Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение самостоятельной работы как одного из важнейших видов учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач
изучить самостоятельную деятельность учащегося в обучении с точки
зрения различных подходов;
выявить особенности организации самостоятельной работы;
изучить технологию использования самостоятельной работы учащихся
на уроке информатики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………...5
1.1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: анализ различных подходов……………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и её функции…………………………...….8
1.3.Классификация видов самостоятельной работы учащихся…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ…………………………..………………………………………………14
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………....14
2.2. Этапы организации самостоятельной работы учащихся..…………………….19
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……...……………………...………………………………………26
3.1. Применение различных видов самостоятельных работ, как условие развития активности и самостоятельности учащихся……..……………..…………………....26
3.2. Организация самостоятельной работы на различных этапах урока информатики…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….43
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Пензенской области
«Белинский многопрофильный колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе
Выполнила:
Аристова С.Н.
студентка 5 курса группы «А»
Специальность:
050502 «Информатика»
Научный руководитель:
Сидоркина Т.Г.
Белинский, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ……………………………………………………..
1.1. Самостоятельная деятельность
учащихся в обучении: анализ различных
подходов…………………………………………………………
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и её функции…………………………...….8
1.3.Классификация видов самостоятельной работы учащихся…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ…………………………..…………………………
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………....14
2.2. Этапы организации самостоятельной работы учащихся..…………………….19
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……...……………………...………
3.2. Организация самостоятельной
работы на различных этапах урока информатики…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Обучение - это процесс интеллектуального и духовного развития личности. Как известно, характер и степень учебной деятельности учащихся могут быть различными. Чтобы образовательный процесс был успешным, надо развивать познавательную активность школьников. А это сознательный процесс получения знаний, превращение знаний в убеждения, развитие интереса к учебной деятельности, самостоятельность мысли и практических действий учащихся.
Самостоятельность - это способность личности работать самому: приобретать знания под руководством учителя или без него, умение выбрать главное.
При организации самостоятельной работы учащихся в первую очередь требуется правильно определить объём и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.
Успешность самостоятельной работы также определяется степенью подготовленности учащегося. По своей сути она предполагает его максимальную активность в различных аспектах: организации умственного труда, поиске необходимой информации, стремлении сделать знания убеждениями.
Таким образом, в деятельностном определении самостоятельная работа – это деятельность, организуемая самим обучаемым в силу его внутренних познавательных мотивов. Самостоятельная работа, прежде всего, должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий по времени, самоконтроля их выполнения. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества.
Проблема разработки методики обучения информатике, основанной на самостоятельных работах, является весьма актуальной, т.к. самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, иметь конкретную цель и учащийся должен знать пути ее достижения.
Целью дипломной работы является изучение самостоятельной работы как одного из важнейших видов учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач:
зрения различных подходов;
на уроке информатики.
Объектом изучения является самостоятельная деятельность учащихся.
Предмет изучения – технология организации самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: использование самостоятельных работ на уроках информатики позволит получить высокие результаты обучения, если:
урока;
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: анализ различных подходов
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.
Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т.е. создаёт человека природа, а формирует общество.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.
Для формирования
целостной и гармоничной
Существует
множество различных
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы учащихся возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения [16, c. 173].
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности учащихся в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы на уроке и дома.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского [18, c. 98]. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности учащегося ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.
Однако существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Таблица 1 – Сущность самостоятельной деятельности
Первая группа |
Содержательный компонент |
знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях. |
Оперативный компонент |
разнообразные действия, ориентированные умениями, приемами, во внешнем и внутреннем плане. | |
Результативный компонент |
новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества. | |
Вторая группа |
Содержательный компонент |
выделение познавательно задачи, цели учебной деятельности. |
Процессуальный компонент |
подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результата | |
Мотивационный компонент |
потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности. |
Собственно
процесс самостоятельной
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно.