Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Младший возраст это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов и семьи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3

1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………..


6
1.1. ТИПЫ И ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ ……….
6
1.2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ …………………………………………..


13

2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………….


21
2.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ………………………………………………..

21
2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ …………………….
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

Файлы: 1 файл

Cемейные конфликты....doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция:

Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст:

Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

Если кто-то надо мной смеется, то я…

Если я хочу, чтобы  меня приняли в игру, то я…

Когда меня постоянно  перебивают, то я…

Когда мне не хочется  общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный  результат: агрессия, разные способы  психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный  результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный  результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения  без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный  результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика 3: Диагностика  отношения к жизненным ценностям 

Инструкция:

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5» Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

Быть человеком, которого любят 

Иметь много денег 

Иметь самый современный  компьютер 

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей 

Иметь возможность многими  командовать 

Иметь много слуг и  ими распоряжаться 

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать  и помогать другим людям 

Иметь то, чего у других никогда не будет 

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных  ответов - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень. 

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень. 

Методика 4: Диагностика  нравственной мотивации 

Инструкция:

«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:

Если кто-то плачет, то я:.

Пытаюсь ему помочь.

Думаю о том, что могло  произойти.

Не обращаю внимания.

Я с другом играю в  бадминтон, к нам подходит мальчик  лет 6-7, и говорит, что у него нет  такой игры:

Я скажу ему, чтобы  он не приставал.

Отвечу, что не могу ему  помочь.

Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Пообещаю, что он может  придти с другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

Я не обращу внимания.

Скажу, что он размазня.

Объясню, что нет ничего страшного.

Скажу, что надо лучше  научиться этой игре.

Ваш одноклассник на вас  обиделся вы:

Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать  в этой ситуации.

Обижусь в ответ.

Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных  ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень 

2, 3 бала - средний уровень 

0, 1 бал - низкий уровень.

Результаты эксперимента (таблица 1): наличие явных признаков конфликтности и эмоционального отторжения в семье продемонстрировал 1 мальчик (№ 03м), признаки скрытой конфликтности – 3 испытуемых (№№ 05м, 06м, 08д).

Испытуемый № 03м продемонстрировал уровень нравственной самооценки ниже среднего, уровень сформированности этики поведения – низкий, уровень по показателю «Отношение к жизненным ценностям» - ниже среднего, уровень нравственной мотивации – низкий.

Испытуемый № 01м, продемонстрировавший отсутствие признаков конфликтности в семье продемонстрировал следующие показатели по нравственному воспитанию: нравственная самооценка – высокий уровень, этика поведения – высокий уровень, отношение к жизненным ценностям – высокий уровень, нравственная мотивация – средний уровень. А испытуемые №№ 02м и 07д, также не показавшие данных по наличию конфликтов в семье, практически по всем этим признакам нравственного воспитания показали средний уровень.

Таблица 1.

Сводная таблица результатов  консолидированного эксперимента по выявлению влияния конфликтности на нравственное воспитание школьников младшего школьного возраста

испытуемого

«Конфликтность в семье»

«Нравственная самооценка»

«Этика поведения

«Отношение к жизненным ценностям»

«Нравственная мотивация»

01м

-

ву

ву

ву

су

02м

-

су

су

су

су

03м

+

нсу

ну

нсу

ну

04м

-

су

ву

ву

су

05м

+ -

ну

су

су

су

06м

+ -

су

ву

су

ну

07д

-

ву

су

су

су

08д

+ -

нсу

су

су

ну

09д

-

ву

су

ву

су

10д

-

су

ву

ву

су


Таким образом, определенная связь между наличием конфликта в семье и уровнем сформированности нравственных качеств у младших школьников существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения. Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей.

Изучение развития теории и практики нравственного воспитания это неиссякаемый источник ценных психолого-педагогических идей. Накопившийся опыт позволяет предупредить имевшиеся в нем ошибки и успешно использовать все положительное, накопленное за полувековую историю. От того, как будет использован этот опыт, учтены его положительные и отрицательные стороны, в значительной мере зависит решение практических задач нравственного воспитания детей в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности// Психологический журнал. 1983 - Т.4. - С. 14-29.

Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. 221 с.

Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика "Включенного конфликта"). НИИ ОПП. М., 1992. 38 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. 223 с.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт /Авт. предисл. Ю.А. Шерковин. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1999. 190 с.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.

Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Минск: Выcшая школа, 1982. 176 с.

Высотина Л.А. Формирование моральных качеств школьников. М.: Знание, 1970. 37 с.

Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психологический журнал. Т.1, 6, 1980. С. 119 - 133.

Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре Москва. 1995. 166 с.

Захаров А.И. Психогенные  детерминаты конфликтов в семье // Психодиагностика и психокоррекция в психосоциальной работе. Сб. статей. Саратов: Источник. 2001. 201 с.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974. 280 с.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 104 с.

Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. 183 с.

Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 126 - 143.

Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990 - № 4. С. 91 - 99.

Семья в психологической  консультации // Под ред.  А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Педагогика, 1989.

Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание и его сущность. М: Просвещение, 1986. 311 с.

Чепиков В.Т. Психология нравственного воспитания. СПб: Питер, 2001. 213 с.

 

1 Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990 - № 4. С. 91 - 99.

2 Захаров А.И. Психогенные детерминаты конфликтов в семье // Психодиагностика и психокоррекция в психосоциальной работе. Сб. статей. Саратов: Источник. 2001. 201 с.

Информация о работе Семейные конфликты