Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика  высшей школы - занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации.

Социальная  педагогика, в которой выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

 

4. Сущность, психолого-педагогические  основы и закономерности обучения. Отражение закономерностей обучения  в дидактических принципах.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и  формированию у обучающихся мотивации  получения образования в течение всей жизни.

Обучение – педагогический процесс, направленный на развитие познавательной деятельности ученика. Ученик осуществляет учебно-познавательную деятельность в процессе обучения. Познавательная деятельность осуществляется посредством мыслительных операций. Основная характеристика обучения – двусторонность (деятельность учителя и ученика), предполагающая их постоянное взаимодействие. Обучение тесно взаимосвязано с воспитанием и развитием, т.к. является и процессом развития и процессом воспитания одновременно. Воспитание – формирование свойств, качеств личности (отношение к знанию, настойчивость в обучении).

Психолого-педагогические основы обучения построены на эффективности  тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

Закономерности обучения – это взаимосвязь явлений, доказавшая свою результативность в процессе обучения. Закономерности основываются на определенных принципах. Принцип в рамках обучения – это  сформулированное учеными  положение, в соответствии с которым  осуществляется учебный процесс, правила, которые принимает и использует педагог.

Например, принцип прочности: -перевод в долговременную память, -длительность запоминаний. Для этого педагог подбирает упражнения, благодаря которым ученик осуществляет трансформацию, а не зубрежку. В основе – психологическая закономерность (механизмы долговременной памяти актуализируются, когда осуществляется постоянный повтор информации).

Существующие принципы: -научности, -прочности, -системности, -последовательности.

 

 
5. Системный характер учебно-воспитательного  процесса (его целесообразность, целостность,  результативность). Проблема совершенствования  уч-восп. процесса в современной школе.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения  и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Учебно-воспитательный процесс  – это педагогическая система, в  которой предусматривается обучение и воспитание. Это организационная, целенаправленная форма обучения и  воспитания. Это целесообразный процесс, направленный на достижение определенных положительных результатов, в соответствии с чем формируются цели обучения. Цель обучения, воспитания – некое сформулированное, идеальное представление о том результате, который должен быть достигнут. Это то, каким должен стать человек, совокупность знаний, умений, которыми он должен овладеть.

В реальности обучение и  воспитание переплетаются. Приобретая определенные умения, ученик должен учиться  жить в коллективе, развивать в  себе понятия семейных и общественных ценностей, любовь к природе, желание  и готовность вступать в коммуникацию. Системность учебно-воспитательного  процесса обусловливается формированием  различных компетенций у учащегося: коммуникативной, межкультурной, языковой, социальной.

Цеелсообразность и результативность уч-восп процесса зависят от выбранных методов и форм обучения, которые определяются в зависимости от возрастных особенностей учащихся и их интеллектуально-речевого развития. Педагог сам отбирает стиль взаимодействия с обучаемыми. Он может менять характер в зависимости от задач, которые он ставит. В воспитательной работе главная роль отводится труду, который выступает в качестве ведущего средства воспитания. Здесь должен учитываться возраст, интересы, потребности, возможности учащихся.

Проблема совершенствования  учебного процесса:

 
-разработка наиболее эффективных  методов обучения и воспитания

-разработка программ  воспитания и методов реализации  этих программ

 
-поиск наибольшей согласованности  с требованиями общества к  системе образования и к качеству  образования

 
-необходимость разработки показателей  качества образования

 
-разработка критериев качества

 
-разработка средств выявления  качества уч процесса (тесты сейчас очень популярны)

 

6. Сод-е образования в совр. усл. (Обр. программа, обр. станд, уч.прогр, уч.план)

 
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности.

В традиционной педагогике содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также, определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебного процесса». В центре этого подхода находятся знания. Но есть иной подход - личноcтно-ориентированный, где в качестве ценности утверждается сам человек, а не его знания. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека, его природных особенностей, социальных и культурных свойств.

Ряд компонентов, вход. в сод-е образования:

-онтологический компонент  (в сод-е образования должен войти круг центр. проблем: что есть жизнь, добро, зло и т.д.)

