Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

1. Определение педагогики
2. Основные задачи педагогической науки
3. Определение воспитания
4. Определение обучения
5. Определение и виды образования

Файлы: 1 файл

шпоры по педагогике семейного воспитания.docx

— 151.52 Кб (Скачать файл)

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет,  не рекомендация; они требуют  обязательного и полного воплощения  в практику.

2. Комплексность.  Принципы несут в себе требование  комплексности, предполагающее их  одновременное, а не поочередное,  изолированное применение на  всех этапах воспитательного  процесса.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие  фундаментальные положения равнозначны,  среди них нет главных и  второстепенных, таких, что требуют  реализации в первую очередь,  и таких, осуществление которых  можно отложить на завтра. Принципы, на которые опирается воспитательный  процесс, составляют систему.  Современная отечественная система  воспитания руководствуется следующими  принципами:

1) общественная  направленность воспитания;

2) связь воспитания  с жизнью, трудом;

3) опора на положительное в воспитании;

4) гуманизация воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных  воздействий.

98. Принципы  связи воспитания с жизнью  и трудом, принцип опоры на  положительное, принцип гуманизации воспитания

Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому принцип  связи воспитания с жизнью стал одним  из основополагающих в большинстве  воспитательных систем. Он требует  от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:

1) широкого и  оперативного ознакомления воспитанников  с общественной и трудовой  жизнью людей, происходящими в  ней переменами;

2) привлечения воспитанников  к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно  полезной деятельности.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно - как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа - известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. Принцип гуманизации воспитания требует:

1) гуманного отношения  к личности воспитанника;

2) уважения его  прав и свобод;

3) предъявления  воспитаннику посильных и разумно  сформированных требований;

4) уважение к  позиции воспитанника даже тогда,  когда он отказывается выполнять  предъявляемые требования;

5) уважение права  человека быть самим собой;

6) доведения до  сознания воспитанника конкретных  целей его воспитания;

7) ненасильственного  формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных  и других унижающих честь и  достоинство личности наказаний;

9) признание права  личности на полный отказ от  формирования тех качеств, которые  по каким-либо причинам противоречат  ее убеждениям (гуманитарным, религиозным  и другим).

99. Правила  реализации принципа личностного  подхода к воспитанию

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень  важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации; жизненные планы; сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного  подхода в воспитании требует, чтобы  воспитатель:

1) постоянно изучал  и хорошо знал индивидуальные  особенности темперамента, черты  характера, взгляды, вкусы, привычки  своих воспитанников;

2) умел диагностировать  и знал реальный уровень сформированное  таких важных личностных качеств,  как образ мышления мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные  ориентации, жизненные планы и  др.;

3) постоянно привлекал  каждого воспитанника к посильной  для него деятельности, обеспечивающей  прогрессивное развитие личности;

4) своевременно  выявлял и устранял причины,  которые могут помешать достижению  цели, а если эти причины не  удалось вовремя выявить и  устранить - оперативно изменял  тактику воспитания в зависимости  от новых сложившихся условий  и обстоятельств;

5) максимально опирался  на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание  с самовоспитанием личности, помогал  в выборе целей, методов, форм  самовоспитания;

7) развивал самостоятельность,  инициативу, самодеятельность воспитанников,  не столько руководил, сколько  умело организовывал и направлял  ведущую к успеху деятельность.

100. Формы  воспитания

Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории  ее содержания и формы отражает единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания. Первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком  виде выражается. Содержание и форма  неразрывно связаны между собой - изменение содержания влечет за собой  изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется  содержанием. Ведущая роль принадлежит  содержанию.

Для анализа форм воспитания воспользуемся количественным критерием. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы  воспитания делятся на:

- индивидуальные;

- микрогрупповые;

- групповые (коллективные);

- массовые.

101. Ученический  коллектив

Коллектив - это  любая организованная группа людей  или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом  называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

1. Общая социально  значимая цель. Цель коллектива  обязательно совпадает с общественными  целями, поддерживается обществом  и государством.

2. Общая совместная  деятельность для достижения  поставленной цели, общая организация  этой деятельности.

3. Отношения ответственной  зависимости. Между членами коллектива  устанавливаются отношения, отражающие  единство связанных с ними  переживаний и оценочных суждений.

