Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение самостоятельной работы как одного из важнейших видов учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач
изучить самостоятельную деятельность учащегося в обучении с точки
зрения различных подходов;
выявить особенности организации самостоятельной работы;
изучить технологию использования самостоятельной работы учащихся
на уроке информатики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………...5
1.1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: анализ различных подходов……………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и её функции…………………………...….8
1.3.Классификация видов самостоятельной работы учащихся…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ…………………………..………………………………………………14
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………....14
2.2. Этапы организации самостоятельной работы учащихся..…………………….19
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……...……………………...………………………………………26
3.1. Применение различных видов самостоятельных работ, как условие развития активности и самостоятельности учащихся……..……………..…………………....26
3.2. Организация самостоятельной работы на различных этапах урока информатики…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа АСНЕ.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Недооценка  указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2) Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для них, а сами учащиеся - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3) На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная  учащимися после показа приемов  работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4)  Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5) В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы аудитории в целом и отдельных учеников, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы  учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6) Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Ученики всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7) Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у учащихся занимается весь коллектив учителей на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

8) При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9) При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Активная самостоятельная  работа учащихся возможна только при  наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим  внутренние факторы, способствующие активизации  самостоятельной работы. Среди них  можно выделить следующие:

1) Полезность выполняемой работы. Если ученик знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить школьника, показать ему, как необходима выполняемая работа.

2) Участие учащихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской работе.

3) Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

4) Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования учащегося.

5) Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности (премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

6) Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

7) Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для ученика как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь раскрыть творческий потенциал обучаемого, определить перспективы своего внутреннего роста.

8) Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных [5, с. 110].

Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы учащихся с учетом курса обучения, уровня подготовки и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные факторы не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

 

2.2. Этапы организация самостоятельной работы учащихся

Главное в стратегической линии организации самостоятельной  работы  заключается не в оптимизации  ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности  и ответственности  учащихся в  аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной  работы учащихся. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий.   Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности учащихся и улучшение качества подготовки.

Второй - повышение активности учащихся по всем направлениям самостоятельной  работы во внеаудиторное время. Повышение  активности студентов при работе во внеаудиторное время связано  с рядом трудностей. В первую очередь  это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Основная задача организации самостоятельной работы учащихся (СРУ) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.   Основным принципом организации СРУ должен стать перевод всех учащихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРУ - научить учащегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРУ принадлежит преподавателю, который должен работать не с учащимся  “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества учащегося как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРУ должна представлять

единство трех взаимосвязанных  форм:

  1. внеаудиторная самостоятельная работа;
  2. аудиторная  самостоятельная   работа,   которая   осуществляется   под

непосредственным руководством преподавателя;

  1. творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной  СРУ разнообразны:

  1. подготовка и    написание   рефератов,   докладов,   очерков   и   других

письменных работ на заданные темы. Учащемуся желательно предоставить право

выбора темы и даже руководителя работы;

  1. выполнение  домашних   заданий   разнообразного   характера.   Это –

решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;

  1. выполнение   индивидуальных   заданий,   направленных на развитие у

учащихся  самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть учащихся группы;

  1. выполнение курсовых проектов и работ;
  2. подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах,

олимпиадах [5, с. 110].

Чтобы развить положительное  отношение учащихся к внеаудиторной СРУ, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей учащимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная  работа может реализовываться при  проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума.

При чтении теоретического курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой учащихся путем проведения экспресс - опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса учащихся в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

На практических занятиях различные виды СРУ, позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части учащихся в классе.

На практических занятиях по естественнонаучным дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. 

Активность работы учащихся на обычных практических занятиях может  быть усилена введением новой  формы СРУ, сущность которой состоит  в том, что на каждую задачу учащийся получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех учащихся одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРУ на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает учащихся грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными.       Изучаемый материал усваивается более глубоко, у учащихся меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Информация о работе Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе