Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

 

Этапы диагностирования:

1.предварительное выявление уровня знаний обучаемых – в начале учебного года. 

2.текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. 

3.повторная проверка – тоже тематическая, способствует закреплению знаний. 

4.периодическая проверка (по разделу) – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Ф-ии – систематизация и обобщение.

5.итоговая проверка – учет приобретенных знаний и умений.

 

Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Тесты должны быть: краткосрочными (по времени), однозначными, стандартными, точными, надежными и показательными. Есть тесты для определения общего умственного развития. Тесты специальных способностей, тесты успеваемости, тесты для определения черт личности (память, мышление), уровня воспитанности(сформированность нравственных качеств).

Обучаемость – это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения (потенциальные возможности, темпы продвижения в усвоении знаний).

Психодиагностика выясняет состояние развитости соответствующего свойства, определяет динамику и перспективы  его развития, разделяет обследуемых  на группы на основе полученных результатов  для дальнейшей дифференцируемой работы с ними и вырабатывает рекомендации для индивида с целью выбора жизненного пути. С большинством методик, применяемых в психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства. Но эта норма относительна и изменчива.

Основной метод – тесты: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, количественные и  качественные, общие и специальные. Результаты тестов непостоянны, на них  влияет окружающая среда, настроение испытуемого, его самочувствие.

Другие методы – опрос (только для старшего школьного возраста), анализ документов, наблюдение, эксперимент.

 

30. Учет индивидуально-психологических  особенностей ребенка в пед процессе

Важность личностного  подхода. Для его осуществления – учитывать особенности ребенка. Это особенности темперамента, характера, особенностей. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

 
Индивидуальный подход заключается  в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его  личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет  в виду не приспособление основных целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а  приспособление форм и методов педагогического  воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный  уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные  возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования  каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются трудные  воспитанники, малоспособные школьники, дети с ярко выраженной задержкой  развития.

 
Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, объем, возникновение, прекращение, изменение. Свойства темперамента в основном являются врожденными. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера.

Виды темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический. Холерический темперамент связывается с раздражительностью, сангвинический — с жизнерадостностью, флегматичный — со спокойствием, а меланхолический — с грустью и ранимостью.

Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных  школьников, возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Предпосылки:

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода  в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный  тон обращения к ребёнку, слово  одобрения за удачный ответ, дают больший результат, чем грубое замечание  или окрик. Конечно, такая позиция  не снижает требовательности к ученику.

Следующая важная предпосылка  осуществления индивидуального  подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное  внимание к каждому ученику, его  творческой индивидуальности на каждом уроке.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно  связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

систематическое изучение каждого  ученика;

постановка ближайших  педагогических задач в работе с  каждым учеником;

выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального  подхода к ученику;

фиксация и анализ полученных результатов;

постановка новых педагогических задач.

31. Компетентность  современного преподавателя ИЯ, педагогический профессионализм.

Говоря о компетентности и профессионализме педагога, мы не можем обойтись без термина «педагогическая  культура». Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику пед. процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. Эта интегративная характеристика наиболее наглядно проявляется в 3-х основных показателях: 
 
1). социально-педагогическом, характеризующем степень общественного сознания того, что субъектом воспитания выступает каждый человек; 
2). аксиологическом, выявляющем отношение к знаниям как к ценности; 
3). дидактическом, показывающем, каковы основные принципы обучения и воспитания – принуждение ребенка или умение заинтересовать его. 
 
Пед. культура есть культура воспитания и образования. Следовательно, уровень пед. культуры человека определяется тем, как он выполняет роль воспитателя и педагога. Последнее же зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить: 
1). объем знаний, которым обладает человек; 
2). его жизненный опыт, человеческую мудрость; 
3). навыки и умения передачи собственных знаний. 
 
Вопрос о соотношении пед. мастерства и пед. творчества. Эти тесно взаимосвязанные понятия не тождественны. В практической деятельности учителя возможны стандартные и нестандартные ситуации. Стандартные ситуации решаются по принципам и правилам, уже апробированным наукой и практикой, т.е. речь идет о пед. мастерстве; нестандартные предполагают умение найти решение новой задачи, т.е. пед. творчества. Возможен творческий подход и к стандартной ситуации, приводящий к новому варианту ее решения. Выбор его может быть стандартным или нестандартным. Пед. творчество пронизывает, т.о., всю пед. деятельность учителя. 
 
Не перестает быть актуальной задача расширения и развития профессиональной базовой культуры учителя, повышения его профессионализма как специалиста. Процесс обогащения общей культуры педагога никогда не должен прерываться. 
 
По мнению исследователя Маркова А.К., настоящим профессионалом можно считать учителя, который:

-- успешно решает задачи  обучения и воспитания (объективные  критерии профессионализма);

-- личностно расположен  к профессии, мотивирован к  труду в ней, удовлетворен (субъективные  критерии);

-- достигает желаемых  сегодня обществом результатов  в развитии личности учащихся (результативные критерии);

-- использует приемлемые  в демократическом обществе способы,  технологии (процессуальные критерии);  
-- осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней (нормативные критерии); 
-- вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии (индивидуально-вариативные критерии); 
-- вместе с тем имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делая все для ее реализации (прогностические критерии); 
-- открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта (критерии профессиональной обучаемости); 
-- в то же время обогащает опыт профессии за счет личного, творческого вклада (критерии творчества); 
 
Изложенные выше критерии профессионализма приближают к описанию обобщенной эталонной модели современного учителя-профессионала. 
 
Чрезвычайно важен для педагога процесс самовоспитания – осознанный и управляемый процесс, предполагающий систематическую и сознательную деятельность преподавателя, направленную, прежде всего, на самопознание, а затем уже на выработку и совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. 
 
Средствами самовоспитания могут служить индивидуальная программа самовоспитания, самоконтроль за реализацией данной программы и самоотчет, самоприказ, самоубеждение, самовнушение. 
В самом общем виде этапы процесса самовоспитания включают: изучение себя; принятие решения о необходимости постоянно работать над собой; искоренение нежелательных качеств; постановку цели и разработку программы самоорганизации; практическую реализацию самовоспитания, включающую саморегуляцию и корректировку профессиональной деятельности.

 
Важное профессиональное качество – уверенность в себе, обеспечивающее оптимальную мобилизованность и  стабильность поведения. Недостаточная  уверенность в себе чаще всего  проистекает из слабого знания дела, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хочется. 
 
В структуре личности выделяются 3 группы основных качеств педагога:

1.социальные и общеличностные (нравственность, гражданственность, пед. направленность, эстетическая культура);

2.профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности; психолого-пед. готовность к профессиональной деятельности; развитость практических педагогических умений и способностей);

3.индивидуальные особенности познавательных процессов и их пед. направленность (пед. наблюдательность, мышление, память и т.д.; эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья).

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"