Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа
Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.
Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………
Эти важнейшие функции общения определяет систему межчеловеческого взаимодействия. Но важно не только с кем человек общается, но и как.
Психологи выделяют три основных типа общения:
Императивное общение
Еще его называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремиться подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. (Пример: строгие родители). Конечной целью является принуждение партнера к чему-либо. В качестве средств императивного общения выступают угрозы, приказы, указания, предписания, требования.
Манипулятивное общение
Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь, достижение своих намерений достигается скрытно. Цель – добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений.
Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям.
Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой своими целями и задачами, не видя истинного собеседника и игнорируя его.
Диалогическое общение
Противостоит авторитарному и манипулятивному общению, так как основано на равенстве партнеров и их равноправии. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами и прочими. Правила диалогического общения:
Диалогическое или гуманистическое
общение позволяет достичь
Безусловно, все три стороны
общения важны при
Особенности формирования коммуникативной стороны общения
Говоря об информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем ввиду, обмен различными знаниями, представлениями, чувствами, установками.
Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду, мы обычно утоляем с помощью других людей.
Это подтвердилось в ходе
психологических экспериментов
Якова Коломенского. Когда школьники
разных возрастов выбирали себе партнеров
для различных видов
В исследовании выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе людей, как правило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Интересный человек – это действительно, прежде всего, источник новой информации, но не любой, а новой для слушателя. Это значит, что необходимо ввести различие двух понятий информированность и информативность.
Информированность – это
запас знаний имеющихся у человека.
А информативность – это
Жажда познания, как и жажда общения, предусматривает двухстороннюю совместную деятельность. Однако обмен информацией – это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмена информации – это одно и то же.
Общение нельзя рассматривать
как простое отправление
Информация может быть
двух типов: побудительная и
Констатирующая информация проявляется в форме сообщения, и не предполагает непосредственно изменения поведения. Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, и говорить на одном языке. Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим – отдающим информацию, то слушателем – принимающим ее. Человек, передающий информацию, называется коммуникатор, а тот, кто информацию принимает, реципиент. Так организуется диалоговое общение.
Итак, отметим, характеристики человеческой коммуникации по Г.М. Андреевой [7 стр. 84-86]:
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
Передача информации осуществляется двумя способами: словами и жестами – так выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова. Речь выполняет две функции:
Речь бывает письменная и устная. Устная речь делится на монологическую (монолог человека), и диалогическую (диалог с другим человеком). Наиболее разновидным является диалог. Когда два или более человека обмениваются информацией. И то, как, они обмениваются информацией, какие приемы используют для поддержания интереса и внимания, и является внешними особенностями общения человека, проявлением его коммуникативных способностей.
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла в результате необходимости и потребности общения между людьми находящимися далеко друг от друга и разделенные пространством и временем.
Так же можно выделить внутреннюю речь – размышления и мысли человека про себя. Отличается краткостью, содержанием.
Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющая часть коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение своих мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. К двум основным методам слушания относятся нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, надо научиться внимательно, молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказывания.
Рефлексивное слушание предполагает
установление активной обратной связи.
Оно позволяет устранить
Четыре приема рефлексивного слушания:
Такие способы слушания помогают субъекту высказывающемуся адаптироваться в данной ситуации и получить необходимые эмоции и так же достигнуть поставленной цели – донести информацию до слушателя.
Так же важной формой общения является невербальная коммуникация. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему. Иногда дополняющую, а иногда и усиливающую и заменяющую слова. Невербальными средствами общения можно высказать больше и понятнее, нежели вербальными.
Профессиональные психологи могут по невербальным движениям мышц, пластики и мимики выявить лжет человек или нет. А может он что-то скрывает?
Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значения то приказа, то просьбы, то совета. Невербальная коммуникация так же необходима, как и вербальная. [17]
Мы рассмотрели основные
особенности коммуникативной
И, безусловно, именно в младшем школьном возрасте, когда на первый план выходит межличностное взаимодействие и общение, когда сильны такие понятия как любовь и дружба, младшему школьнку необходимо знать и уметь общаться, тем самым формирую понятие о себе в кругу своих знакомых и друзей.
Развитие коммуникативных способностей в ролевой игре
Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей младшего школьника она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения.
Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.
Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем не только подростковых взаимоотношений, но эта проблема возникает на протяжении всей жизни человека.
Игра помогает младшему школьнику выстроить систему взаимоотношений, межличностного взаимодействия, проявить свои лидерские умения. Игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми младший школьник может встретиться в реальной жизни.
Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у младших школьников способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.
Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, она имеет определенную воспитательную задачу.
Игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у младшего школьника адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе общественных отношений. Это формирует гибкость восприятия и общения, способность к эмпатии, быстрое переключение от одного вида деятельности или общения на другой.
Играя, младшие школьники «впитывают в себя» опыт общения старших товарищей и взрослых людей.
Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают младшему школьнику на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них. Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет младшему школьнику донести «правильность» своего мнения. С помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.
Для развития коммуникативной стороны в общении у младших школьников чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).
Для эффективности проведения тренинга общения необходимо соблюдать ряд условий, как со стороны проводящего тренинг – взрослого, так и со стороны участников тренинга, таких как:
Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников