Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа
Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.
Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………
Результаты получились следующие:
26% респондентов имеют высокий уровень
коммуникативных способностей, 51% респондентов
- средний уровень, 16% респондентов -
ниже среднего уровня и 7% респондент -
низкий уровень. При этом 24% респондентов
имеют высокий уровень
Данные результаты выразим в виде диаграммы. (Рис.2).
Рис. 2. Результаты методики КОС-1 на констатирующем этапе
Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования мы провели социометрическую технику, разработанную Дж. Морено. (Приложение E) С помощью социометрии мы изучили типологию социального поведения обучающихся в условиях групповой деятельности, социально-психологическую совместимость членов конкретных групп. [28, с.60-62]
Каждый ученик был отнесен к определенной статусной группе: 20% - "звёзды", 13% - "предпочитаемые", 13% - "принятые", 20% - "непринятые", 34% - "отверженные".
Полученные данные выразим в виде диаграммы. (Рис.3).
Рис. 3. Результаты социометрического опроса на констатирующем этапе
Обучающимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов, в которой им надо было выбрать один из вариантов ответов, или написать свой вариант ответа. (Приложение F)
В ходе проделанной работе выяснили, что 68% детей начальной школы нравится играть. Это говорит о том, что, несмотря на возраст, игра имеет своё большое значение и здесь. Из результатов исследования ясно, что 56% ребят принимают активное участие в играх.
34% учеников начальной школы активны в игре, 34% - играют по установленным правилам, а 16% - пытаются спорить и 16% - остаются пассивными в игре.
При выборе той или иной игры инициативны 56%.
13% предпочитают ролевые игры, 16% - подвижные игры, 34% - логические, 10% - компьютерные и 27% - деловые игры. Большинство детей младшего школьного звена (44%) чаще играют в игру "Мафия", на втором месте стоит игра "Крокодил" (18%), на третьем - "Волейбол" (16%), 13% предпочитают игру "Твистер" и 9% - "Футбол".
Также в ходе исследования выяснили, что 39% ребят испытывают чувство радости при победе, 25% - чувство гордости за себя и свою команду, 20% - самодостаточность и 16% - остаются довольны результатом.
Проанализировав полученные
результаты всех трёх методик, мы обучающихся
разделили на две эквивалентные
группы - экспериментальную и
Результаты методики КОС-1
контрольной и
В контрольной группе было
установлено, что 4 респондента имеют
высокий уровень
В экспериментальной группе
было установлено, что 3 респондента
имеют высокий уровень
Данные результаты выразим в виде диаграмм. (Рис.4,5).
Рис. 4. Результаты методики КОС-1 в контрольной группе на констатирующем этапе.
Рис. 5. Результаты методики КОС-1 в экспериментальной группе на констатирующем этапе
Участникам экспериментальной и контрольной групп необходимо было ответить на вопросы анкеты социологического опроса.
Полученные данные были проанализированы и обобщены и на их основании были составлены социометрические матрицы (Приложение Н), которые дают достаточно полную картину взаимоотношений в группе и о занимаемой позиции каждого члена коллектива. Опираясь на результаты социометрических матриц, построим социограммы. (Приложение Н)
При помощи данных социоматриц
был определен социометрический
индекс каждого подростка в
Таблица 1. Социометрические статусы (экспериментальная группа).
Статусная группа |
Учащиеся |
"Звезда" |
Настя А., Юля В., Вероника В. |
"Предпочитаемые" |
Катя М., Никита С., Женя Н., |
"Принятые" |
Алексей Ф., Володя Д., Вика Т., Полина М. |
"Непринятые" |
Катя В., Настя К., Полина Ф. |
"Отверженные" |
Дима И., Миша Г. |
Таблица 2. Социометрические статусы (контрольная группа)
Статусная группа |
Учащиеся |
"Звезда" |
Ксюша Б., Соня Ж., Максим К. |
"Предпочитаемые" |
Дима У., Соня М., Арина Х. |
"Принятые" |
Влад В., Анжелика К., |
"Непринятые" |
Никита С., Саша К. |
"Отверженные" |
Саша И., Оксана С., Степан М., Илья Д., Влад Г., |
Для более полного вида, сравним полученные результаты при помощи секторных диаграмм. (Рис.6).
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рис. 6. Соотношение статусных групп (%) в экспериментальной и контрольной группах.
Анализируя все вышеизложенное, можно отметить следующее: в экспериментальной группе присутствуют как явные лидеры, набравшие наибольшее количество выборов и составляющие статусную группу "Звезды" (Настя А., Юля В., Вероника В.). Интересным является то, что среди лидеров девочки. Также в данной группе присутствует достаточно большое количество "Принятых" учеников начальной школы, которых принли в коллектив. Также в данной группе очень много группировок (по 3-4 человека).
В контрольной группе следующая ситуация: здесь такое же количество человек, набравших наибольшее число выборов (3 человека), среди которых в отличие от экспериментальной группы 2 девочки, но выявлено большее количество "Отверженных". Даная группа так же состоит из нескольких микрогрупп, в коллективе нет единства.
Также обеим группам была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов, в которой им надо было выбрать один из вариантов ответов, или написать свой вариант ответа. (Приложение F).
