Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".
Этапы диагностирования:
1.предварительное выявление уровня знаний обучаемых – в начале учебного года.
2.текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.
3.повторная проверка – тоже тематическая, способствует закреплению знаний.
4.периодическая проверка (по разделу) – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Ф-ии – систематизация и обобщение.
5.итоговая проверка – учет приобретенных знаний и умений.
Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Тесты должны быть: краткосрочными (по времени), однозначными, стандартными, точными, надежными и показательными. Есть тесты для определения общего умственного развития. Тесты специальных способностей, тесты успеваемости, тесты для определения черт личности (память, мышление), уровня воспитанности(сформированность нравственных качеств).
Обучаемость – это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения (потенциальные возможности, темпы продвижения в усвоении знаний).
Психодиагностика выясняет состояние развитости соответствующего свойства, определяет динамику и перспективы его развития, разделяет обследуемых на группы на основе полученных результатов для дальнейшей дифференцируемой работы с ними и вырабатывает рекомендации для индивида с целью выбора жизненного пути. С большинством методик, применяемых в психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства. Но эта норма относительна и изменчива.
Основной метод – тесты: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные. Результаты тестов непостоянны, на них влияет окружающая среда, настроение испытуемого, его самочувствие.
Другие методы – опрос (только для старшего школьного возраста), анализ документов, наблюдение, эксперимент.
30.
Учет индивидуально-
Важность личностного подхода. Для его осуществления – учитывать особенности ребенка. Это особенности темперамента, характера, особенностей. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.
Индивидуальный подход заключается
в управлении развитием человека,
основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. Педагогика
индивидуального подхода имеет
в виду не приспособление основных
целей и основного содержания
обучения к отдельному школьнику, а
приспособление форм и методов педагогического
воздействия к индивидуальным особенностям
с тем, чтобы обеспечить запроектированный
уровень развития личности. Индивидуальный
подход создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательных
сил, активности, склонностей и дарования
каждого ученика. В индивидуальном
подходе особенно нуждаются трудные
воспитанники, малоспособные школьники,
дети с ярко выраженной задержкой
развития.
Темперамент – совокупность свойств,
характеризующих динамические особенности
протекания психических процессов и поведения
человека, их силу, объем, возникновение,
прекращение, изменение. Свойства темперамента
в основном являются врожденными. Темперамент
оказывает существенное влияние на формирование
характера.
Виды темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический. Холерический темперамент связывается с раздражительностью, сангвинический — с жизнерадостностью, флегматичный — со спокойствием, а меланхолический — с грустью и ранимостью.
Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Предпосылки:
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово одобрения за удачный ответ, дают больший результат, чем грубое замечание или окрик. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику.
Следующая важная предпосылка
осуществления индивидуального
подхода к ученику –
Индивидуальный подход включает
в себя следующие элементы, тесно
связанные между собой и
систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее
эффективных средств
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых
Говоря о компетентности
и профессионализме педагога, мы не
можем обойтись без термина «педагогическая
культура». Педагогическая культура представляет
собой интегративную
1). социально-педагогическом, характеризующем
степень общественного сознания того,
что субъектом воспитания выступает каждый
человек;
2). аксиологическом, выявляющем отношение
к знаниям как к ценности;
3). дидактическом, показывающем, каковы
основные принципы обучения и воспитания
– принуждение ребенка или умение заинтересовать
его.
Пед. культура есть культура воспитания
и образования. Следовательно, уровень
пед. культуры человека определяется тем,
как он выполняет роль воспитателя и педагога.
Последнее же зависит от ряда факторов,
среди которых можно выделить:
1). объем знаний, которым обладает человек;
2). его жизненный опыт, человеческую мудрость;
3). навыки и умения передачи собственных
знаний.
Вопрос о соотношении пед. мастерства
и пед. творчества. Эти тесно взаимосвязанные
понятия не тождественны. В практической
деятельности учителя возможны стандартные
и нестандартные ситуации. Стандартные
ситуации решаются по принципам и правилам,
уже апробированным наукой и практикой,
т.е. речь идет о пед. мастерстве; нестандартные
предполагают умение найти решение новой
задачи, т.е. пед. творчества. Возможен
творческий подход и к стандартной ситуации,
приводящий к новому варианту ее решения.
Выбор его может быть стандартным или
нестандартным. Пед. творчество пронизывает,
т.о., всю пед. деятельность учителя.
Не перестает быть актуальной задача расширения
и развития профессиональной базовой
культуры учителя, повышения его профессионализма
как специалиста. Процесс обогащения общей
культуры педагога никогда не должен прерываться.
По мнению исследователя Маркова А.К.,
настоящим профессионалом можно считать
учителя, который:
-- успешно решает задачи обучения и воспитания (объективные критерии профессионализма);
-- личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен (субъективные критерии);
-- достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся (результативные критерии);
-- использует приемлемые
в демократическом обществе
-- осваивает нормы, эталоны профессии,
достигает мастерства в ней (нормативные
критерии);
-- вместе с тем стремится индивидуализировать
свой труд, а также осознанно развивает
свою индивидуальность средствами профессии
(индивидуально-вариативные критерии);
-- вместе с тем имеет и осознает перспективу,
зону своего ближайшего профессионального
развития, делая все для ее реализации
(прогностические критерии);
-- открыт для постоянного профессионального
обучения, накопления опыта (критерии
профессиональной обучаемости);
-- в то же время обогащает опыт профессии
за счет личного, творческого вклада (критерии
творчества);
Изложенные выше критерии профессионализма
приближают к описанию обобщенной эталонной
модели современного учителя-профессионала.
Чрезвычайно важен для педагога процесс
самовоспитания – осознанный и управляемый
процесс, предполагающий систематическую
и сознательную деятельность преподавателя,
направленную, прежде всего, на самопознание,
а затем уже на выработку и совершенствование
своих положительных качеств и преодоление
отрицательных.
Средствами самовоспитания могут служить
индивидуальная программа самовоспитания,
самоконтроль за реализацией данной программы
и самоотчет, самоприказ, самоубеждение,
самовнушение.
В самом общем виде этапы процесса самовоспитания
включают: изучение себя; принятие решения
о необходимости постоянно работать над
собой; искоренение нежелательных качеств;
постановку цели и разработку программы
самоорганизации; практическую реализацию
самовоспитания, включающую саморегуляцию
и корректировку профессиональной деятельности.
Важное профессиональное качество
– уверенность в себе, обеспечивающее
оптимальную мобилизованность и
стабильность поведения. Недостаточная
уверенность в себе чаще всего
проистекает из слабого знания дела,
низкого уровня компетентности, боязни
выглядеть не так, как хочется.
В структуре личности выделяются 3 группы
основных качеств педагога:
1.социальные и общеличностные (нравственность, гражданственность, пед. направленность, эстетическая культура);
2.профессионально-
3.индивидуальные особенности познавательных процессов и их пед. направленность (пед. наблюдательность, мышление, память и т.д.; эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья).