Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:44, шпаргалка
1. Образование как категория педагогики.
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение.
1.
Образование как категория
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающий определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение, образование. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний, умений, выработанных человеком, формирование этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознание и поведение. Термин образование принято употреблять в значении целенаправленной деятельности связанной с приобщением человека к культуре, к знаниям, и говорим о начальном, высшем образовании, а так же в образовании общем, профессиональном, имея в виду уровень и профиль образования. Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как главная часть образования и обучения. Образование и обучение должны быть направлены на формирование у школьников познавательных потребностей и соответствующих умений в познавательной деятельности. Но самообразование рассматривается и как систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях возникших у человека. Такое самообразование может осуществляться на протяжении всей жизни человека.
2. Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога- психолога.
Согласно «общей
характеристики специальности педагога
и психолога» основными видами деятельности
педагога-психолога является коррекционно-развивающая
учебная, преподавательская деятельность,
научно- методическая деятельность, социально-
педагогическая д., воспитательная д.,
культурно- просветительная и управленческая
деятельность. Коррекционно-развивающая
деятельность осуществляется педагогом-
психологом в форме обучения, тренировки
или консультации. Тренировка ( тренинг)
- обычно проводится для развития определенных
навыков и умений в общении, в учебе, для
значимых, в том числе и профессиональных
качеств. Консультирование - это особым
образом организованное общение педагога
- психолога с учеником, педагога родителем
или их группой. Консультации могут быть
индивидуальными или групповыми. В консультации
педагог- психолог имеет дело со здоровьем
человека и особое внимание уделяют активизации
сил и возможностей человека, обратившегося
за консультацией. Развитие консультируемого
происходит не только путем передачи ему
знаний, но больше за счет формирования
особых отношений с консультантом, приводящих
к самостоятельному развитию клиента.
В консультации выделяют несколько этапов:
- установление контакта (важно уметь расположить взглядом, голосом, ...);
- определение запроса и постановка проблемы;
- диагностика;
- совместная работа по решению проблемы, которая водится с помощью специальных консультативных методов и приемов. В консультации консультируемой рассматривается как равный партнер. Задача педагога- психолога помощь другому человеку свои потенциальные возможности, чему способствует уважение консультируемому.
1. Основные научные направления в психологии.
В зарубежной психологии выделяют 3 основных направления: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология. Бихевиоризм- ассоциирован с понятиями объективный, экспериментальной, безличны. логикопозитивистский, операцональный, лабораторный. Психоанализ- с понятиями фрейдистский, неофрейдистский, эго- психология, ид- психология, динамическая психология, инстинктивный, психология бессознательного. Гуманистическая психология- связана с понятиями феноменологическая, экзистенциальная самоактуализация, я-теория, внутренний опыт, существование и становление.
Эти направления связаны с разными способами познания:
1 способ- выдвижение гипотезы и ее проверка на основе внутреннего опыта;
2 способ- выдвижение гипотезы, ее эмпирическая проверка, согласование с результатами ученых.
3 способ- по Карлу Роджеру - межличностные познания, основанные на эмпатии исследовании событий, совершающихся внутри человека.
Путь такого познания двойной: а) подтверждение правильности гипотезы самим клиентом; б) подтверждёние гипотезы объективными методами.
Последователи психоанализа: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон. Психоанализ нашел более благодатную почву для развития в США. Эдвард ли Торндайк, Джон Уотсон, Эдвард Нейс Толмен считаются основателями бихевиоризма. Эдвард ли Торндайк считается родоначальником поведенческой психологии, хотя он не пользовался термином «поведения», он предпочитал ему слово «коннексия»- связь между реакцией и ситуацией. Бихевиоризм идеологически связан либеральной платформой, стремящейся к оптимизации среды. Гуманистический подход более близок радикальным взглядом, в соответствии с которыми не может быть ограничений для личной свободы.
2. Психологические основания учебной деятельности ( В. В. Давыдов)
Любая деятельность человека связана с творческим преобразованием предмета. Усвоение школьником теоретических знаний в форме учебной деятельности, начинается с творческого преобразования усваиваемого им материала. Учебная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные потребности, мотивы, задачи, действие и операции. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов детской деятельности. Ее выполнение младшим школьником определяет развитие у них главных психических новообразований и прежде всего основ теоретического мышления, нацеленного на раскрытие закономерностей происхождения и развития предметов. Для учебной деятельности характерно ее коллективное выполнение: группами детей, всем классом.. Осуществляется постоянное и развернутое социальное взаимодействие учащихся (диалоги, споры, дискуссии). Между собой, учащиеся и учителями. Вместе с тем обучающие дискуссии приводят школьников к усвоению вполне определенных понятий, ценностей и умений, выражающих значимые культурные нормы в процессе коллективной учебной деятельности. У младших школьников постепенно возникает желание и умение учиться, что свидетельствует формировании у них индивидуальной учебной деятельности. Подлинное развивающее образование предполагает специальное формирование у подростков этой деятельности умение общаться, а как следствие всего этого, практического сознания.
1.
