Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Младший возраст это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов и семьи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3

1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………..


6
1.1. ТИПЫ И ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ ……….
6
1.2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ …………………………………………..


13

2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………….


21
2.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ………………………………………………..

21
2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ …………………….
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

Файлы: 1 файл

Cемейные конфликты....doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

В 70-х гг. И.Ф. Харламовым была определена психологическая структура нравственных качеств и на этих основаниях предложено иное понимание сущности нравственного воспитания. «Воспитание есть процесс педагогического воздействия на учащихся с целью формирования у них тех или иных качеств », отмечал он, и « это воздействие должно направляться на возбуждение у учащихся потребностей в той или иной сфере деятельности и поведения, на развитие их сознания и мотивов поведения, на выработку практических умений и навыков и укрепление их воли»16. Однако в последствии И.Ф. Харламов так и не смог однозначно преодолеть отношенческий подход к определению сущности нравственного воспитания.

Тем не менее, идеи личностно-ориентированного подхода нашли свое отражение в работах многих ученых (К.В. Гавриловец, Ф.В. Кадол, Т.М. Куриленко, В.В. Чечет, В.Т. Чепиков и др.). Так, в исследовании В.Т. Чепикова, посвященного проблеме формирования нравственных качеств младших школьников, показано, что основой нравственности являются личностные качества психологические образования, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека. Формирование личностных качеств, по мнению ученого, носит интегративный характер, а возникшее в результате этого в структуре личности обобщенное психологическое образование в зависимости от сложившегося сочетания личностных качеств и их структурно-содержательных компонентов приобретает качественно новое содержание и проявление в её поведении и деятельности.

На основании этих положений В.Т. Чепиков сформулировал следующее определение: «нравственное воспитание личности младшего школьника есть целенаправленный педагогический процесс формирования и интеграции ее нравственных качеств»17.

Определение нравственного воспитания как целенаправленного процесса формирования личностных качеств позволило выявить социальные источники их формирования, которыми выступают социальные правила и нормы поведения человека. Личностно-ориентированный подход дает возможность охарактеризовать те индивидуальные внутренние изменения в содержании и структуре нравственной сферы личности, которые происходят под влиянием усвоения растущим человеком социального морального опыта.

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. СЕМЕЙНЫЕ  КОНФЛИКТЫ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

 

В младшем школьном возрасте у учащихся происходит формирование простейших нравственных качеств личности, основу которых составляют нравственные привычки, сформировавшиеся в результате многократного повторения одних и тех же нравственных действий и поступков.

Наблюдения за поведением и деятельностью младших школьников свидетельствуют о том, что то или иное нравственное качество личности характеризуется устойчивостью проявления не в любых, а только в относительно одинаковых условиях и ситуациях. Изменение же последних ставит младшего школьника в ситуацию необходимости осознанного выбора той или иной фор- мы поведения и принятия определенного решения, что в силу возрастных особенностей и ограниченности нравственного опыта поведения младших школьников вызывает у них нередко затруднения в практической реализации сформировавшейся в определенных условиях нравственной привычки.

Например, очень часто можно наблюдать, когда младшие школьники проявляют вежливость в общении с учителем, но не проявляют ее в общении со своими сверстниками. С другой стороны, личность младшего школьника представляет собой интенсивно развивающуюся систему. Она постоянно и непрерывно испытывает на себе не только формирующие влияния условий внешней среды, но и разнообразные целенаправленные воспитательные воздействия, которые, естественно, вызывают соответствующие изменения в психологической структуре нравственных качеств. Происшедшие в нравственно-психологической структуре личности младшего школьника изменения, в свою очередь, определяют изменения в его поведении и деятельности.

Следовательно, нравственные качества как психологические и поведенческие признаки личности представляют собой динамичную систему, содержательные и структурные компоненты которой постоянно и непрерывно расширяются, обогащаются, объединяются (интегрируют) в более сложные личностные образования. Речь идет о том, что изменения, происходящие в образе жизни, в деятельности и поведении учащихся, а также непосредственные воздействия, в том числе и воспитательные, могут при соответствующих условиях вызвать определенные количественные и качественные изменения в психологической сфере личности, которые, в свою очередь, опосредуют изменения в поведении и деятельности.

Однако некоторые исследователи отмечают, что для младших школьников характерны относительная несамостоятельность морального мышления, подражательность и внушаемость, формальное усвоение нравственных норм и правил, авторитарность нравственной регуляции и высокая регламентация поведения и деятельности18.

Имеются данные, согласно которым конфликтная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребёнка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключённые выходцами из них, распадаются значительно чаще19.

Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семье с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семье. у родителей с низким образованием растут хорошие дети.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицательных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательной ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и)

Считается, что конфликтная атмосфера семье способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в перенатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери.

Часто конфликтная, напряженная  ситуация семье приводит к очень  тяжелым последствиям, ребенок может  замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность  ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание  и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера  и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей  накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

З.Фрейд был первым, кто высказал предположение, что домашние конфликты в раннем детстве становятся глубоко скрытой основой последующей психологической патологии. Один из реальных механизмов развития такой патологии как раз и состоит в том, что психотравмирующий конфликт закрепляет и провоцирует типичную и закономерную для детского возраста реакцию капитуляции, поскольку в конфликт вовлечены и источником психической травмы становятся как раз те наиболее близкие ребенку люди, которые в нормальных условиях должны помогать ему менять пассивно-оборонительное поведение на активно-оборонительное.

 

2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

С целью выявления  влияния конфликтов в семье на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста нами было обследовано 10 семей с учащимися 2 класса (6 мальчиков и 4 девочки). Эксперимент был консолидированным, так как результаты диагностики конфликтных семей и диагностики нравственной воспитанности сопоставлялись с целью выявления взаимосвязи.

1. Анализ конфликтности в семье. Проективный тест «Семейная социограмма», который относится к рисуночным проективным тестам. Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье – адекватный или конфликтный20.

Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым  производится оценка результатов тестирования:

  1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
  2. величина кружков;
  3. расположение кружков относительно друг друга;
  4. дистанция между ними.

Оценивая результат  по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее необходимо обратить внимание на величину кружков (второй критерий).

Больший, по сравнению  с другими кружок «Я» говорит  о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемых.

Следует обратить внимание на  расположение кружков в площади  тестового поля и по отношению  друг к другу (третий критерий). Большую  информацию можно получить, проанализировав  расстояние между кружочками (четвертый критерий).

2. Методики диагностики нравственной воспитанности детей 1 - 3 классов, разработанные сотрудниками Лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО

Методика 1: Диагностика  нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам несколько высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Пример:

- 3;

- 4 и т.д. 

Текст вопросов:

- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

- Мне приятно делать людям радость

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные  вопросы) обрабатываются следующим  образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

в 3 балла - 2 единицы,

в 2 балла - 3 единицы,

в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах  количество единиц устанавливается  в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы  и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний  уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика 2: Диагностика  этики поведения 

Информация о работе Семейные конфликты