Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Младший возраст это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов и семьи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3

1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………..


6
1.1. ТИПЫ И ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ ……….
6
1.2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ …………………………………………..


13

2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………….


21
2.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ………………………………………………..

21
2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ …………………….
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

Файлы: 1 файл

Cемейные конфликты....doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..

3

 

1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………..

 

 

6

1.1. ТИПЫ И ДИАГНОСТИКА  СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ ……….

6

1.2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ  СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ …………………………………………..

 

 

13

 

2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………….

 

 

21

2.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ………………………………………………..

 

21

2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ …………………….

24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

 

32

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….

 

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Младший возраст это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов и семьи:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- патриотическое воспитание;

- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей; развитие детского общественного движения;

- совместная работа школы и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам). В связи с этим родители и окружающие взрослые должны показывать им положительные примеры поведения. Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную и нравственную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

Напротив, конфликты в  семье, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводят к появлению у ребенка невротизма, тревожности. Нарушение эмоционального контакта ребенка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор.

Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, активная и тактичная забота о ребенке, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у школьника так называемого базового доверия к миру, а с другой повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира Теплые тесные связи ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствует развитию у него гуманного отношения к другим.

Таким образом, во-первых, обеспечиваются благоприятные условия для формирования принципиальных личностных черт, во-вторых, развивается самооценки ребенка, его уровня притязаний, формируется мотивационная сфера и нравственные ориентации.

Объект исследования: семья с детьми (ребенком) младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние конфликтов в семье на формирование нравственных установок детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь деструктивной семейной ситуации (конфликтная семья) с эффективностью нравственного воспитания.

Задачи исследования:

- рассмотреть типы  и методы диагностики семейных  конфликтов;

- проанализировать степень исследования семейного и нравственного воспитания в психолого-педагогической науке;

- провести экспериментальное  исследование влияния семейных  конфликтов на нравственное воспитание  детей младшего школьного возраста.

Рабочая гипотеза: семейные конфликты оказывают деструктивное влияние на степень усвоения младшими школьниками нравственных норм и принципов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СЕМЕЙНЫЕ  КОНФЛИКТЫ И ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

 

1.1. ТИПЫ И ДИАГНОСТИКА  СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

 

Одним из ключевых проявлений неблагополучия семьи выступают семейные конфликты. Семейные конфликты можно определить как «обострение интерперсональных отношений в семейной группе, когда позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключающими, либо воспринимаются таковыми»1.

В конфликтологии и психологии семьи базовую роль исследователи отводят супружеским конфликтам. Причина их возникновения - неудовлетворение потребностей супругов. В данном случае необходимо говорить о  кризисных периодах развития семьи, которые и являются наиболее конфликтными. В соответствии с этим в зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, проблемные и невротические семьи.

Представители гуманистического направления в психологии видят причину нарушения супружеских отношений в недостатке удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях. Они делают попытки анализа семьи в целом, проводя аналогию со структурой невротической личности, используя категорию защитных механизмов в семье. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т.д.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей.

При анализе причин происхождения  конфликта в семье, Захаров А.И., например, выделяет такие неблагоприятные черты личности матерей, (они, по его мнению, обладают более выраженными невротическими изменениями по сравнению с отцами):

- повышенная чувствительность, склонность все принимать близко  к сердцу, легко расстраиваться и волноваться, или сензитивность;

- эмоциональная возбудимость  или неустойчивость настроения, или аффективность;

- склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний либо противоречивость личности в целом, обусловленная трудно совместимым сочетанием двух предшествующих характеристик, или тревожность;

- стремление играть  значимую роль, или доминантность;

- фиксация на своей  точке зрения, отсутствие гибкости  мышления, или эгоцентричность;

- повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, или гиперсоциальность2.

К типологии конфликтов может быть несколько подходов. Например, конфликты по линии участников конфликта, например, «родители - дети», «родители-родители», «родители-дети родителей» или «ребенок-другой ребенок».

Также конфликт для каждого члена семьи может быть внутренним (внутриличностным) и вызванным внешними факторами, в том числе, формируемыми внутри семьи. Какие внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения конфликтов? Для старших дошкольников и младших школьников определяющими для их развития являются факторы семейной ситуации. К примеру, даже абсолютно неуспешный в школе ребенок при поддержке семьи и при создании ею ситуаций успеха в других областях может не иметь внутреннего конфликта, связанного со школьной неуспешностью.

Можно выделить семейные факторы риска, приводящие к возникновению и развитию конфликта, их можно условно разделить на три группы:

- нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь наличие у них повышенной тревожности;

- неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека;

- нарушение механизмов функционирования семьи, и в первую очередь наличие конфликтов между родителями или отсутствие одного из родителей.

Источник проблем современной  семьи ищется в сексуально-семейных дисгармониях, а средством из разрешения считается тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений. Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте общения в родительской семье)3.

В конфликтных семьях можно наблюдать практически все стили «отклоняющегося» воспитания.

А.И.Захаров видит причину конфликтов в «извращенной» ролевой структуре семьи, а именно - мать излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, требовательна и категорична. Отец слишком женственен, мягок,  раним и не способен управлять ситуацией. Тогда ребенок становится «козлом отпущения»4.

Аналогичной точки зрения придерживается и В.Н. Дружинин: «Кто доминирует в семье? В патриархальной  семье  доминирует отец. В матриархальной семье доминирует мать. В так называемой «детоцентрической» семье реально (психологически!) доминирует ребенок, его потребности или капризы. В эгалитарной семье властные функции распределены,  но их распределение - постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теории конфликта»  для описания современной семьи),  можно назвать ее - конфликтной семьей»5.

Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а восприятие ее ребенком. Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых, или жизнестойких детей. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказывает на них негативного влияния? Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то резонанс усиление и закрепление внутреннего конфликта будет вызываться высоким уровнем тревоги у самих родителей, что выражается в повышенном беспокойстве по поводу развития ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или же в тревоге в связи со своей профессиональной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуацией в стране.

Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищенности: они испытывают ощущение небезопасности окружающего мира. Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребенка не появилась автономная позиция, то к резонансу приведет гиперопека родителей.

Под автономной позицией ребенка понимается формирование у него потребности и умений самостоятельно действовать, думать и чувствовать. Ребенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать самостоятельных действий.

Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения, через них удовлетворяются его важнейшие базовые потребности: в безопасности, любви и принятии.

Однако конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии. Так в случае развода родителей или конфликтов между ними возникает конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор, он заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказываются его отношения с другим6.

Следствием конфликта лояльности может явиться развитие у ребенка тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей готовности к реагированию, излишней покорности, недостаточности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка.

Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия. Они возникают только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребенка, в особенности если до этого старший являлся кумиром семьи. В этой ситуации преобладающим у ребенка является чувство одиночества.

Информация о работе Семейные конфликты