассказа.

Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и активизация соответствующих навыков и умений.

Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр

 

Общение. Его виды и функции

 

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Можно сказать, что человек  существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в  соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками  группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь  информацией и переживаниями  с другими людьми, лучше узнавая  их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении.

Общение:

  1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека;
  2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности, и направленной на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. [21]

Психология общения исследует  такие явления, как восприятие и  понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При  всем многообразии этих психологических  явлений основным источником их возникновения  выступает сфера общения между  людьми. Только в общении с другими  людьми происходит развитие личности.

Общение происходит на трех уровнях взаимодействия:

  1. Микросреда - семья, школа, улица, производство и др.
  2. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.
  3. Малая группа – личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.

Человеческое общение  – сложный процесс взаимодействия, обмена информацией, познание и испытывание  переживаний возникающих в ходе общения.

По своим формам и видам  общение чрезвычайно разнообразно. Психологи говорят о прямом и  косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном.

Непосредственное общение  является исторически первой формой на основе, которой, в более поздние  периоды развития цивилизации, возникают  другие виды общения.

Опосредованное общение  появилось лишь после изобретения  письменности. Различают так же межличностное  и массовое общение. Межличностное, связано с непосредственными контактами людей в различных группах. Массовое – это все множество связей и контактов, незнакомых в обществе людей. Сюда же относят общение с помощью радио, телевидения, газет, журналов, т.е. с помощью средств массовой информации.

Принято выделять также межперсональные  и ролевое общение. В первом случае речь идет об обычном общении людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. В ходе общения  мы лучше узнаем друг друга, раскрываясь  и проявляя эти качества. В случае ролевого общения участники выступают  как носители определенных ролей (учитель  – ученик). Человек поступает  так, как предписывает ему его  роль. В ролевом общении человек  лишается своих индивидуальных качеств, теперь предпринимаемые действия диктуются  исполняемой ролью.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные  человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы  деятельности, формируется как личность. Общение выступает важнейшим  фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояние и особенности поведения  человека.

По своему назначению общение  многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:

  1. Прагматическая функция общения, реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая функция, проявляется, в процессе развития человека и становления его как личности.
  3. Функция подтверждения, проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая, убедится в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указания действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не исчерпывают общения, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывая отпечаток на деловые и даже на ролевые отношения.
  5. Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее общение» может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников