Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

 
Выбор методов О не может быть произвольным. В первую очередь он зависит от общей цели и конкретных задач урока, закономерностей О, содержания, учебных возможностей школьников, внешних условий, возможности учителя.

 

 

23. Индивидуально-дифференцированный  подход в педагогике (уровни, способы,  методы)

Индивидуальность каждого  человека выражается в индивидуальных особенностях, которые должны учитываться  в педагогическом процессе. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального  подхода имеет в виду не приспособление основных целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а  приспособление форм и методов педагогического  воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный  уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются трудные  воспитанники, малоспособные школьники, дети с ярко выраженной задержкой  развития.

Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных  школьников, возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Предпосылки:

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода  в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный  тон обращения к ребёнку, слово  одобрения за удачный ответ, дают больший результат, чем грубое замечание  или окрик. Конечно, такая позиция  не снижает требовательности к ученику.

Следующая важная предпосылка  осуществления индивидуального  подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное  внимание к каждому ученику, его  творческой индивидуальности на каждом уроке.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно  связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

систематическое изучение каждого  ученика;

постановка ближайших  педагогических задач в работе с  каждым учеником;

выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального  подхода к ученику;

фиксация и анализ полученных результатов;

постановка новых педагогических задач.

 

Для организации индивидуализации учебной работы, как в России, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по различным учебным планам и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы). Гомогенные классы – однородные совокупности.

В общеобразовательной школе  в России до сих пор распространено два типа гомогенных классов (школ): созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений; сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

В современной школе принято  выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

Особые типы школ ориентированы: на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов; на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов); на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:

1. По уровню возрастных  возможностей. Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее"своих сверстников, а другие наоборот"младше".

2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).

3. По характеру познавательной  деятельности школьников:

репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных  упражнений);

продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять  знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные  поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

4. По характеру нейропсихологических  особенностей:

"левополушарники", опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше);

"правополушарники", реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное).

Задачами дифференциации являются: создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Существует несколько  авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация (Гузик), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (Фирсов), культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова).

 

 

24. Психолого-педагогические основы  воспитания в семье. 

Формы взаимодействия семьи и школы.

Семейное воспитание –  общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов. Социальное, школьное, семейное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Традиционно семья является главным институтом воспитания (общественные организации и структуры, которые  призваны оказывать воспитательное воздействие на личность). То, что  ребенок приобретает в семье, он сохраняет на всю жизнь. Важность обусловлена тем, что ребенок  находится в семье в течение  значительной части своей жизни, по длительности своего воздействия  ни один из институтов с ней сравниться не может. Семья для ребенка является и средой обитания, и воспитательной средой. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Тем не менее воспитательное воздействие семьи ограничено. Оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, условий жизни. Отношения в семье включают 4 вида отношений: психофизиологические (биологическое родство), психологические (открытость, доверие, забота, поддержка), социальные (распределение ролей), культурные внутрисемейные отношения, обусловленные традициями). Особое положительное отношение имеют доверительные отношения в семье, принятие взаимных обязательств, соответствующих их семейным ролям.

 
Для достижения воспитательных целей  родители прибегают к разным средствам  воздействия: поощрение, наказание, пример. Наказание может быть применено  только тогда, когда нет другого  способа изменить поведение ребенка. Оно должно следовать сразу за проступком, быть не жестоким, необходимо объяснить ребенку.

 
Содержание воспитания в семье обуславливается общими целями демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Для родителей семейное воспитание – процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В пед смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними.

 
Методы воспитания в семье не отличаются от общих, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках, приспособлено  к личности

Выбор методов зависит  от педагогической культуры родителей

Школа осуществляет ведущую  роль в организации семейного  и общественного воспитания. Координация деятельности школы, семьи, общественных организаций осуществляется в след формах:

Координация планов воспитательной работы пед коллектива в школе, родительского комитета, советов общественности, здравоохранительных учреждений с четким распределением функций.

Организация силами школы  систематического обучения родителей  наиболее эффективным приемам работы с детьми.

 
Основную работу с родителями школа  проводит через родительские объединения (комитет). При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Традиционной функцией классного руководителя является просвещенческая (многие семьи нуждаются в пед советах, профессиональной поддержке).

 
На род собраниях важно не только информировать родителей о результатах, но и вместе с ними выяснить причины, пути преодоления трудностей. Традиционной формой является также приглашение родителей в школу классным руководителем для беседы. Иногда классный руководитель посещает семьи воспитанников, изучая условия на месте, характер организации семейного воспитания.

 

 
 
25. Проблема цели и содержания  воспитания в современных условиях

Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

На совр этапе происходит гуманизация и демократизация школы, что должно привести к новому качеству в-я. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

 
1. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя.

2. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение. 
3. Личностная направленность. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, а сам ребенок. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, чувство собственного достоинства.

4. Добровольность. Без собственной воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи в-я: ни идея развития, ни идея сотрудничества.

5.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность.

  
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к 3 главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

 
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы в-я. Поэтому проблема целей в-я относится к числу наиболее важных в педагогике. Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, учебных заведений, учителей и учеников.

 
Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей.

 

 

26. Ведущие образовательные технологии  в отечественной и зарубежной  дидактике

Технология  обучения – система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"