Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение самостоятельной работы как одного из важнейших видов учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач
изучить самостоятельную деятельность учащегося в обучении с точки
зрения различных подходов;
выявить особенности организации самостоятельной работы;
изучить технологию использования самостоятельной работы учащихся
на уроке информатики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………...5
1.1. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: анализ различных подходов……………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие «самостоятельная работа» и её функции…………………………...….8
1.3.Классификация видов самостоятельной работы учащихся…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ…………………………..………………………………………………14
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы…………....14
2.2. Этапы организации самостоятельной работы учащихся..…………………….19
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……...……………………...………………………………………26
3.1. Применение различных видов самостоятельных работ, как условие развития активности и самостоятельности учащихся……..……………..…………………....26
3.2. Организация самостоятельной работы на различных этапах урока информатики…………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….43
3.2. Организация самостоятельной работы на различных этапах урока информатики
Обучение – сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимым условием успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется через его деятельность. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – процесса познания нет. Всё чаще приходится считаться и с таким фактом, как неспособность многих учеников самостоятельно работать, их стремление увильнуть, а порой и сорвать самостоятельную работу, их желание все получить в готовом виде без труда и собственных усилий. Задача учителя – научиться приемам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному труду. Самостоятельная работа может принимать разные формы, способы и приемы.
Для оценки уровня подготовки ребят к восприятию нового материала и повторения, необходимых на уроке базовых понятий, как показывает практика, использование традиционного индивидуального опроса старшеклассников не является оптимальным вариантом. Не секрет, что тратится где-то 40% времени урока, да и большинство учащихся бывают, далеки от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала [16, c. 221]. Поэтому на уроках целесообразно использовать следующие виды самостоятельной работы учащихся на этом этапе проверки знаний
Диктанты – это письменные ответы на вопросы учителя, затем их обсуждение и проверка, оцениваются лучшие ответы.
Например, вопросы диктанта по теме “Организация циклических процессов в языке Паскаль”.
один раз?;
раза, и цикл прекратил работу. Укажите значения переменных X, Y после выполнения программы.
1 вариант: |
2 вариант |
x=8; |
x=5; |
repeat |
while………. do |
y:=x*x; |
begin |
writeln(x:3,y:5); |
y:=x+5; |
x=x–2 |
writeln(x:4,y:6); |
until ... ; |
x:=x+1 |
end; |
Следующая форма – эстафета. Класс делится на несколько групп, каждая из которых получает задание, учащиеся в порядке очередности отвечают на вопросы. Поощряется сдавшая первой команда, подсчитывается количество правильных ответов, объявляется победитель. Возможно использование эстафет при изучении тем “Системы счисления”, “Измерение информации”, “Алгоритмизация и программирование”.
Можно использовать карточки в виде тестов для отдельных учащихся. Остальные в это время решают задачу, решение которой содержит элементы решения домашней задачи. Заранее готовится шаблон решения задачи с недостающими блоками (в обязательном порядке оцениваются работающие с тестом, а также “активисты” решения задачи); в случае затруднений при выполнении домашней работы на уроке разбирается решение по готовой программе.
Во время объяснения нового материала привлекать учащихся к самостоятельной работе помогают следующие приемы.
Первый прием. При объяснении новой темы, в нужный момент задаются вопросы классу: “А почему это происходит?” Например, при изучении темы: “Общие принципы организации и работы компьютеров” целесообразно задать “Вот вы включили питание системы, все закрутилось, зашумело и засветилось. Что делает компьютер с момента включения до того, как вы сможете с ним общаться?”. В своих ответах учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом.
Второй прием - использование практических заданий при объяснении нового материала. Например, при изучении темы “Внутренняя и внешняя память ЭВМ” предложить учащимся определить объем ОЗУ и жесткого диска данного компьютера, ответить на вопрос “Какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD–ROM диск?”. Выполнив задание, ученики приходят к выводу, что количество помещаемой информации на разные носители неодинаково, при этом они делают вывод, что CD–ROM предназначен только для считывания информации, но не для записи её.
Третий прием. При изучении Паскаль для каждого ученика приготовить опорный конспект урока, в котором изложено самое главное. Здесь есть задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание.
Четвертый прием. При объяснении нового материала используются ответы более подготовленных ребят. И, хотя основная часть объяснения нового материала дается учителем, учащиеся активно работают на уроке. Беседуя, не только сообщается новый материал, но и с его помощью ставится вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным “открытиям”.
Пятый прием. Применение
компьютерной обучающей программы
позволяет сделать уроки
Для активизации
мыслительной деятельности учащихся во
время изложения материала возм
Усвоение учебного материала учащимися происходит в процессе формирования умений и навыков. Основным содержанием учебной деятельности является выполнение специально разработанных учителем учебных упражнений по отработке навыков применения ранее приобретенных знаний. Не секрет, что одной из трудно решаемых проблем в преподавании информатики является ограниченность времени, т.к. в неделю проводится всего один урок. Получается, что за несколько уроков, отведенных на изучение определенной темы, учащиеся должны усвоить теоретический материал, отработать его практическое применение с использованием ПК, показать учителю свои знания для получения оценки. И поэтому учитель, для каждого урока должен выбрать такие виды самостоятельных работ, которые будут наиболее экономичными по времени и эффективными по результатам. Такие самостоятельные работы носят репродуктивный характер.
Выполнение тренировочных упражнений, решение задач. Это предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы служат закреплению материала. При планировании заданий следует обращать внимание на оптимальность его объема, сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на уроке, на дифференцированность заданий для наиболее подготовленных учеников, в какой форме предложить помощь слабоуспевающим, используются способы повышения интереса к заданию (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров и др.). На данном этапе обучения используется парная работа за компьютером. Как показывает практика, если учащийся работает за компьютером один, и у него возникли трудности, он может рассуждать так: “Сосед слева молчит, наверное, ему все понятно. И справа тихо. И вообще, никто не спрашивает. Значит, всем, кроме меня, все ясно. Значит, я один такой глупый, а это надо скрыть – сделать вид, что и у меня все в порядке, и ничего ни у кого не спрашивать”. Если за одним компьютером работают двое, то меньше вероятность незнания одного и того же обоими сразу. Ряд мелких проблем двое могут решить сами путем обсуждения и не будут “тормошить” учителя по пустякам. Для учащегося помощь товарища оказывается порой доступнее, чем помощь учителя. Возможно, обучаемый не боится спросить у товарища нечто для него важное и непонятное, но такое, что спрашивать у учителя стыдно: давно уже “прошли”, наверное, все остальные это хорошо знают; так недолго и двойку схлопотать. При серьезном затруднении схема их рассуждений будет: "Тебе понятно? (шепотом) – “Нет”. – “И мне тоже”. – “Значит, я не один такой глупый, нас таких уже двое, а может, и больше. Давай спросим у учителя”. Итак, коллектив может дружно и громко заявить: “Нам не понятно”, но не так часто индивидуум говорит вслух при всех: “Мне не понятно”.
Выполнение проверочных работ. Например, для проверки знаний и умений работы с объектами в Paint используются карточки–задания вида:
Задание I– теория;
z1_фамилия;
области окна программы Paint?;
который ожидался?
Как можно отменить действие команды,
которая выполнена неправильно?
программы Paint?
Задание II– практика
В качестве объектов используются симметричные фигуры. При выполнении данной работы у кого-то появляются лишние детали, у кого-то их не достаёт, в итоге пазл собирается.
При изучении особенностей
конструирования
алгоритмом решения такой задачи: (текст задачи);
……..;
Запиши ответ ___________________________
Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Значительное место в упражнениях должны занимать задания с практической направленностью.
В качестве итоговой работы, демонстрирующей знания, умения, навыки работы в Paint, предложить задание “Создание обложки для аудиокассеты” средствами этого редактора. За 2–3 урока необходимо объявить тему будущей работы, учащиеся продумывают, создают в тетрадях эскизы обложить. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.
При изучении Word предложить учащимся следующие творческие задачи:
произвольной форме;
др.
При изучении темы “Базы данных”:
хранить сведения о какой-либо коллекции (марок, монет, автомобилей и т.д.). Создать форму для заполнения этой БД и ввести в нее сведения о 15–20 экземплярах коллекции. Придумать и сформировать к созданной базе данных 3–4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям);
будет хранить сведения об ученике школы на протяжении всех лет обучения. Создать форму для заполнения этой БД и ввести в нее сведения о 8–10 учениках школы из различных классов (например, второго, шестого и девятого). Придумать и сформировать к созданной базе данных 3–4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям);
которой можно будет хранить общие сведения о сотрудниках учреждения, их послужные списки и информацию об отпусках. Создать форму для заполнения этой БД и ввести в нее сведения о 10 сотрудниках. Придумать и сформировать к созданной базе данных 3–4 запроса различной сложности.
Такие задачи позволяют
индивидуализировать учебный
В целях систематической проверки знаний учащихся по каждой теме и недопущения образования пробелов проводится так называемый тематический учет. Такой учет предполагает либо проведение контрольной работы после каждой темы, либо зачет, либо обобщающие опросы. В зависимости от темы, при проведении зачета можно привлечь сильных учащихся в качестве помощников: кроме традиционного контроля учителем полезен контроль товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь. Более подготовленные ребята предварительно сдают зачет учителю. Затем каждый их них готовит свои задания для проверки, корректирует вместе с учителем формулировки и решение задач.