Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

 

Краткая характеристика технологий.

1.Пед.требование - это целенаправленное предъявление человеку культурной нормы отношений к окружающему миру и прежде всего к другим людям. Они бывают статические (постоянные) и динамические (поэтапные, в зависимости от уровня духовности человека). 
 
6 правил предъявления требования: 
1.оно должно быть доведено до логического конца;  
2.оно должно быть инструктивным, т.е. сопровождаться пояснением (напр.: домашнее задание на примере в конце урока). 
3.оно должно быть доступным для выполнения в зоне ближайшего развития (опора на возраст, индивидуальные особенности). 
4.его нельзя повторять дважды (переформулировать проще и понятнее, разбить на подтребования, снять вообще, но признать свою ошибку.) 
5.оно должно быть целесообразным (перед его предъявлением нужно подумать, а нужно ли оно вообще?) 
6.нельзя требовать того, что мы не требуем от себя. 
 
Для требования очень важны условия его предъявления: 1) этичность, выбор правильной формы (шутка, ирония), главное, чтобы оно не ущемляло человека. 2) установление личного контакта. 3) тон произнесения. 
 
Технология создания ситуации успеха .  Ситуация успеха—это внутреннее (субъективное) психическое состояние удовлетворения человека результатом собственной деятельности или усилий. Если он не переживает состояние успеха в ведущих видах деятельности (игра, учеба, общение…), то из него не вырастет творческая индивидуальность, что-то будет мешать раскрытию личности. 
 
Мотив достижения успеха: избегание неудачи (сделай как можно лучше). 
 
Правила создания ситуации успеха: 
1.необходимо снять страх перед предстоящей деятельностью ( «психология зажима» ) 
2.оказать посильную помощь, но желательно скрытую, в виде поддержки 
3.подчеркнуть достоинство человека  
4.нужна обязательная полож. оценка в начале деятельности. 
 
Технология урегулирования конфликта. Кофликт—это столкновение целей, позиций, интересов и т. д. субъектов общения. Причина кофликта—нарушение пед. правил; незнание психологии ребенка. Особенность конфликта-ответственность на учителе.  
 
5 способов разрешения конфликта: 1.соперничество( подавление) Ты или Я—насильственный способ, возведение барьера, 2.уход( отклонение)—нецелесообразно в пед. практике, 3.приспособление (уступка)-пед. хитрость: подыграть в мелочах, но выиграть в общем, 4.компромис ( взаимн. уступка=требование—условие) Это самая удачная стратегия; 5.стратегия сотрудничества ( проблема решается полностью в интересах всех) – заинтересовать; требует доверия и взаимного желания сотрудничать

 
Пед.общение—это профессиональное общение педагога и учащегося на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. 
 
Виды: вербальное и невербальное. Функции: -обмен информацией, -установление контакта и взаимопонимания. Этапы: 1.моделирование общения( постановка пед. цели), 2.собственно общение (организовать и построить), 3.рефлексия (анализ общения). Правила: показ ярких перспектив совместной деятельности, формирование чувства общности, проявление интереса к каждому участнику общения, оказание помощи, поддержки.

 

 

13. Речь, психолого–педагогические основы ее развития в онтогенезе

 

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной; кроме того, речь может быть сокращенной и развернутой.

 

Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для  людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих  тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система  письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуальной. Речь несет в себе определенный смысл, характеризующий личность человека.

 

Процесс формирования понятия  начинается у ребенка задолго  до овладения речью, но становится по настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

 

Рассмотрим основные психологические  теории, объясняющие процесс формирования речи. 
 
1). Теория научения утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

2). Когнитивная теория. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Дети обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет мотивация ребенка.

 

Следует отметить, что речь находится в неразрывной связи  с мышлением. Л.С. Выготский писал о том, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. Слово характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно, и, следовательно, выступает как акт мышления. Л.С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж. Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационального мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым. Признаками наступления этого перелома являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и пользуется ею как для коммуникации, так и для решения задач.

 

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание. Промежуточное положение между внеш. и внутр. речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая обратной реакции со стороны др. человека. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление.

 

 

 

 

14. Сущность и психолого-педагогические  закономерности воспитания.

Отражение закономерностей в принципах  воспитания.

 

Воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Существуют определенные закономерности и их психологические основы, которые  определяют педагогическую организацию воспитательного процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике. К этим закономерностям относятся следующие:

 

1.Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря присвоению им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Например, чтобы человек овладевал знаниями ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Воспитание состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности: учебно-познавательная или творческая деят-ть, гражданско-общественная деят-ть, общественно полезный производительный труд. Необходимость комплексной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.

 

2. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, то воспитательное влияние педагога будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

3. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Школьная практика показывает, что критика и осуждение недостатков не оказывают положительного влияния на учащихся, а иногда и усиливают их негативное поведение.

 

4. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.  
 
5. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и педагогических организаций.

 

Рассмотренные закономерности дают представление о том, какой  должна быть практическая организация  воспитательного процесса. Установленные  в науке закономерности должны обусловливать  характер соответствующей практической деятельности, выступать как принципиальные требования к ее организации.

 

 

15. Психолого-педагогические основы  воспитания в коллективе

 

 

Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.

 

Макаренко выделяет следующие  уровни взаимодействия с коллективом: 1 этап Педагог предъявляет требование к коллективу и выделяет активных (добровольно поддерживающие педагога). 2 этап Педагог отходит на второй план. Влияние на отдельную личность через коллектив в целом (педагогика параллельного действия). Ситуация взаимоотчета. Любой может предъявить претензию к коллективу. Педагог всегда контролирует отсутствие угроз, авторитаризма. 3 этап Каждый член коллектива предъявляет требования к каждому.

 

Важна общая для всех деятельность для формирования коллектива. У Макаренко  это – трудовая деятельность. В  коллективе возникают разные типы отношений:

-формальные (легко подвергаются  регулированию),  -индивидуально-личностные, -ситуативные, -дружеские (самые прочные)

 
Педагог определяет цели и задачи деятельности коллектива (как более отдаленные, так и более ближние). Взаимодействие между членами коллектива можно считать успешным, если: -каждый член коллектива доволен своим положением в нем; -каждый находит возможности для самореализации в коллективе. Только при этих условиях коллектив будет развиваться.

 
Применение  педагогических и воспитательных технологий + материал из предыдущего вопроса

 

 

 

 

16. Сознание и психолого-педагогические  проблемы формирования и изучения  в онтогенезе

 

Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

 

Главным условием возникновения  и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью. Это деятельность, которая требует общения друг с другом. Считается, что индивидуальное сознание возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие  ее организации.

 
Для становления сознания ребенка  также необходимы совместная деятельность и активное общение со взрослыми, принципы выделения, осознания и словесного обозначения цели. Важное значение для развития человеческого сознания имеет творческий характер человеческой деятельности. В начале своего развития чел сознание направлено на внешний мир, позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что человек сам может стать объектом познания. Мышление человека, развиваясь, все глубже проникает в суть вещей, параллельно с этим развивается язык. Слово-понятие и есть единица познания.

 
Первый этап правильно организованного  воспитания – знание тех норм и  правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности:

 
1.Рассказ на этическую тему (младшие и средние классы – яркое и эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"