4. Общий выборный  руководящий орган. В коллективе  устанавливаются демократические  отношения.

Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и  отличающаяся сплоченностью, общей  ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Ученический коллектив  как система - это:

- органичная часть  более сложного объединения - воспитательного коллектива, включающего,  кроме детского, и коллектив педагогов-воспитателей;

- относительно  автономная система, которой свойственны  процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

- скоординированное  единство двух структур: официальной,  складывающейся под влиянием  взрослых, и неофициальной, складывающейся  в значительной степени в процессе  межличностного общения;

- субъект деятельности  по реализации единых общественно  значимых целей;

- субъект воспитания  по отношению к личности каждого  из входящих в него членов.

102. Личность  как объект и субъект воспитательного  процесса и ее взаимодействие с коллективом

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных  задач современного общества. Преодоление  отчуждения человека от его подлинной  сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического  развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны  людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так  и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценностных ориентации, линию поведения.

103. Выбор  методов и средств воспитания

Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Методы - это способы  воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью  выработки у них заданных целью  воспитания качеств. Средство воспитания - это совокупность приемов. Средство - уже не прием, но еще не метод. Например, труд, слово. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие.

1. Цели и задачи  воспитания. Цель не только и  методы, но и определяет их. Какова  цель, таким должен быть и метод  ее достижения.

2. Содержание воспитания. Очень важно увязать методы  не с содержанием вообще, а  с конкретным смыслом.

3. Возрастные особенности  воспитанников. Одни и те же  задачи решаются различными методами  в зависимости от возраста  воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные  и личностные особенности воспитания.

6. Условия воспитания. Сюда относятся отношения, складывающиеся  в классе: климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся  средствами, когда выступают компонентами  воспитательного процесса.

8. Уровень педагогической  квалификации. Воспитатель выбирает  только те методы, с которыми  он знаком, которыми владеет.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели  большие, применяются «сильнодействующие»  методы, в благоприятных условиях  используются «щадящие» методы  воспитания.

10. Ожидаемые последствия.  Выбирая метод, воспитатель должен  быть уверен в успехе. Для этого  необходимо предвидеть, к каким  результатам приведет применение  метода.

104. Классификация  методов воспитания

Классификация методов - это выстроенная по определенному  признаку система методов. Классификация  помогает обнаружить в методах общее  и специфическое, существенное и  случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному  выбору, наиболее эффективному применению. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых  дольше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический  интерес. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение  и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода включает в  себя направленность, применимость, особенность  и некоторые другие стороны методов. По результатам методы воздействия  на воспитанника можно разделить  на два класса:

1) влияние, создающее  нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления,  понятия, идеи;

2) влияние, создающее  привычки, определяющие тот или  иной тип поведения.

В настоящее время  наиболее объективной и удобной  представляется классификация методов  воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов  воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.

1. Методы формирования  сознания личности.

2. Методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования  поведения и деятельности.

105. Сущность  этического рассказа и сущность  разъяснения

Рассказ на этическую  тему, который используется преимущественно  в младших классах, - это яркое  эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам  понять и усвоить смысл моральных  оценок и норм поведения.

У рассказов на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать  нравственный опыт личности опытом других людей. Также служит способом использования  положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности  этического рассказа относятся следующие.

1. Рассказ должен  соответствовать социальному опыту  школьников.

2. Рассказ сопровождается  иллюстрациями, которыми могут  стать произведения живописи, художественные  фотографии, изделия народных умельцев.

3. Обстановка имеет  большое значение для восприятия  этического рассказа.

4. Рассказ производит  должное впечатление только когда,  когда выполняется профессионально.

5. Рассказ обязательно  должен переживаться слушателями.

Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились  как можно дольше.

Разъяснение - метод  эмоционально-словесного воздействия  на воспитанников. Разъяснение применяется  только там и только тогда, когда  воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить, так или  иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется:

1) чтобы сформировать  или закрепить новое моральное  качество или форму поведения;

2) для выработки  правильного отношения воспитанников  к определенному поступку, который  уже совершен.

106. Смысл  внушения, увещевания, этических бесед

Для внушения характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует  на личность в целом, создавая установки  и мотивы деятельности. Дети и подростки  особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"