Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

Технологии обучения характеризуются: целенаправленностью (четкость формулировки целей, их диагностичность), концептуальностью (опора на глубоко разработанную теорию), системностью (высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов, средств обучения), высокой диагностичностью (оценка исходного, промежуточного и итогового рез-та учебной деятельности учащихся), устойчиво высокой гарантированностью качества обучения, новизной (опора на новейшие технический средства об-я: аудио-видео, компьютерные средства).

Технология развивающего обучения.

В отечественной дидактике  она наиболее внедрена в учебный  процесс. У ее истоков стояли Выготский, Занков, Эльконин, Давыдов и др. Особенностью развития учебных действий является то, что вначале они выполняются совместно группой школьников под руководством учителя, а затем происходит превращение этих коллективных действий в индивидуальные способы решения задач.

Среди дидактических идей развивающего обучения стоит обратить внимание на стимулирование рефлексии  уч-ся в различных ситуациях учебной  деятельности. Под рефлексией уч-ся понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности.

Поскольку процедуры рефлексии  тесно связаны с процедурами  самоконтроля и самооценки, им в  об-и также придается очень большое значение. В условиях развивающего об-я показана взаимосвязь уровня сформированности самооценки с уровнем нравственных суждений школьника.

Идеи развивающего обучения в нашей стране получили особенно широкое распространение среди  учителей начальной школы.

 
Технология проблемного  обучения. Дистервег (нем.), Генри Армстронг (англ.) – первые ранние обоснования этого метода , Махмутов, Кудрявцев, Скаткин (70-80 г.г.) – зарождение метода. Создание проблемных ситуаций и управление деятельностью уч-ся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного об-я.

Учебная проблема – отражение  логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление  умственного поиска, побуждающее  интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к уяснению нового понятия или способа действия. 

Требования к учебной  проблеме: связана с изучаемым материалом и логически из него вытекает, должна отражать противоречивость информации или достаточно ясно трактовать недостаточность информации, доступность проблемы (не примитивная, но и не запредельной трудности), терминологическая доступность. Проблема должна осознаваться ребенком и вызывать заинтересованность в ее решении.

 
Технология модульного об-я. 80-90 г.г. Прокопенко. Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс «конструирования» модулей позволяет «отсечь» все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только не способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

 
Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебную задачу. Методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

 
Принципы модульного об-я:

- принцип модульности  (содержание об-я конструируется в форме отдельных блоков-модулей)

- принцип паритетности (педагог  носит скорее консультативно-координирующую  функцию)

-принцип системности(учебный материал компактно располагается в определенной системе, что облегчает его усвоение)

 
Недостатки:

- большая трудоемкость  при конструировании модулей

- уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала уч-ся, особенно высокоодаренных.

- практически не реализуются  диалоговые функции об-я

-модуль остается как бы «застывшей» формой подачи материала, его модернизация требует значительных усилий

 
Технология дифференцированного об-я. диф. Обучение – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности уч-ся ( их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т.д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

 
В современной дидактике 2 типа дифференциации:

Внешняя дифференциация –  разделение уч-ся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака уч-ся. Пример – разделение на профильные классы.

Внешняя диф-я породила классы коррекционно-развивающего об-я, общеобразовательные и гимназические классы.

 
Внутренняя диф-я уч-ся разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.

 
Статистическое изучение проблемы показало превосходство гетерогенного  комплектования классов. В однородно  слабых классах ученикам некому подражать, не за кем тянуться. Да и в однородно  сильных классах происходит некоторый спад успеваемости, т.к. не соблюдается принцип соревновательности.

 

 

27. Структура пед деятельности. Педагогическое сотрудничество в структуре деятельности учителя. Примеры реализации сотрудничества в практической деятельности учителей.

Педагогическая деятельность представляет особый вид общественной деятельности, которая заключается  в осуществлении определенных функциях педагога. Согласно исследователю Кузьминой  в пед деятельности можно выделить следующие подвиды деятельности, определяющих ее структуру:

Конструктивная – связана  с выбором цели деятельности, выявлением условий этой деятельности. Заключается  в планировании, прогнозировании, предвидении (работы со всем классом и отдельными учащимися).

Организаторская – связана с непосредственным включением учащихся в различные виды занятий и отношений. Важно создать заинтересованность учащихся. 

Коммуникативная – связана  с включением людей во взаимоотношения  друг с другом – построение общения, предупреждение и решение конфликтов, все это на основе пед такта – связан с выбором наилучшего варианта воздействия на человека с соблюдением чувства меры.