Педагогика как наука, ее
Несмотря на многочисленные разработки в трактовке педагогика как науки среди специалистов до сих пор нет единства. Греческим словом педагогика первоначально называли раба, которому аристократы поругали присматривать за детьми, играть с ними, провожать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. В. П. Беспалько (1995) понимает педагогику как одну из многих наук , в которых накоплен богатейший от человечества о наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений. В педагогической энциклопедии педагогика определена как совокупность теоретических и прикладных наук, изучающее воспитание, образование и обучение. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которому педагогика- это наука о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей. Как и в трактовке педагогики, так и в определении ее предмета среди специалистов до сих пор нет единого мнения. При определении предмета педагогики часто встречается понимание согласно которому наиболее широкий и ведущей ее является воспитание. Иногда предмет педагогики определяют как воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности. Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей - дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально тех. образования, производственная педагогика высшей школы, военная педагогика, история п-ки, пед-ка непрерывного образования. Кроме того, в структуру пед-ких наук входит еще и спец. Педагогика, рассматривающая вопросы воспитания слепых детей (тифлопедагогика глухих и слабослышащих детей (олигофренопедагогика)). Педагогика в своем развитии тесно связана с философией, этикой, социологией, психологией, школьной гигиеной, опирается на их закономерности и рекомендации. Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях восп. процессов детей дошкольной возрастной группы, умением прогнозировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.
2. Психология воспитания.
Воспитание человека составляет одну из главных задач современного общества. Целевая установка психологии воспитания состоит в том, чтобы каждого растущего человека с....... борцом за человечность, Это требует не умственного развития детей, развития их творческого потенциала, умений самостоятельно мыслить, обновлять, расширять свои знания, но и развития человеческих отношений, взглядов, чувств.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенных способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Психология гуманистического отношения воспитанного ребенка выражена в понимании ею активность как субъекта , а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка это необходимое условие воспитательного процесса. Психология рассматривает воспитание как целенаправленное развитие растущ. в становлении его неповторимой человеческой индивидуальности в обеспечении роста и совершенствовании нравственных и творческих сил этого человека. «Воспитывать»- это значит направлять развитие субъективного мира человека. Как указывал Лев Сем. Выгодский «учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер взаимодействия с каждым учеником». Главная цель развития личности- возможная более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможность более полного самовыражения и самораскрытия. Но эти качества не возможны без обращения к другим людям. Одна из целенаправленных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности, что означает мотивационно-потребностной сфере личности общения, побуждать мотив социально- полезных деятельностей должны преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы не делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
1. Взаимодействие социальных институт в воспитании.
Под институтами воспитания понимают общественные организации, структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них семья и школа. Кроме этого сюда относятся и средства массовой культуры и информации, друзья, сверстники внешкольные, несемейные организации. Традиционным главным институтом воспитания является семья. В детские годы в семье, ребенок сохраняет всю жизнь и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которой никогда бы не стал человеком и личностью. В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни (с 6-7 лет до 16-17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе каждый новый человек для ребенка несет что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Через средства массовой информации так же осуществляется разные воспитательные воздействия их на аудиторию, достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов, достижений педагогики и культуры. Литература и искусство в отдельности выступают источник нравственного и эстетического воспитания. Они являются одним из главных источников формирования общественной культуры у человека. Личность. кроме того. воспитывает через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на контакты с людьми организованных и неорганизованных группах.
2. Психологические компоненты учебной деятельности.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действие и операции как основные составляющие деятельности. Учебная деятельность- особая форма социальной активности, один из видов деятельности, направленный на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области искусства, права, науки. В психологии возникло положение, при котором учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте оказалась вне сфер исследований. Целостная учебная деятельность, ее объективная структура и закономерности формирование до сих пор не изучались психологами. Имеется ряд исследований посвященных частным, хотя и важным сторонам учебной деятельности. В связи с этим можно указать на исследование мотивов учебной деятельности (Лидии Ильиничны Божович, Морозова, Славика) или на изучение проблемы сознательности учение (Алексей Ник. Леонтьев). Специальное рассмотрение Даниила Борисовича Эльконина учебной деятельности показало, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов.
а) учебная мотивация- это совокупность побудителей, которые включены в познавательную потребность; б) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия; в) учебные действия, в ряде которых формируется представления или предварительным образом усваиваемого действия: г) действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспитательного действия с образом через его образ; д) действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произносили в самом субъекте.
Такова структура учебной деятельности. Однако такой она становится лишь в определенном этапе своего формирования. Учебная деятельность, проводимая под руководством учителя в процессе формирования должна превращаться в самостоятельную, сознательную, организованную самими учащимися деятельность, то есть в самообучении. Учебная мотивация характеризуется сложной структурой. Мотивы бывают внутренними и внешними. Внутренние мотивы ориентированы на процесс и результат. Внешние мотивы направлены на награду и избегание. В обучении выделяются следующие структурные компоненты:
- целевой; - потребно- мотивационный (желание овладеть знаниями);
-содержательный;
- операционно-деятельностный;
- эмоционально волевой; - контрольно регулировочный;
- оценочно- результативный.
1. Школа, как педагогическая система.
Современное развитие общественно - производственных отношений требует полной реализации принципа единства учения и воспитания, единства и преемственности всех учебно-воспитательных заведений, единство управления системой образования. Целостный педагогический процесс- основной фактор всестороннего развития учащегося. «Нужно создавать гармонического человека, развивать все его способности»- А.В. Луначарский.
Системы типа ДОУ школы, СПТУ, техникумы, ВУЗы, внешкольные учреждения и др., в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитание называются Пед. Системами. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях такой системы, называют пед. Процессом. Целостный подход к организации пед. Процесса в практике работы учителей проявляется в том, что они стремятся обеспечить комплексное решение задач образования и воспитания на каждом уроке и в системе уроков сочетают учебную работу с широкой и разнообразной внешкольной работой, умело объединяют свои усилия с деятельностью ученического самоуправления, тесно взаимодействуют с семьей, родительским активом.
2. Концепция планомерного формирования умственных действий.