-информ.-гносеологич. компонент (способы информационного воздействия и взаимодействия человека с окружающим миром, способы его познания)

-антропологический компонент  (содержание образования должно  формировать интегрированное знание  о человеке, должно помогать накапливать  опыт)

-социально-технологический  комп. (с обр должно включать в себя ориентиры и способы решения жизненных задач в зависимости от возраста ребенка)

-этико-аксиологический комп. (С Обр должно формировать правильные ценностные ориентиры)

-творческий комп.(все содержание образования должно помогать накапливать опыт творчества не только в разных видах деятельности, но и в системе разнообразных человеческих отношений)

Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа в основном строится на основе следующих правовых актов:

Международная «Конвенция о правах ребенка», Конституция РФ, Федеральный Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательных учреждениях, «Концепция модернизации российского образования на период от 2010 г.», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

В Российской Федерации реализуются  образовательные программы, которые  подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

 
Федеральный государственный  образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Основу Федерального стандарта по ИЯ составляют следующие положения:

  • Реализация личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного и социо-культурного подходов к обучению ИЯ.
  • Деятельностная направленность: развитие коммуникативной компетенции.
  • Диалог культур, ориентир на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения.
  • В базисном учебном плане впервые законодательно закреплена возможность изучения 2-го ИЯ.
  • Межпредметные связи ИЯ с другими предметами.

 

 
7.Системный  подход в педагогической науке.

 
Зарождение сист подхода относ к 19 в и связано с трудами Маркса (обществ и социальн системы), Дарвина (биологичес системы) и Менделеева (периодичес сист). Системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с др явлениями.

Раскроем сущность понятия  система. С т.зр. философии система – это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее св-вами, которых нет ни у одного из этих компонентов. Признаки систем: наличие структуры, целостность, взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. Компонентами любой педагогической сист могут быть люди, цели, принципы обучения и воспитания, различные педаг. средства достижения целей, факторы, влияющие на процессы, происходящие в системе.

 

Системный подход – это  методологическая основа управления образовательным  учреждением. Сущность сист подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. Предметный, функциональный, исторический аспекты сист подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Признанным сист подход стал лишь в нач 50-х гг 20 века. Его основателем считается австрийский биолог и натурфилософ Людвиг фон Берталанфи.

Под педагогической системой понимается социально обусловленная  целостность взаимодействующих  на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными  и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.   

Виды педаг. систем различаются не своими сущностными характеристиками, а их назначением, и, следовательно, особенностями организации и функционирования. Так, в сист дошк воспитания основной явл пед сист «детский сад», а ее вариантами – пед система круглосут детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем. В системе общеобразоват подготовки основной явл сист «школа» с вариантами в зависимости от режима работы: традиционный, интернатный, детский дом, суворовские и нахимовские училища. Вариантами пед сист «школа» явл-ся альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи. Музык и спортив шк и др учреждения дополнительного образования также можно отнести к особым педагогическим системам.    

 
8. Психологические основы обучения ин. яз.

 
       Научные области  методики и педагогики тесно  взаимосвязаны с психологией,  так как педагогический процесс  направлен на формирование полноценной  личности с устойчивыми психологическими  характеристиками.   

       При  обучении ин.яз. важное значение имеет различение внешней и внутренней речи, описанное психологами. Первый вид речи характеризуется полным языковым оформлением, второй – фрагментарностью и свернутостью. Внутренняя речь выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности или как фаза осуществления плана. Иными словами, внутренняя речь выступает как предварительно свернутое проговаривание. Свернутость речи характерна для автоматизированного осуществления реч. деятельности. Поэтому одним из показателей овладения речью на ин. яз. является незаметность протекания внутренней речи.

 
Рецептивная / продуктивная речь. Реч.деятельность по кодированию информации применительно к ин. яз. называется репродуктивной, а деятельность по декодированию речевых сигналов – рецептивной речью. При кодировании – одни операции: подобрать необходимы слова, оформить сообщение грамматически и правильно его озвучить, а при декодировании - иные: узнать грамматические средства и слова, сличить их с имеющимися в сознании образами и на основе этого понять информацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"