Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:26, шпаргалка

Описание работы

Педагогика как наука о воспитании и образовании.
Предмет педагогики и ее основные категории
Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
Понятие педагогического процесса, его структура
Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по педагогике.

  1. Педагогика как наука о воспитании и  образовании.
  2. Предмет педагогики и ее основные категории
  3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
  4. Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
  5. Понятие педагогического процесса, его структура
  6. Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
  7. Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
  8. Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)
  9. Психолого-педагогическая характеристика основных возрастных групп
  10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья
  11. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, Дж. Локк, Э. Роттердамский)
  12. Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского
  13. Система образования Российской Федерации. Основные положения Закона РФ "Об образовании" (принципы гос. политики в области образования, образовательные учреждения, общие требования к содержанию образования)
  14. Основные проблемы реформирования содержания образования в современных условиях (вариативность, интегративность, гос. стандарт, индивидуализация и т. д.)
  15. Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема
  16. Разработка в отечественной педагогике научных основ содержания образования (учебные планы, программы, гос. стандарт)
  17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития
  18. Типология уроков, их структура и ее совершенствование в условиях современной школы
  19. Закономерности и принципы обучения. Традиционные дидактические принципы "развивающего" обучения
  20. Сущность и содержание методов обучения в современной дидактике
  21. Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания
  22. Пути и средства развития коллективистских отношений (теория и практика коллективно-творческой деятельности (КТД))
  23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей
  24. Педагогические взгляды А. С. Макаренко
  25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
  26. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Требования к деятельности учителя, обеспечивающие эффективность урока
  27. Развитие педагогической мысли в трудах И. Г. Песталоцци, И. И. Гербарда, А. Дистервега
  28. Система образования за рубежом (на примере одной из высокоразвитых стран)
  29. Формы и методы контроля знаний в школе
  30. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности

 

  1. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития
  2. Личность и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского. Школьные реформы XIX века
  3. Сущность процесса воспитания и его задачи с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку
  4. Формы и методы взаимодействия семьи и школы
  5. Наглядные методы обучения и требования к их применению в школе
  6. Методы стимулирования (поощрение и наказание). Условия их эффективного применения в учебно-воспитательном процессе
  7. Классификация методов воспитания
  8. Проблемное обучение, его задачи и сущность. Отличие проблемного обучения от традиционного
  9. Воспитание как существенная часть процесса социализации личности. Основные факторы социализации
  10. Роль семьи в процессе социализации личности школьника
  11. Сущность и уровни педагогического мастерства
  12. Проблема методов воспитания в педагогике и различные подходы к ее решению. Приемы и средства воспитания
  13. Сущность педагогического общения и его основные этапы
  14. Учитель как организатор целостного педагогического процесса. Характеристика профессиональных качеств учителя
  15. Сущность инновационных тенденций в образовании

46.Основы педагогического общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИКА

Вопрос 1. Педагогика как наука о воспитании и образовании

Педагогика - наука о воспитании человека; совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребенка, это наука, являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естественных и общих наук о ребенке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир.

Педагогика - это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения. Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика  как область научных дисциплин  о воспитании и обучении, образовании  человека раскрывает закономерности педагогического  процесса, а также становления  и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем.

 

Вопрос 2. Предмет педагогики и ее основные категории

Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие  человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. Обучение понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

 

Вопрос 3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)

В процессе развития педагогики образовывались все новые  связи с другими науками, что  привело к выделению различных  отраслей педагогики в системе педагогических наук. На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли:

1) Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

- теория и практика обучения;

- теория и практика воспитания;

- теория организации и руководства системой образования.

2) Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:

- сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

- тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

- олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

- логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

3) Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

4) История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

5) Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

6) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

7) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

8) Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

9) Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

10) Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.

11) Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

12) Исправительно-трудовая педагогика ориентирована на перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

 

Методы педагогических исследований

 

Методами  педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Метод наблюдения - непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям.

Метод беседы и интервью. Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

Метод тестирования. Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. По структурным признакам могут быть:

1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.  

 Метод анкетирования. Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"