Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".
Технологии обучения характеризуются: целенаправленностью (четкость формулировки целей, их диагностичность), концептуальностью (опора на глубоко разработанную теорию), системностью (высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов, средств обучения), высокой диагностичностью (оценка исходного, промежуточного и итогового рез-та учебной деятельности учащихся), устойчиво высокой гарантированностью качества обучения, новизной (опора на новейшие технический средства об-я: аудио-видео, компьютерные средства).
В отечественной дидактике она наиболее внедрена в учебный процесс. У ее истоков стояли Выготский, Занков, Эльконин, Давыдов и др. Особенностью развития учебных действий является то, что вначале они выполняются совместно группой школьников под руководством учителя, а затем происходит превращение этих коллективных действий в индивидуальные способы решения задач.
Среди дидактических идей развивающего обучения стоит обратить внимание на стимулирование рефлексии уч-ся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией уч-ся понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности.
Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурами самоконтроля и самооценки, им в об-и также придается очень большое значение. В условиях развивающего об-я показана взаимосвязь уровня сформированности самооценки с уровнем нравственных суждений школьника.
Идеи развивающего обучения в нашей стране получили особенно широкое распространение среди учителей начальной школы.
Технология проблемного
обучения. Дистервег (нем.), Генри Армстронг
(англ.) – первые ранние обоснования этого
метода , Махмутов, Кудрявцев, Скаткин
(70-80 г.г.) – зарождение метода. Создание
проблемных ситуаций и управление деятельностью
уч-ся по самостоятельному решению учебных
проблем составляет сущность процесса
проблемного об-я.
Учебная проблема – отражение
логико-психологического противоречия
процесса усвоения, определяющее направление
умственного поиска, побуждающее
интерес к исследованию сущности
неизвестного и ведущее к уяснению
нового понятия или способа действия.
Требования к учебной проблеме: связана с изучаемым материалом и логически из него вытекает, должна отражать противоречивость информации или достаточно ясно трактовать недостаточность информации, доступность проблемы (не примитивная, но и не запредельной трудности), терминологическая доступность. Проблема должна осознаваться ребенком и вызывать заинтересованность в ее решении.
Технология модульного
об-я. 80-90 г.г. Прокопенко. Разработка
модульных обучающих программ показала,
что процесс «конструирования» модулей
позволяет «отсечь» все лишнее, всю избыточную
учебную информацию, которая не только
не способствует, а чаще всего затрудняет
усвоение нового материала. Модульный
подход позволяет систематизировать и
структурировать большой по объему учебный
материал и в необходимых пределах уплотнить
его.
Учебный модуль – это относительно самостоятельный
блок учебной информации, включающий в
себя цели и учебную задачу. Методические
рекомендации, ориентировочную основу
действий и средства контроля (самоконтроля)
успешности выполнения учебной деятельности.
Принципы модульного об-я:
- принцип модульности (содержание об-я конструируется в форме отдельных блоков-модулей)
- принцип паритетности (педагог
носит скорее консультативно-
-принцип системности(учебный материал компактно располагается в определенной системе, что облегчает его усвоение)
Недостатки:
- большая трудоемкость при конструировании модулей
- уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала уч-ся, особенно высокоодаренных.
- практически не реализуются диалоговые функции об-я
-модуль остается как бы «застывшей» формой подачи материала, его модернизация требует значительных усилий
Технология дифференцированного
об-я. диф. Обучение – это дидактический
принцип, согласно которому для повышения
эффективности создается комплекс дидактических
условий, учитывающий типологические
особенности уч-ся ( их интересы, творческие
способности, обученность, обучаемость,
работоспособность и т.д.), в соответствии
с которыми отбираются и дифференцируются
цели, содержание образования, формы и
методы обучения.
В современной дидактике 2 типа дифференциации:
Внешняя дифференциация – разделение уч-ся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака уч-ся. Пример – разделение на профильные классы.
Внешняя диф-я породила классы коррекционно-развивающего об-я, общеобразовательные и гимназические классы.
Внутренняя диф-я уч-ся разделяет их
на группы внутри стабильно работающего
класса чаще всего временно, в зависимости
от целей обучения и результатов учебной
деятельности.
Статистическое изучение проблемы
показало превосходство гетерогенного
комплектования классов. В однородно
слабых классах ученикам некому подражать,
не за кем тянуться. Да и в однородно
сильных классах происходит некоторый
спад успеваемости, т.к. не соблюдается
принцип соревновательности.
27. Структура пед деятельности. Педагогическое сотрудничество в структуре деятельности учителя. Примеры реализации сотрудничества в практической деятельности учителей.
