Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".
Краткая характеристика технологий.
1.Пед.требование - это целенаправленное
предъявление человеку культурной нормы
отношений к окружающему миру и прежде
всего к другим людям. Они бывают статические
(постоянные) и динамические (поэтапные,
в зависимости от уровня духовности человека).
6 правил предъявления требования:
1.оно должно быть доведено до логического
конца;
2.оно должно быть инструктивным, т.е. сопровождаться
пояснением (напр.: домашнее задание на
примере в конце урока).
3.оно должно быть доступным для выполнения
в зоне ближайшего развития (опора на возраст,
индивидуальные особенности).
4.его нельзя повторять дважды (переформулировать
проще и понятнее, разбить на подтребования,
снять вообще, но признать свою ошибку.)
5.оно должно быть целесообразным (перед
его предъявлением нужно подумать, а нужно
ли оно вообще?)
6.нельзя требовать того, что мы не требуем
от себя.
Для требования очень важны условия его
предъявления: 1) этичность, выбор правильной
формы (шутка, ирония), главное, чтобы оно
не ущемляло человека. 2) установление
личного контакта. 3) тон произнесения.
Технология
создания ситуации успеха . Ситуация
успеха—это внутреннее (субъективное)
психическое состояние удовлетворения
человека результатом собственной деятельности
или усилий. Если он не переживает состояние
успеха в ведущих видах деятельности (игра,
учеба, общение…), то из него не вырастет
творческая индивидуальность, что-то будет
мешать раскрытию личности.
Мотив достижения успеха: избегание неудачи
(сделай как можно лучше).
Правила создания ситуации успеха:
1.необходимо снять страх перед предстоящей
деятельностью ( «психология зажима» )
2.оказать посильную помощь, но желательно
скрытую, в виде поддержки
3.подчеркнуть достоинство человека
4.нужна обязательная полож. оценка в начале
деятельности.
Технология
урегулирования конфликта. Кофликт—это
столкновение целей, позиций, интересов
и т. д. субъектов общения. Причина кофликта—нарушение
пед. правил; незнание психологии ребенка.
Особенность конфликта-ответственность
на учителе.
5 способов разрешения конфликта: 1.соперничество(
подавление) Ты или Я—насильственный
способ, возведение барьера, 2.уход( отклонение)—нецелесообразно
в пед. практике, 3.приспособление
(уступка)-пед. хитрость: подыграть в мелочах,
но выиграть в общем, 4.компромис ( взаимн.
уступка=требование—условие) Это самая
удачная стратегия; 5.стратегия сотрудничества
( проблема решается полностью в интересах
всех) – заинтересовать; требует доверия
и взаимного желания сотрудничать
Пед.общение—это
профессиональное общение педагога и
учащегося на уроке и вне его, направленное
на создание благоприятного психологического
климата.
Виды: вербальное и невербальное. Функции:
-обмен информацией, -установление контакта
и взаимопонимания. Этапы: 1.моделирование
общения( постановка пед. цели), 2.собственно
общение (организовать и построить), 3.рефлексия
(анализ общения). Правила: показ ярких
перспектив совместной деятельности,
формирование чувства общности, проявление
интереса к каждому участнику общения,
оказание помощи, поддержки.
13. Речь, психолого–педагогические основы ее развития в онтогенезе
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной; кроме того, речь может быть сокращенной и развернутой.
Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуальной. Речь несет в себе определенный смысл, характеризующий личность человека.
Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.
Рассмотрим основные психологические
теории, объясняющие процесс
1). Теория научения
утверждает, что подражание и подкрепление
являются основными механизмами формирования
и развития речи у человека. Предполагается,
что у ребенка имеется врожденная потребность
и способность к подражанию, в том числе
звукам человеческой речи. Получая положительное
эмоциональное подкрепление, подражание
ведет к быстрому усвоению сначала звуков
человеческой речи, затем фонем, морфем,
слов, высказываний, правил их грамматического
построения. Освоение речи, таким образом,
сводится к научению всем ее основным
элементам.
2). Когнитивная теория. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Дети обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет мотивация ребенка.
Следует отметить, что речь находится в неразрывной связи с мышлением. Л.С. Выготский писал о том, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. Слово характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно, и, следовательно, выступает как акт мышления. Л.С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж. Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационального мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым. Признаками наступления этого перелома являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и пользуется ею как для коммуникации, так и для решения задач.
Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание. Промежуточное положение между внеш. и внутр. речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая обратной реакции со стороны др. человека. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление.
14.
Сущность и психолого-
Отражение закономерностей в принципах воспитания.
Воспитание в педагогике
рассматривается как
1.Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря присвоению им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Например, чтобы человек овладевал знаниями ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Воспитание состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности: учебно-познавательная или творческая деят-ть, гражданско-общественная деят-ть, общественно полезный производительный труд. Необходимость комплексной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.
2. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, то воспитательное влияние педагога будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
3. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Школьная практика показывает, что критика и осуждение недостатков не оказывают положительного влияния на учащихся, а иногда и усиливают их негативное поведение.
4. В воспитании
необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся.
5. В процессе
воспитания необходимо добиваться единства
и согласованности педагогических усилий
учителей, семьи и педагогических организаций.
Рассмотренные закономерности дают представление о том, какой должна быть практическая организация воспитательного процесса. Установленные в науке закономерности должны обусловливать характер соответствующей практической деятельности, выступать как принципиальные требования к ее организации.
15.
Психолого-педагогические
Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
Макаренко выделяет следующие уровни взаимодействия с коллективом: 1 этап Педагог предъявляет требование к коллективу и выделяет активных (добровольно поддерживающие педагога). 2 этап Педагог отходит на второй план. Влияние на отдельную личность через коллектив в целом (педагогика параллельного действия). Ситуация взаимоотчета. Любой может предъявить претензию к коллективу. Педагог всегда контролирует отсутствие угроз, авторитаризма. 3 этап Каждый член коллектива предъявляет требования к каждому.
Важна общая для всех деятельность для формирования коллектива. У Макаренко это – трудовая деятельность. В коллективе возникают разные типы отношений:
-формальные (легко подвергаются регулированию), -индивидуально-личностные, -ситуативные, -дружеские (самые прочные)
Педагог определяет цели и задачи деятельности
коллектива (как более отдаленные, так
и более ближние). Взаимодействие между
членами коллектива можно считать успешным,
если: -каждый член коллектива доволен
своим положением в нем; -каждый находит
возможности для самореализации в коллективе.
Только при этих условиях коллектив будет
развиваться.
Применение
педагогических и воспитательных технологий
+ материал из предыдущего вопроса
16.
Сознание и психолого-
Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью. Это деятельность, которая требует общения друг с другом. Считается, что индивидуальное сознание возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации.
Для становления сознания ребенка
также необходимы совместная деятельность
и активное общение со взрослыми, принципы
выделения, осознания и словесного обозначения
цели. Важное значение для развития человеческого
сознания имеет творческий характер человеческой
деятельности. В начале своего развития
чел сознание направлено на внешний мир,
позднее появляется рефлексивная способность,
т.е. осознание того, что человек сам может
стать объектом познания. Мышление человека,
развиваясь, все глубже проникает в суть
вещей, параллельно с этим развивается
язык. Слово-понятие и есть единица познания.
Первый этап правильно организованного
воспитания – знание тех норм и
правил поведения, которые должны быть
сформированы в процессе воспитания.
Для формирования взглядов, понятий,
убеждений используются методы формирования
сознания личности:
1.Рассказ на этическую тему (младшие и
средние классы – яркое и эмоциональное
изложение конкретных фактов и событий,
имеющих нравственное содержание)