Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа
Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.
Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………
Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей.
Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму, сложный и многоструктурный процесс. Учащийся начальной школы преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента. Однако если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута, благодаря гибкости общения и коммуникации.
В нашем мире, где происходит обмен информации; и огромный информационный поток, который с каждым днем меняется, требует быстроты и гибкости восприятия и реакции на постоянно меняющуюся ситуацию. Где общественные отношения настолько сложны и многообразны, необходимо быстро приспосабливаться и уметь адекватно реагировать на сложившуюся систему обмена и передачи информации.
Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет подростку, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам, и потребностям современного общества.
Выбирая тему дипломной работы «ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников», хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность данного вопроса.
В современной педагогике большое значение уделяется не только обучению, но и развитию у учеников различных умений и навыков, необходимых им в дальнейшей жизни в обществе.
Выводы по первой главе
На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений младших школьников в игровой деятельности выяснили то, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в воспитании и обучении учеников младшего школьного возраста.
Работая над изучением теоретического наследия педагогов и психологов, а так же самостоятельно изучая данный вопрос, мы пришли к выводу, что данная проблема не достаточно освещена и исследована. По этому, весь теоретический и практический материал этой работы направлен на раскрытие данного вопроса.
Систематическое изучение развития коммуникативных способностей показало необходимость акцентирования внимания на игре, как наиболее эффективном средстве формировании коммуникативных способностей.
Младший школьный возраст, для изучения, был выбран не случайно. По результатам исследования, проводимого на преддипломной практики, именно у четвертого класса выявился острый дефицит общения, а именно, не умение доносить информацию друг до друга. Невнимание, неумение слушать, боязнь высказывания собственного мнения при аудитории, недостаточно развитая вербальная и невербальная коммуникация, трудность в общении, - вот те из немногих проблем, которые стоят перед современным учениками начальной школы. По этому, нам показался, интересным и необходимым для изучения, именно этот аспект воспитания современного разносторонне развитого школьника. А средством формирования коммуникативных способностей, была выбрана игра, как наиболее интересная эффективная и мобильная форма достижения педагогических целей.
Игра в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.
Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и усᴨȇшное развития речи младших школьников.
Игра является сложным социально-психическим явлением уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.
Игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой стуᴨȇни развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем старшеклассника, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.
Под игровой деятельность будем понимать вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
2.1 Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
Говоря об игровых методах
обучения, целесообразно подразделить
их на операционные и ролевые. Операционные
игры имеют сценарий, в который
заложен более или менее
Ещё больший интерес для
совершенствования личности представляют
ролевые игры. Именно этот вид игр
лёг в основу метода, разработанного
профессором М. Форвергом и названного
им социально-психологическим
В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.
Групповая терапия, процесс, который существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов или нет, речь идёт лишь о том, что неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция выдвижения на первый план взаимодействия между участниками.
Благодаря механизму дискуссии со сверстниками подросток отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.
В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики, и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.
Наиболее эффективным будет метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным
Очень популярным в последние годы стал такой метод массового изучения школьников, как анкетирование. Здесь основная сложность состоит в правильном подборе вопросов, которые должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными, не содержать в скрытой форме тот или иной ответ. Ответы на один вопрос необходимо контролировать ответами, на скрыто аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимаются во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными).
Дополнительный материал может быть получен в результате анализа продуктов творческой деятельности учащихся, так как и здесь проявляются отношения к действительности. Имеется в виду изучение детских рисунков, технических поделок, литературных упражнений (очерков, стихотворений), сочинений, особенно на свободные темы ("Моя мечта", "Как я работаю над воспитанием своего характера"). Помимо содержания деятельности (тематика, сюжет, содержание), некоторое значение для познания личности школьника имеет и оформление работы, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т.д.
Анкеты, сочинения, беседы психологически представляют собой методы получения словесных показаний человека о себе самом. Во всех этих случаях школьник сам (прямо или косвенно, опосредованно) выражает и формирует свои мысли, говорит о своих убеждениях, взглядах, чувствах, переживаниях, высказывает своё отношение к тем или иным явлениям окружающей жизни.
В возрастной и педагогической психологии широко применяется так называемая социометрическая методика. Она специально используется при изучении детских коллективов и групп - их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положения в коллективе отдельных его членов. Внешне методика эта очень проста.
Также одним из методов исследования общения можно назвать и игровой тренинг. Как было уже сказано выше, цель тренинга - это обучение общению. При проведении игрового тренинга можно выделить следующие этапы:
С помощью этого учащиеся
младших классов могут
Итак, изучение методов исследования коммуникативных умений учеников младшего школьного возраста - процесс глубокого и всестороннего исследования, обладающий определённой логикой, последовательностью, необходимыми средствами познания.
Психолого-педагогической исследование проходило в МБОУ СОШ № 206. В исследовании приняло участие 30 учеников 4 «В» и 4 «Г» классов, которые были разделены на контрольную (15 человек) и экспериментальную (15 человек) группы. (Приложение C)
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
Эмпирическая часть нашего исследования предполагала проверку предположения о том, что успешное развитие коммуникативных умений младших школьников будет более эффективно, если учитывать уровень сформированности коммуникативных умений учащихся. Использовать игры, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности и использовать специальные методические приемы для организации речевого взаимодействия учащихся при помощи деловых и ролевых игр.
Экспериментальное исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего
этапа заключается в
Задачей констатирующего
этапа было выявление и оценка
коммуникативных и
Для того чтобы выявить
коммуникативные и
Респондентам была предоставлена следующая инструкция:
"Вам надо очень внимательно
проследить за тем, чтобы
Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников