Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа
Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.
Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………
Выбор игры
Выбор
игры в первую очередь зависит
от того, каков ребенок, что ему
необходимо, какие воспитательные задачи
требуют своего разрешения. Если игра
коллективная, необходимо хорошо знать,
каков состав играющих, их интеллектуальное
развитие, физическая подготовленность,
особенности возраста, интересы, уровни
общения и совместимости и
т.п. Выбор игры зависит от времени
ее проведения, природно-климатических
условий, протяженности времени, светового
дня и месяца ее проведения, от наличия
игровых аксессуаров, зависит от
конкретной ситуации, сложившейся в
детском коллективе. Цель игры находится
за пределами игровой ситуации, и
результат игры может выражаться
в виде внешних предметов и
всевозможных изделий (модели, макеты,
игрушки, конструкторы, куклы и др.),
«продуктов» художественного
подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой [24; 62].
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Вторая цель – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Третья цель - отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Предложение игры детям.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. [6; 51].
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными. Детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся [3; 106].
Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:
По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.
Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель даёт инструкции поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену.
После «разогревающих» упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.
Например:
Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.
По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.
Примеры ролевых игр
Сходное или различное.
Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в русской речи сходства и различий.
Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами, и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.
Близнецы.
Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.
Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая, их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.
Какие различия?
Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения.
Ход игры: участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй – такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается.
План города.
Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
Уикенд.
Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения и убеждения.
Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикенда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).
Восстановление рассказа.
Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и активизация соответствующих навыков и умений.
Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.
Общение. Его виды и функции
Взаимодействие человека
с окружающим миром осуществляется
в системе объективных
Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении.
Общение:
Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При всем многообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности.
Общение происходит на трех уровнях взаимодействия:
Человеческое общение
– сложный процесс
По своим формам и видам
общение чрезвычайно
Непосредственное общение является исторически первой формой на основе, которой, в более поздние периоды развития цивилизации, возникают другие виды общения.
Опосредованное общение появилось лишь после изобретения письменности. Различают так же межличностное и массовое общение. Межличностное, связано с непосредственными контактами людей в различных группах. Массовое – это все множество связей и контактов, незнакомых в обществе людей. Сюда же относят общение с помощью радио, телевидения, газет, журналов, т.е. с помощью средств массовой информации.
Принято выделять также межперсональные и ролевое общение. В первом случае речь идет об обычном общении людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. В ходе общения мы лучше узнаем друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества. В случае ролевого общения участники выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик). Человек поступает так, как предписывает ему его роль. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств, теперь предпринимаемые действия диктуются исполняемой ролью.
Общаясь с другими людьми,
человек усваивает знания, накопленные
человечеством, его опыт, установившиеся
законы и нормы, ценности и способы
деятельности, формируется как личность.
Общение выступает важнейшим
фактором психического развития человека.
Именно в общении зарождаются, существуют
и проявляются психические
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:
Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников