Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
3. Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
4. Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
5. Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………...……………..………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников…….
1.2. Ролевая игра: понятие, структура, виды…………………
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр …………………………………………
Выводы по первой главе……………………….….……………………....
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр………
2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…….
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр…
Выводы по второй главе……………….………………............................
Заключение…………..……………………..……………………................
Список использованных источников………………...………………
Приложения………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом новый, переделанный.docx

— 541.07 Кб (Скачать файл)

Коммуникативные умения нужны для решения различного рода коммуникативных задач. Более того, этот процесс взаимосвязан и взаимообусловлен, так как правильно сформированная и поставленная коммуникативная задача создаёт определённые умения.

Исследованию  коммуникативных задач посвящены  много работ известных педагогов  и психологов (В. А. Артёмов, И.А.Зимняя, Т.С. Путиловская, С.Д.Толкачёва и  др.) В этих исследованиях коммуникативная  задача определяется как «осуществляемое  субъектом общения воздействие  на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия» [18, 38]

В этих исследованиях авторы изучали коммуникативную задачу как функциональную единицу коммуникативного акта, который в свою очередь является структурной единицей общения для достижения целей, формирующихся в соответствии с коммуникативными намерениями субъекта [18, 38]

Все авторы отмечают очень важную мысль, что продуктом решения коммуникативной  задачи является текст в его устной или письменной форме. Как далее  отмечают авторы, и слушающий, и говорящий  одновременно в рамках коммуникативного процесса решают свои коммуникативные задачи. Говорящий решает основные формы сообщения и побуждения в решении таких коммуникативных задач, т.е. реализует  такие коммуникативные умения, как: сообщить, спросить, убедить и т.д. Задачи слушающего могут называться коммуникативно-познавательными, познавательными для себя, коммуникативными – с точки зрения реализации процесса общения.

М.Е.Дашкин выделил наиболее продуктивные и значимые вербальные коммуникативные умения:[15, с.134]

 

Умения

Вербальные коммуникативные умения

Вербальные рецептивные умения

Поддерживать общение

Направлять общение на определённый предмет

Слушать

Ставить проблему общения (обсуждения)

Понимать текст

Вызывать ответную реакцию партнёра

Оценивать

Задавать наводящие вопросы

Относиться, формулировать вопросы

Уточнять

Перепрашивать в других формах

Определять понятия

Отстаивать своё мнение

Устанавливать логику речевого сообщения

Менять форму вопросов

Усваивать, запоминать

Давать оценку

Делать выводы

Побуждать

Предупреждать

Различать

Предостерегать

Понимать мотивы

Предлагать

осмысливать

Призывать

 

Советовать

 

Высказывать пожелания

 

Просить

 

Повествовать

Сообщать

 

Отвечать

 

Рассказывать, вести диалог

 

Аргументировать

 

Выражать согласие (несогласие)

 

Понимать согласие партнёра (несогласие)

 

Отрицать чего-либо

 

Принимать предложения

 

Одобрять (не одобрять)

 

Выражение понимания собеседника

 

 

 

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной  деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем и передаём информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.). [26]

Формирование  коммуникативных умений младших  школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет как на результативности обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются. Так в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании[41, с.240]. В большом энциклопедическом словаре коммуникация объясняется как общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия [9]. Также понятие «коммуникация» и «общение» отожествляются в педагогическом и философском энциклопедических словарях [48]. В современном словаре по психологии общение определяется следующим образом: «Общение (коммуникация) – это многоаспектные процессы конвергенции, установления и развития контактов, связей между субъектами, которые порождаются дифференциальными потребностями в совместной деятельности, либо в обмене различной информацией» [28, с.57].  
В трудах Ю.А.Каляевой, А.А. Кидрова, А.А. Леонтьева, Н.А. Лямскиной, Р.С. Немова, Е.И.Рогова «коммуникация» также определяется синонимом «общения» [25, 28, 32, 35, 39]. В соответствии с другими подходами между этими двумя понятиями существует некоторое отличие. Например, «коммуникация» определяется как «близкое к понятию общение, но расширенное» в словаре практического психолога. Здесь же поясняется, что коммуникация – это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. В этом же словаре дано определение общения, в котором указанный выше обмен информацией является составной частью общения. Общение – «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнёра» [23]

В словаре русского языка понятия  «коммуникация» и «общение» с  одной стороны, отожествляются, с  другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «  Коммуникация – это сообщение, общение» Более узкое трактование понятия  «коммуникация» представлено в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Батаршева [1, 2] Учёные под коммуникацией подразумевают  только процесс передачи информации. Анализ рассмотренных выше определений  коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более  широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, невозможно осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнёрами друг друга. Понятие «общение» и «деятельности» можно считать идентичными. Рассматривая, соотношения понятий «общение» и «деятельность» можно увидеть несколько подходов к трактовке понятия «общение». Так, в работах Л. П.  Буевой, Б.Ф. Ломова[11, 30] и др. данное понятие рассматривается как процесс взаимодействия индивидов и определяется, наряду с деятельностью, как одна из самостоятельных категорий, как самостоятельная сторона человеческого бытия. Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [30, с130]. А.В. Мудрик определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга [34]. Е.П. Белинская конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [4]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установления контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми [7]. А.П. Буева расширила определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [11] Как видно, автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека. Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное И.А. Стерниным. В нём рассматривается общение, как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [43, с.68].

Таким образом, из всего перечисленного можем  сделать вывод, что главной составляющей коммуникативной компетенции –  являются умения, в частности коммуникативные  умения. Коммуникативные умения –  умения вести беседу-диалог общего характера, соблюдая правила речевого этикета. Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных  задач. Продуктом решения коммуникативных  задач является текст. Коммуникативные  умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Понятия «общение»  и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе отожествляются. Учёные выделяют вербальные коммуникативные умения, формирующиеся в устной форме  общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Ролевая игра: понятие, структура,  виды

 

История возникновения  игры

 

Термин  «игра» на различных языках соответствует  понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [16; 3].

Игра  представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое  произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько  раз и при этом каждый раз в  новом варианте. Но вместе с тем  ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого  языкового материала, в ней обязательно  есть элемент неожиданности. Услышав  неожиданный вопрос, учащийся начальной школы немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [4; 59]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне, и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.

Таким образом, можно определить важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [12; 167].

 

Ролевые игры и их функции

 

Игра  активизирует стремление учащихся начальной школы к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с  его мнением или опровергнуть его. Все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников. В условиях обучения устной речи ролевая игра – это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры младшими школьниками не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем [5; 156].

В учебных условиях не просто вызвать  мотив к высказыванию. Трудность  заключается в следующем: учитель  должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у  учащихся внутреннюю потребность в  выражении мыслей. В условиях общения  важно, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Ролевая  игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно - побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим  играм, поскольку она значительно  определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков  и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных  речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для  овладения навыками и умениями диалогической  речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Ролевая игра формирует у младших школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся начальной школы на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием  операции может разрешиться в  одном-единственном типе деятельности – в игровой деятельности, в  игре. Такого рода противоречие характеризует  детей младшего школьного возраста. Учащиеся начальной школы стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний учащегося начальной школы, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет  функции: мотивационно - побудительную, обучающую, ориентирующую [2; 29–30].

Применение  ролевой игры в обучении – яркий  пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной  форме [22; 16].

Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает  как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода, когда в центре внимания находится  ученик со своими интересами и потребностями.

Чаще  всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые  игры [4; 10–11].

 

Умеренно контролируемая ролевая игра

 

Ролевая игра, при подготовке к которой  участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят  свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что  особенности ролевого поведения  известны только самому исполнителю. Остальным  участникам важно догадаться, какой  линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение  о собственной реакции. Программа  проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в  которых им предстоит принять  участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются  на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому  материалу.

 

 

 

 

Свободная ролевая игра

 

Ролевая игра, при подготовке к которой  учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной  работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий  материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

Информация о работе Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников