Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение самостоятельной работы как одного из важнейших видов учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач
изучить самостоятельную деятельность учащегося в обучении с точки
зрения различных подходов;
выявить особенности организации самостоятельной работы;
изучить технологию использования самостоятельной работы учащихся
на уроке информатики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………...5
1.1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: анализ различных подходов……………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и её функции…………………………...….8
1.3.Классификация видов самостоятельной работы учащихся…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ…………………………..………………………………………………14
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………....14
2.2. Этапы организации самостоятельной работы учащихся..…………………….19
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……...……………………...………………………………………26
3.1. Применение различных видов самостоятельных работ, как условие развития активности и самостоятельности учащихся……..……………..…………………....26
3.2. Организация самостоятельной работы на различных этапах урока информатики…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа АСНЕ.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Особую трудность  представляет самостоятельная учебно–познавательная  деятельность учащихся после уроков. Опыт показывает, что многие ученики  не умеют выполнять домашние задания, правильно читать, разбирать прочитанное, делать выписки, учить устные предметы. Домашняя учебная работа – это самостоятельная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Её особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. Учитель, как правило, не может регулировать сам процесс, но он обязан давать задание и учить рациональным методам самостоятельной работы на уроке. При планировании и сообщении домашнего задания обратить внимание на оптимальность его объема, сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы. В конце урока предложить ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредить о возможных затруднениях, рекомендовать пути их преодоления, сообщить требования к оформлению домашней работы. Для наиболее подготовленных учеников предусмотрены дополнительные задачи.

Удовлетворение  запросов интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание  устойчивого интереса к предмету осуществляется в значительной степени  через внеклассную работу, ведь на уроке учитель ограничен школьной программой и временем. Внеклассные занятия, в свою очередь, оказывают положительное влияние и на классные занятия: учащиеся, члены кружков, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают новые программы. Привить учащимся любовь к научной и технической литературе, научить их пользоваться литературой помогают конкурсы для учащихся в еженедельной газете Издательского дома “Первое сентября”, "Информатика”.

На примере рассмотренных самостоятельных работ можно увидеть, что они  улучшают восприятие учебного материала учащимися и повышают интерес к предмету, вырабатывают высокую культуру умственного труда, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. С помощью такой работы учащиеся самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Оптимальное использование  самостоятельной работы учащихся на уроке и внеклассной работы по предмету поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для решения этой проблемы особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма учащегося, интереса к предмету. Они должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Одним из способов повышения интереса к предмету, активации познавательной деятельности, а, значит, и повышения качества образования является организация самостоятельной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия обучаемых, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Важную  роль  в  организации  самостоятельной  работы  играет подборка учебного материала,  так как  с его помощью ученик  черпает  информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности  ребенка не имеет для него никакого значения и  не  оказывает  никакого  воздействия. Если  же  информация  созвучна   потребностям   учащегося   и   подвергается эмоциональной  переработке,   то   он   получает   импульс   к   последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно  быть  доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и  на жизненный опыт детей, но в то  же  время  материал  должен  быть  достаточно сложным и трудным.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов  самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Самостоятельное изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов

1) Вводно-мотивационный этап, когда учащиеся  должны  осознать  основную  цель  предстоящего изучения учебной темы.

2) Операционно-познавательный этап, заключавшийся в усвоении  знаний, входящих в содержание  данной темы.

3) Рефлексивно-оценочный этап. Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы  по данной теме.

В процессе обучения, в  том числе и информатике, применяются  различные виды самостоятельной  работы школьников, с помощью которых  они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Это работа с книгой, лабораторные работы, экскурсии, доклады и другие. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Приведенные выводы свидетельствуют о подтверждении  гипотезы исследования: использование самостоятельных работ на уроках информатики позволит получить высокие результаты обучения, если: для нее предусматривается специальное время на каждом уроке; она проводиться планомерно и систематически на различных этапах урока; применять различные виды самостоятельных работ; соблюдать требования и принципы организации самостоятельной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белкин Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 254 с.

2. Босова Л. Л. Организация дифференцированной самостоятельной работы 
учащихся на уроках информатики // Портал доступа: http://letopisi.ru/index.php  

3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. - М.: Просвещение, 2008. – 214 с.

4.Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности–М.: Пресса, 2008. - 332 с.

5. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Просвещение, 2006. - 115 с.

6. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу. – Спб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006. – 301 с.

7. Зубаирова Г.Р. Использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики // Портал доступа: http://festival.1september.ru/

8. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2006. -115 с.

9. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. - М.: Пресса, 2006. - 102 с.

10. Лапчик М.П., Семакин И.Г. Методика преподавания информатики: учебн. пособие для студ. пед. вузов/ – 3е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11.  Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. - М.: Профиздат, 2005. - 404 с.

12. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - Саранск: 
МГУ, 2005. - 67 с.

13. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М.: Просвещение, 2006. - 117 с.

14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Просвещение, 2005. - 334 с.

15. Подласый И.П.  Педагогика -. М.: Просвещение, 2006. - 115 с.

16.  Столяренко Л.Д.  Педагогика – Ростов н/д : Феникс, 2008. - 178 с.

17. Сухомлинский В.А. О воспитании.— М.: Педагогика, 2005. - 222с.

18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 2005. – 321 с.

19.  Харламов И.Ф.  Педагогика – М.: Педагогика, 2008. -  111с.

20. Шауцукова Л.З.. Информатика. - М.: Просвещение, 2006. - 221 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект урока  по информатике

 

          Тема: Управление с обратной связью.

           Цель: формировать представление учащихся об управлении с обратной связью.

          Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с понятием управления с обратной связью;

2. Развивающая:  развивать мышление, речь, внимание, память.

3. Воспитывающая:

а) воспитывать  информационную культуру и компьютерную грамотность;

б) воспитывать  интерес к предмету «Информатика».

       Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры, презентация, раздаточный материал.

      Методическая литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова.
  2. Методика преподавания информатики: учебн. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин. – 3е изд., М.:Издательский центр «Академия», 2006.

План урока

  1. Оргмомент (2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания (10мин) самостоятельная работа
  3. Сообщение темы и цели урока (2 минуты):
  4. Объяснение нового материала (15 минут)
  5. Закрепление изученного материала (7 минут)
  6. Домашнее задание §26

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте! Садитесь. Этот урок проведу у Вас я, зовут меня Светлана Николаевна.

- Урок мы начнем с проверки домашнего задания. Проверка домашнего задания пройдет в виде самостоятельной работы.

  1. Проверка домашнего задания

Доставайте  листочки, записывайте фамилию.

- На доске  вы видите 5 вопросов. В течение 10 минут вам нужно ответить на эти вопросы.

1. Кто был  основателем кибернетики? В каком году вышла первая книга?

В 1948 году в США  и Европе вышла книга американского  математика Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

2. Что такое управление?

(Управление  есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые                                                                                                           являются управляющими, на другие   объекты – управляемые).

3.Что представляет собой управляющее воздействие с точки зрения кибернетики?

(с кибернетической  точки зрения варианты управляющих  воздействий следует   рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд).

4. Что называется  алгоритмом управления?

(Последовательность  команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной    цели, называется алгоритмом управления.

5. Нарисуйте  схему управления без обратной  связи.


 

  1. Сообщение темы и цели урока

- На предыдущем уроке вы познакомились с  системами управления без обратной связи, а на сегодняшнем уроке мы поговорим об управлении с обратно связью. Запишите тему урока «Управление с обратной связью».

Приведите примеры процессов управления без обратной связи и поясните свой пример (человек – компьютер).

  1. Объяснение нового материала

- Если внимательно  обдумать примеры: хозяин-собака, человек-телевизор, светофор-автомобиль, что строго в соответствии  со схемой системы управления  без обратной связи, работает только система «светофор - автомобили». Светофор «не глядя» на обстановку управляет движением машин, не обращая внимания на обстановку на перекрестке. Алгоритм работы светофора:

Информация о работе Самостоятельная работа учащихся как один из видов обучения в современной общеобразовательной школе