Исследовательская – связана  со сбором пед информации и ее анализом (чтение литературы, проведение исследований, изучение пед опыта).

Ценностно-ориентирующая  – связана с формированием  мотивов учения, оценкой деятельности учащихся, формированием их ценностной ориентации.

Вывод: пед деятельность сложна по своей структуре и отличается многонаправленностью.

 

Сотрудничество - это гуманистическая  идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной  взаимопониманием, проникновением в  духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии  сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и  всесторонне разрабатывается в  последние десятилетия.

Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная  система активности взаимодействующих  субъектов характеризуется: 1) единством  цели, 2) организацией и управлением  деятельностью, 3) разделением функций, действий, операций, 4) наличием позитивных межличностных отношений.

Основные линии сотрудничества. Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель - ученик (ученики), 2) ученик - ученик в парах и в тройках, 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, 4) учитель - учительский коллектив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную производную от других линий - сотрудничество ученика "с самим собой" (а может быть, это справедливо и для учителя).

Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении  задач и тренировке навыков, ведущий  разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения отмечает, что при совместной учебной деятельности: возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между учениками, возрастает сплоченность класса; ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.

 

28. Основы управления педагогическими  системами. Педагогический и образовательный  менеджмент.

Педагогический менеджмент – это управление педаг системой, обусловливающее совокупность принципов, методов и технологий, используемых в учебном процессе и направленных на совершенствование системы обучения. Общими задачами педагогического менеджмента являются реализация творческого потенциала; раскрепощение индивидуальности слушателей и преподавателей; оптимизация совместных усилий управленческого аппарата и преподавателей. Все названные задачи имеют конечной целью формирование у обучаемых системы знаний, навыков и умений, что реализуется в процессе педагогической деятельности.

 
Образовательный менеджмент включает в себя:

- прогнозирование и планирование  деятельности образовательного  учреждения;

- правильную постановку  целей и их ранжирование по  степени важности и фактору  времени; 

- рациональную расстановку  кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами  и управление этими связями; 

- организацию образовательной  информации и эффективности ее  использования;

- всесторонний контроль, анализ и своевременную реакцию  на изменение внутренней и  внешней среды для предупреждения  или скорейшей ликвидации недостатков.

 

Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.

Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — проявления демократических начал в школьной жизни. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

 

Особенностью педагогического  менеджмента является особый характер взаимодействия между преподавателей и слушателем. Субъектом управления в системе педагогического менеджмента является преподаватель. Поскольку его управленческие усилия направлены на слушателя, то последний часто представляется ему объектом воздействия, а не субъектом деятельности. Отсюда может возникнуть мнение, что эффективность процесса обучения зависит от активности преподавателя. Между тем личная активность преподавателя зачастую лишь вуалирует пассивность слушателей, изъяны организации их взаимодействия с объектами.

 
Понимание системной природы педагогического  процесса создает реальные предпосылки  для эффективного управления им. Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности. Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них.

 

 

 

29. Психолого-педагогическое изучение  личности. Психолого-педагогическая диагностика, использование ее результатов в педагогическом процессе.

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе, точное определение результатов  дидактического процесса. Психодиагностика разрабатывает теорию и методики для точной оценки свойств, состояний  или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. Существующие методики не всегда обеспечивают безошибочные заключения. В школе  психологи и учителя изучают  отдельные кач-ва личности, но по этим результатам нельзя давать общую оценку компонентов развития. Главный интерес представляет диагностика умственной деят-ти обучаемых, эмоциональности.  
 
Наиболее распространенный метод – тестирование (обычно – комплекс тестов). Различают диагностирование обученности (достигнутые результаты) и обучаемости. 
 
Цель дидактического диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. 
 
Диагностика шире, чем просто проверка знаний, она рассматривает результаты в связи со способами их достижения. Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание знаний, накопление статистических данных, их анализ, выявление тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. 
 
Основная дидактическая ф-ия контроля – обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Контроль содержит в себе проверку (определение уровня и объема обученности), оценивание (процесс) и оценку (результаты контроля, фиксируемые в виде отметок). 
 
Ф-ии оценки – констатация уровня обученности, стимулирование учения и мотивации, влияние на личность (адекватная самооценка). 
 
Принципы диагностирования и контролирования обученности: 1.Объективность – выставленные оценки совпадают независимо от методов контролирования и педагога, осуществляющего диагностику. 2.Систематичность – регулярная диагностика на всех этапах обучения. 3.Наглядность (гласность) – оглашение и мотивация оценок, анализ результатов.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"