Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение самостоятельной работы как одного из важнейших видов учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач
изучить самостоятельную деятельность учащегося в обучении с точки
зрения различных подходов;
выявить особенности организации самостоятельной работы;
изучить технологию использования самостоятельной работы учащихся
на уроке информатики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………...5
1.1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: анализ различных подходов……………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и её функции…………………………...….8
1.3.Классификация видов самостоятельной работы учащихся…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ…………………………..………………………………………………14
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………....14
2.2. Этапы организации самостоятельной работы учащихся..…………………….19
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……...……………………...………………………………………26
3.1. Применение различных видов самостоятельных работ, как условие развития активности и самостоятельности учащихся……..……………..…………………....26
3.2. Организация самостоятельной работы на различных этапах урока информатики…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа АСНЕ.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Другая форма СРУ на практических занятиях может заключаться в  самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые  преподаватель раздает студентам  вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.

Важную  роль  в  организации  самостоятельной  работы  играет подборка учебного материала,  т.к.  с  его  помощью  мы  черпаем  информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности  ребенка не имеет для него никакого значения и  не  оказывает  никакого  воздействия. Если  же  информация  созвучна   потребностям   учащегося   и   подвергается эмоциональной  переработке,   то   он   получает   импульс   к   последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно  быть  доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и  на жизненный опыт детей, но в то  же  время  материал  должен  быть  достаточно сложным и трудным.

Успешная   организация   самостоятельной познавательной деятельности  учащихся  зависит  от  способа  решения  задач.

Анализ   практики   использования   задач   показал,    что    наиболее распространенным    способом    организации    решения    задач     является немотивированное требование решить задачи без  формулирования  учебной  цели их решения, когда все сводится к  быстрейшему  поиску  решения  и  получения нужного ответа, которым и завершается процесс решения.

Лишь небольшая часть  учителей указывает, что они всегда формируют цель решения  задач.  Некоторые  учителя  не  только  сами  формулируют,   но   и привлекают к этому учащихся, т.к. считают, что это  дает  возможность  лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее  назначение,  и  тем самым создает условия  для  лучшего  ее  усвоения.  Этот  способ  называется способ целевого требования.

Совсем незначительная часть  учителей  не  только  формулирует цель решения задачи, но строит процесс ее решения,  как  процесс  разрешения проблемы, осуществление цели, и после  решения  обсуждают  с  учащимися  как была разрешена проблема, осуществлена цель решения. Этот  способ  называется учебно-проблемным.

Совершенно недостаточно  лишь  сформулировать  цель  решения  задачи,  необходимо  весь процесс решения построить  как  процесс  разрешения  определенной  проблемы.

Поэтому,  найти  наиболее  эффективный  путь   формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной  деятельности,  то  анализ педагогической  практики  учителей,  показывает,  что  этот  путь  связан  с использованием в обучении учебно-проблемного   способа  организации  решения задач.  Изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы  должно состоять из следующих трех основных этапов.

1) Вводно-мотивационный этап.

На этом этапе  учащиеся  должны  осознать  основную  цель  предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее  практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает,  какие знания, и умения ранее  пройденного материала особенно  понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько  уроков  отведено  на  изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет  основные  элементы  темы, т.е.  знания,  умения  и  навыки,  которыми  должны  овладеть   учащиеся   в результате изучения этой темы.

2) Операционно-познавательный этап.

На этом этапе  учащиеся усваивают знания, входящие в  содержание  данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ  или лекция, фронтальная работа  по  изучению  понятия.  Коллективная  работа  по усвоению  учебного   материала,   решению   задач,   проведению   опытов   и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.

Изложение учебного материала производится в основном  учителем,  но  по мере взросления учащихся, часть учебного материала передается для  изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработке по учебнику.

3) Рефлексивно-оценочный этап.

Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы  по данной теме. Главная  цель  этого  этапа  –  развитие  у  учащихся рефлексивной  деятельности  (самоанализа),  способностей   к   обобщению   и

формирование  адекватной  самооценки.  Для  обобщения  пройденного  материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки,  доклады  учащихся, составление по группам обобщающих [1, с. 123].

Самое трудное для учителя в  этой  системе  научиться организовывать   самостоятельную    деятельность    классного    коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли,  и,  не  подавляя инициативы, руководить  их самостоятельной  работой.  Как показывает опыт, если вводить эту систему начиная с первого класса, то учащиеся  быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Школьники  смогут  в полной мере испытать чувства эмоционального  удовлетворения  от  сделанного, радость победы  над  преодоленными  трудностями,  счастье  познания  нового, интересного.  Тем  самым  у  учащихся  будет  формироваться  ориентация   на переживание  таких  чувств  в  будущем,   что   приведет   к   возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

3.1.  Применение различных видов самостоятельных работ, как условие развития активности и самостоятельности учащихся

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников.  Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Любая самостоятельная  работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

Учитель обеспечивает сочетание  разнообразных видов самостоятельной  работы и управление самим процессом  работы.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  1. работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками;
  2. упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения;
  3. решение задач и практические, лабораторные работы;
  4. проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант);
  5. доклады и рефераты [7].

Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой  запас жизненных наблюдений и  знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

  1. предусматривать ее место в структуре урока;
  2. ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  3. предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  4. определять форму заданий;
  5. устанавливать оптимальную длительность работы;
  6. подбирать соответствующий дидактический материал;
  7. предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ

учеников [7].

Работа с книгой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов  на вопросы, составление плана параграфа  или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

Работу с учебником  целесообразно проводить сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также используя задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.

Лабораторные работы. Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно  комбинировать с такими формами  контроля, как диктант или тест.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной  подготовки к их проведению. Учитель  заранее составляет календарные  планы проведения уроков, в которые  включает проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок.

Выполняя работу, учащиеся записывают в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

После окончания самостоятельной  работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может  быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

В других случаях после  постановки познавательных задач урока можно дать карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.

Организуя такую самостоятельную  работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней –  закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятельные работы.

Доклады. Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – задача учителя.

Для индивидуальной самостоятельной работы учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержать задания разной трудности. Результативность самостоятельной работы на уроке зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных задач.

Даже самая  небольшая и несложная самостоятельная  работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель.

Информация о работе Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе