Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".
Выбор методов О не может быть произвольным.
В первую очередь он зависит от общей цели
и конкретных задач урока, закономерностей
О, содержания, учебных возможностей школьников,
внешних условий, возможности учителя.
23.
Индивидуально-
Индивидуальность каждого человека выражается в индивидуальных особенностях, которые должны учитываться в педагогическом процессе. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление основных целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются трудные воспитанники, малоспособные школьники, дети с ярко выраженной задержкой развития.
Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Предпосылки:
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово одобрения за удачный ответ, дают больший результат, чем грубое замечание или окрик. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику.
Следующая важная предпосылка
осуществления индивидуального
подхода к ученику –
Индивидуальный подход включает
в себя следующие элементы, тесно
связанные между собой и
систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее
эффективных средств
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых
Для организации индивидуализации учебной работы, как в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по различным учебным планам и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы). Гомогенные классы – однородные совокупности.
В общеобразовательной школе в России до сих пор распространено два типа гомогенных классов (школ): созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений; сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:
I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.
Особые типы школ ориентированы: на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов; на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов); на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).
II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:
1. По уровню возрастных возможностей. Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее"своих сверстников, а другие наоборот"младше".
2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).
3. По характеру познавательной деятельности школьников:
репродуктивный тип (от учащихся
требуется воспроизведение
продуктивный или творческий
тип (учащимся приходится применять
знания в измененной или новой, незнакомой
ситуации, выполнять более сложные
поисковые и преобразующие
4. По характеру
"левополушарники", опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше);
"правополушарники", реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное).
Задачами дифференциации являются: создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация (Гузик), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (Фирсов), культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова).
24.
Психолого-педагогические
Формы взаимодействия семьи и школы.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, школьное, семейное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Традиционно семья является главным институтом воспитания (общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность). То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет на всю жизнь. Важность обусловлена тем, что ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, по длительности своего воздействия ни один из институтов с ней сравниться не может. Семья для ребенка является и средой обитания, и воспитательной средой. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Тем не менее воспитательное воздействие семьи ограничено. Оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, условий жизни. Отношения в семье включают 4 вида отношений: психофизиологические (биологическое родство), психологические (открытость, доверие, забота, поддержка), социальные (распределение ролей), культурные внутрисемейные отношения, обусловленные традициями). Особое положительное отношение имеют доверительные отношения в семье, принятие взаимных обязательств, соответствующих их семейным ролям.
Для достижения воспитательных целей
родители прибегают к разным средствам
воздействия: поощрение, наказание, пример.
Наказание может быть применено
только тогда, когда нет другого
способа изменить поведение ребенка.
Оно должно следовать сразу за
проступком, быть не жестоким, необходимо
объяснить ребенку.
Содержание воспитания в семье обуславливается
общими целями демократического общества.
Семья обязана формировать физически
и психически здоровую, нравственную,
интеллектуально развитую личность, готовую
к предстоящей трудовой, общественной
и семейной жизни. Для родителей семейное
воспитание – процесс сознательного формирования
физических и духовных качеств детей.
В здоровых семьях родители и дети связаны
естественными повседневными отношениями.
В пед смысле это означает мировоззренческие,
нравственные, эмоциональные, интеллектуальные,
деловые связи родителей и детей, тесное
общение между ними.
Методы воспитания в семье не
отличаются от общих, но имеют свою специфику:
Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках, приспособлено к личности
Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Координация деятельности школы, семьи, общественных организаций осуществляется в след формах:
Координация планов воспитательной работы пед коллектива в школе, родительского комитета, советов общественности, здравоохранительных учреждений с четким распределением функций.
Организация силами школы систематического обучения родителей наиболее эффективным приемам работы с детьми.
Основную работу с родителями школа
проводит через родительские объединения
(комитет). При хорошо организованной совместной
деятельности школа и семья становятся
действительными партнерами, где каждый
имеет вполне определенные задачи и выполняет
свою часть работы. Главная нагрузка по
обеспечению реальной связи с семьей ложится
на плечи классного руководителя. Традиционной
функцией классного руководителя является
просвещенческая (многие семьи нуждаются
в пед советах, профессиональной поддержке).
На род собраниях важно не только
информировать родителей о результатах,
но и вместе с ними выяснить причины, пути
преодоления трудностей. Традиционной
формой является также приглашение родителей
в школу классным руководителем для беседы.
Иногда классный руководитель посещает
семьи воспитанников, изучая условия на
месте, характер организации семейного
воспитания.
25.
Проблема цели и содержания
воспитания в современных
Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
На совр этапе происходит гуманизация и демократизация школы, что должно привести к новому качеству в-я. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1. Совместная деятельность
детей и взрослых. Поиск совместно
с детьми нравственных образцов духовной
культуры, культуры деятельности, выработка
на этой основе собственных ценностей,
норм и законов жизни составляют содержание
работы воспитателя.
2. Самоопределение.
Развивающее воспитание предполагает
формирование целостной личности – человека
с твердыми убеждениями, демократическими
взглядами и жизненной позицией. Именно
в гармонии человека с самим собой должно
идти гражданское, профессиональное и
нравственное самоопределение.
3. Личностная направленность.
В центре всей воспитательной работы школы
должны стоять не программы, а сам ребенок.
Надо развивать их индивидуальные склонности
и интересы, чувство собственного достоинства.
4. Добровольность. Без собственной воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи в-я: ни идея развития, ни идея сотрудничества.
5.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность.
Хорошо организованное воспитание должно
подготовить человека к 3 главным ролям
в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Цель воспитания
– это то, к чему стремится воспитание,
будущее, на достижение которого направляются
его усилия. Целям подчиняется все: содержание,
организация, формы и методы в-я. Поэтому
проблема целей в-я относится к числу наиболее
важных в педагогике. Цель воспитания
определяется потребностями развития
общества и зависит от способа производства,
темпов социального и научно-технического
прогресса, учебных заведений, учителей
и учеников.
Главная цель средней
общеобразовательной школы – способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному
и физическому развитию личности, всемерно
раскрывать ее творческие возможности,
формировать гуманистические отношения,
обеспечивать разнообразные условия для
расцвета индивидуальности ребенка с
учетом его возрастных особенностей. При
разумном подходе должна сохраняться
преемственность целей.
26.
Ведущие образовательные
Технология обучения – система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.