В ходе проделанной работе выяснили, что в контрольной группе 53,3% ученикам начального звена нравится играть. Это говорит о том, что, несмотря на возраст, игра имеет своё большое значение и здесь. Из результатов исследования ясно, что 60% ребят принимают активное участие в играх.
33,3% учеников начального звена активны в игре, 33,3% - играют по установленным правилам, а 26,7% - пытаются спорить, и только 6,7% - остаются пассивными в игре.
При выборе той или иной игры инициативны 60%.
53,4% предпочитают ролевые
и подвижные игры, 26,6% - логические
и компьютерные и 20% - деловые
игры. Большинство учеников
Также в ходе исследования выяснили, что 40% ребят испытывают чувство радости при победе, 26,7% - чувство гордости за себя и свою команду, 20% - самодостаточность и 13,3% - остаются довольны результатом.
В экспериментальной группе 73,3% ученикам начального звена нравится играть. Это говорит о том, что, несмотря на возраст, игра имеет своё большое значение и здесь. Из результатов исследования ясно, что 60% ребят принимают активное участие в играх.
26,7% учеников начального звена активны в игре, 46,7% - играют по установленным правилам, а 20% - пытаются спорить, и только 13,3% - остаются пассивными в игре.
При выборе той или иной игры инициативны 53,3%.
66,6% предпочитают ролевые
и логические игры, 39,9% - логические
и компьютерные и деловые игры.
Большинство учеников
Также в ходе исследования выяснили, что 33,3% ребят испытывают чувство радости при победе, 26,7% - чувство гордости за себя и свою команду, 20% - чувство удовлетворенности и 20% - остаются довольны результатом.
Сравним полученные результаты методики КОС-1 в контрольной и экспериментальной группах, записав их в таблицу 3.
Таблица 3. Результаты по методике КОС-1 в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе
Уровень |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Коммуникативные способности | ||
Низкий |
6,7% |
6,7% |
Ниже среднего |
20% |
13,3% |
Средний |
46,7% |
53,3% |
Высокий |
26,7% |
20% |
Организаторские способности | ||
Низкий |
0% |
6,7% |
Ниже среднего |
6,7% |
6,7% |
Средний |
66,7% |
60% |
Высокий |
26,7% |
26,7% |
Сравним полученные результаты социометрического опроса в контрольной и экспериментальной группах, записав их в таблицу 4.
Таблица 4. Результаты социометрического
опроса в контрольной и
Статусная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
"Звезда" |
20% |
20% |
"Предпочитаемые" |
13,3% |
13,3 |
"Принятые" |
6,7% |
20% |
"Непринятые" |
20% |
20% |
"Отверженные" |
40% |
26,7% |
Игровые тренинги
Цель данного этапа - проведение занятий, направленных на формирование коммуникативных умений средствами игры. Мы использовали программу, разработанную Беличевой С.А. (Приложение 12) цель которой состоит в развитии поведения и поступков подростков, направленных на пользу общества и проявляющихся в изменении позиции, занимаемой в структуре коллектива. Программа реализовывается в форме упражнений по межличностной коммуникации.
Данная работа проходила в течение шести месяцев.
Программа групповых занятий была разделена на 3 части. Целью 3 первых занятий было ознакомить участников с общими условиями правильного общения. Участники вступали в межличностные отношения в парах, тройках и группах; учились правильно передавать сообщение и правильно его воспринимать, а также тренировались в навыках, необходимых для контактов с другими людьми. Вторая часть включает в себя четыре последующие встречи, в которых касались вопросов, непосредственно связанных со школой, т.е. функционированием индивида в качестве учащегося, выработкой определенного отношения к учителям, учебе, к более широко применяемой социальной действительности.
Заключительная часть была реализована на последнем занятии, цель которого - углубить знания и размышления детей начальной школы о самих себе, осознание своих положительных и отрицательных сторон, основанное на составлении мнения о самом себе и мнений о нем других.
Программа составлена таким
образом, чтобы путем создания специальных
воспитывающих ситуаций модифицировать
в глазах окружающих образа "изолированных"
детей, которых не признают "своими".
Благодаря разработанным
Для установления наиболее
близких контактов со всеми участниками
были введены специальные эмблемы
с именами и фамилиями. В то
же время форма эмблемы несла
в себе информацию (понятную только
исследователю) о том, какую позицию
занимает в классном коллективе. Таким
образом, учащиеся, которых коллектив
принимал как "своих" имели эмблемы
в форме круга, "средние" - в
форме квадрата, "отверженные"
- в форме треугольника. На каждом
занятии все участники имели
на себе эмблемы, благодаря чему было
больше возможности по ходу занятий
корректировать межличностные контакты
внутри всех социометрических категорий.
Особое значение для хода эксперимента
имело объединение участников, признаваемых
"своими" с "отвергнутыми" и
"изолированными", что способствовало
повышению привлекательности
Всего на данном этапе было проведено 8 развивающих занятий, подробнее остановимся на тех, которые вызвали у детей наиболее положительное впечатление. Это занятие №2, №4, №7.
Тема занятия №2 "Разговаривать? Да, но как?".
Цель занятия:
а) познавательная:
Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников