Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа
Актуальность исследования. Младший возраст это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов и семьи:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
3
1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………………..
6
1.1. ТИПЫ И ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ ……….
6
1.2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ …………………………………………..
13
2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………….
21
2.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ………………………………………………..
21
2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ …………………….
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………
Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст:
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика 3: Диагностика
отношения к жизненным
Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5» Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4, 3 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика 4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я:.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры:
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень.
Результаты эксперимента (таблица 1): наличие явных признаков конфликтности и эмоционального отторжения в семье продемонстрировал 1 мальчик (№ 03м), признаки скрытой конфликтности – 3 испытуемых (№№ 05м, 06м, 08д).
Испытуемый № 03м продемонстрировал уровень нравственной самооценки ниже среднего, уровень сформированности этики поведения – низкий, уровень по показателю «Отношение к жизненным ценностям» - ниже среднего, уровень нравственной мотивации – низкий.
Испытуемый № 01м, продемонстрировавший отсутствие признаков конфликтности в семье продемонстрировал следующие показатели по нравственному воспитанию: нравственная самооценка – высокий уровень, этика поведения – высокий уровень, отношение к жизненным ценностям – высокий уровень, нравственная мотивация – средний уровень. А испытуемые №№ 02м и 07д, также не показавшие данных по наличию конфликтов в семье, практически по всем этим признакам нравственного воспитания показали средний уровень.
Таблица 1.
Сводная таблица результатов консолидированного эксперимента по выявлению влияния конфликтности на нравственное воспитание школьников младшего школьного возраста
№ испытуемого |
«Конфликтность в семье» |
«Нравственная самооценка» |
«Этика поведения |
«Отношение к жизненным ценностям» |
«Нравственная мотивация» |
01м |
- |
ву |
ву |
ву |
су |
02м |
- |
су |
су |
су |
су |
03м |
+ |
нсу |
ну |
нсу |
ну |
04м |
- |
су |
ву |
ву |
су |
05м |
+ - |
ну |
су |
су |
су |
06м |
+ - |
су |
ву |
су |
ну |
07д |
- |
ву |
су |
су |
су |
08д |
+ - |
нсу |
су |
су |
ну |
09д |
- |
ву |
су |
ву |
су |
10д |
- |
су |
ву |
ву |
су |
Таким образом, определенная связь между наличием конфликта в семье и уровнем сформированности нравственных качеств у младших школьников существует.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.
Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения. Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей.
Изучение развития теории и практики нравственного воспитания это неиссякаемый источник ценных психолого-педагогических идей. Накопившийся опыт позволяет предупредить имевшиеся в нем ошибки и успешно использовать все положительное, накопленное за полувековую историю. От того, как будет использован этот опыт, учтены его положительные и отрицательные стороны, в значительной мере зависит решение практических задач нравственного воспитания детей в современных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности// Психологический журнал. 1983 - Т.4. - С. 14-29.
Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. 221 с.
Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика "Включенного конфликта"). НИИ ОПП. М., 1992. 38 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.
Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. 223 с.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт /Авт. предисл. Ю.А. Шерковин. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1999. 190 с.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Минск: Выcшая школа, 1982. 176 с.
Высотина Л.А. Формирование моральных качеств школьников. М.: Знание, 1970. 37 с.
Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психологический журнал. Т.1, 6, 1980. С. 119 - 133.
Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре Москва. 1995. 166 с.
Захаров А.И. Психогенные детерминаты конфликтов в семье // Психодиагностика и психокоррекция в психосоциальной работе. Сб. статей. Саратов: Источник. 2001. 201 с.
Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974. 280 с.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 104 с.
Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. 183 с.
Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 126 - 143.
Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990 - № 4. С. 91 - 99.
Семья в психологической консультации // Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Педагогика, 1989.
Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание и его сущность. М: Просвещение, 1986. 311 с.
Чепиков В.Т. Психология нравственного воспитания. СПб: Питер, 2001. 213 с.
1 Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990 - № 4. С. 91 - 99.
2 Захаров А.И. Психогенные детерминаты конфликтов в семье // Психодиагностика и психокоррекция в психосоциальной работе. Сб. статей. Саратов: Источник. 2001. 201 с.