Педагогическая деятельность представляет особый вид общественной деятельности, которая заключается в осуществлении определенных функциях педагога. Согласно исследователю Кузьминой в пед деятельности можно выделить следующие подвиды деятельности, определяющих ее структуру:
Конструктивная – связана с выбором цели деятельности, выявлением условий этой деятельности. Заключается в планировании, прогнозировании, предвидении (работы со всем классом и отдельными учащимися).
Организаторская – связана с непосредственным включением учащихся в различные виды занятий и отношений. Важно создать заинтересованность учащихся.
Коммуникативная – связана с включением людей во взаимоотношения друг с другом – построение общения, предупреждение и решение конфликтов, все это на основе пед такта – связан с выбором наилучшего варианта воздействия на человека с соблюдением чувства меры.
Исследовательская – связана со сбором пед информации и ее анализом (чтение литературы, проведение исследований, изучение пед опыта).
Ценностно-ориентирующая – связана с формированием мотивов учения, оценкой деятельности учащихся, формированием их ценностной ориентации.
Вывод: пед деятельность сложна по своей структуре и отличается многонаправленностью.
Сотрудничество - это гуманистическая
идея совместной развивающей деятельности
детей и взрослых, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, коллективным
анализом хода и результатов этой
деятельности. В основе стратегии
сотрудничества лежат идеи стимулирования
и направления педагогом
Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) единством цели, 2) организацией и управлением деятельностью, 3) разделением функций, действий, операций, 4) наличием позитивных межличностных отношений.
Основные линии сотрудничества. Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель - ученик (ученики), 2) ученик - ученик в парах и в тройках, 3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, 4) учитель - учительский коллектив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную производную от других линий - сотрудничество ученика "с самим собой" (а может быть, это справедливо и для учителя).
Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А. Цукерман на основе обобщения отмечает, что при совместной учебной деятельности: возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между учениками, возрастает сплоченность класса; ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.
28.
Основы управления
Педагогический менеджмент – это управление педаг системой, обусловливающее совокупность принципов, методов и технологий, используемых в учебном процессе и направленных на совершенствование системы обучения. Общими задачами педагогического менеджмента являются реализация творческого потенциала; раскрепощение индивидуальности слушателей и преподавателей; оптимизация совместных усилий управленческого аппарата и преподавателей. Все названные задачи имеют конечной целью формирование у обучаемых системы знаний, навыков и умений, что реализуется в процессе педагогической деятельности.
Образовательный менеджмент включает
в себя:
- прогнозирование и
- правильную постановку целей и их ранжирование по степени важности и фактору времени;
- рациональную расстановку
кадров, распределение обязанностей,
установление связей между
- организацию образовательной информации и эффективности ее использования;
- всесторонний контроль,
анализ и своевременную
Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — проявления демократических начал в школьной жизни. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.
Особенностью педагогического менеджмента является особый характер взаимодействия между преподавателей и слушателем. Субъектом управления в системе педагогического менеджмента является преподаватель. Поскольку его управленческие усилия направлены на слушателя, то последний часто представляется ему объектом воздействия, а не субъектом деятельности. Отсюда может возникнуть мнение, что эффективность процесса обучения зависит от активности преподавателя. Между тем личная активность преподавателя зачастую лишь вуалирует пассивность слушателей, изъяны организации их взаимодействия с объектами.
Понимание системной природы
29.
Психолого-педагогическое
Диагностика – общий способ
получения опережающей
Наиболее распространенный метод – тестирование
(обычно – комплекс тестов). Различают
диагностирование обученности (достигнутые
результаты) и обучаемости.
Цель дидактического диагностирования
– своевременное выявление, оценивание
и анализ течения учебного процесса в
связи с его продуктивностью.
Диагностика шире, чем просто проверка
знаний, она рассматривает результаты
в связи со способами их достижения. Диагностирование
включает в себя: контроль, проверку, оценивание
знаний, накопление статистических данных,
их анализ, выявление тенденций, прогнозирование
дальнейшего развития событий.
Основная дидактическая ф-ия контроля
– обеспечение обратной связи между учителем
и учащимися, получение педагогом объективной
информации о степени освоения учебного
материала, своевременное выявление недостатков
и пробелов в знаниях. Контроль содержит
в себе проверку (определение уровня и
объема обученности), оценивание (процесс)
и оценку (результаты контроля, фиксируемые
в виде отметок).
Ф-ии оценки – констатация уровня обученности,
стимулирование учения и мотивации, влияние
на личность (адекватная самооценка).
Принципы диагностирования и контролирования
обученности: 1.Объективность – выставленные
оценки совпадают независимо от методов
контролирования и педагога, осуществляющего
диагностику. 2.Систематичность – регулярная
диагностика на всех этапах обучения.
3.Наглядность (гласность) – оглашение
и мотивация оценок, анализ результатов.