Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

Этапы формирования детского коллектива:

I этап. Небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой. Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.

ІІ этап. Его основная задача - сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. Дети уже проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения (8-10 человек). Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой.

ІІІ. этап - более высокий этап формирования детского коллектива; характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Появляется осознание себя как части, общего, как члена коллектива. Здесь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, поддерживает хороших организаторов коллективных дел.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия:

– коллективная деятельность детей,

 – совместные  переживания,

– сплоченность коллектива работников детского сада.

Потребность в общении со сверстниками проявляется, у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их общение, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам.

58.ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ДРУЖБЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.                                                                                                                   Появление и развитие дружбы.Младший дошкольный возраст. 1.  избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. 2. объект дружбы еще часто меняется. 3. нет длительных дружеских объединений. Средний дошкольный возраст.1. вполне осознаваемые дружеские привязанности. 2.отмечается наличие друзей. 3. могут мотивировать выбор друга; подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные + качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты. Старший дошкольный возраст.1.  Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).2.  придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы.3.  дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе.4.  чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы.                                                                                                                                                                                      Начиная с младшего дошкольного возраста в жизни ребенка появляются другие дети –сверстники. Отношения в этой возрастной категории остро переживаются детьми и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность значительно выше, чем во взрослой дружбе. Череда эмоций в дружбе может меняться в очень короткие сроки. Они быстро ссорятся, через короткий промежуток времени снова мирятся, быстро обижаются, конфликтуют. Подчас родители не предают этому значения, и даже иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети.

В младшем дошкольном возрасте дружба представляется в виде детских привязанностей и симпатий. Ребенок испытывает удовольствие от общения со сверстником. Так получается, что ребенок тянется именно к определенному сверстнику в группе, ему приятнее с ним, интереснее. Часто ребенок, на вопрос о друге называет другом первого попавшегося на глаза ребенка и тут же забывает о нем, руководствуясь случайными обстоятельствами, а не действительным чувством симпатии. Помимо этого малыш нередко называет другом того, с кем в общении испытывал удовольствие и радость в какой-либо конкретной ситуации.

А вот у детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому:посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы: 

  • при совместной игре, 

  • уборке территории или в игровой комнате, 

  • в процессе совместных дел на прогулке и т.д. 

 

 Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе.

В этой возрастной категории дети могут оценить поведение и поступки своего сверстника: «Маша мне нравится – она не обижает ребят», или «Боря хороший, он помогает всем и не дерется» и др. Опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной игре, деятельности. Одни дети любят подвижные игры, другие – развивающиеся настольные игры, третьи – ролевые.

Дети радуются свободе и раскованности отношений, которые складываются в совместной деятельности.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

59.СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.УСЛОВИЯ И  ЭТАПЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

 

60.ВОСПИТАНИЕ  КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

Культурно-гигиенические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения.

 Культура общения обязательно  предполагает культуру речи. Это  наличие у дошкольника достаточного  запаса слов, умение разговаривать  лаконично, сохраняя спокойный тон.

Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде.

Условия, восп. культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура  воспитателей и родителей.

2. Точное осуществление  режима 

3. Правильная организация  обстановки, в которой находятся  дети. Подбор игрушек, разнообразных  материалов, пособий и оборудования.

4. Полож.эмоц. атмосфера в  детском саду и семье.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

- правила должны быть  конкретными, предполагающими определенные  поступки.

- правила д. б.сформулир. четко, доступно для поним. детей, в форме указаний, а не запретов;

- каждое новое правило  требует времени для его усвоения  детьми 

- правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

61.ФОРМИРОВАНИЕ  У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО  ПОВЕДЕНИЯ.

В РБ разработана и реализуется президентская программа «Дети Беларуси» , в ее рамках разработаны несколько подпрограмм «Дети Чернобыля», «Дети сироты», «Дети инвалиды».

Кроме этого большое внимание в рамках этой программы обращается на работу с ДДВ по формированию у них представлений о безопасном существовании в окружающем мире. Для реализации этой программы авторским коллективом была разработана программа «Основы безопасности ДДВ», в эту программу  вошли 6 основных разделов, в которых излагаются основные  задачи и понятия, которые нужно сформулировать у детей.

I «Ребенок и другие люди»:

1. детям показ., что не  всегда приятная внешность совпадает  с добрыми намерениями человека.

2. рассматриваются ситуации  насильственного поведения по  отношению к детям.

3. ребенок и другие  дети, подростки.

4. если чужой приходит  в дом.

5. ситуации, если реб. стал  жертвой секс. насилия.

II «Ребенок и природа»

1. детям объясн., что в  природе все взаимосвязано.

2. детям даются сведения  о загрязн.окруж. среды.

3. детей знак.с основами  эколог. безопасности.

4. детям дается представление  о том, как нужно относится  к окружающей природе.

5. даются сведения о  ядовитых растениях.

6. контакты с животными.

7. восстановление окружающей  среды.

III «Ребенок дома»

1. знакомят с категорическими  запретами по использованию некоторых  предметов: утюг и др.

2. знакомят с некоторыми  предметами интерьера, вызывающими  опасность: окно.

3. знакомят с экстремальными  ситуациями в быту: травма и  др.Дети должны уметь  набирать  номера телефонов служб помощи.

IV «Здоровье ребенка»

1. здоровье – главная  ценность чел.жизни, поэтому кажд. реб. должен научится беречь свое  здоровье.

2. изучение организма  ребенка, строение тела.

3. учат прислушиваться к св. организму: отдых, еда и др.

4. формир. представлений  о ценностях ЗОЖ

5. знакомят со ср-ми профилактики различ. заболеваний.

6. представления о том  почему нужно соблюдать чистоту  собственного тела.

7. забота о здоровье  окружающих.

8. болезни людей, и те, которые передаются с помощью микробов

9. врачи – наши друзья.

10. о роли лекарств и  витаминов.

11. правила перв.помощи  при ушибах и царапинах.

V «Психическое и эмоциональное благополучие»

1. предназначен для педагогов, о том насколько важно создать  усл. в д/с для благополучия  реб.

2. детские страхи.

3. конфликты и ссоры  между людьми.

VI «Ребенок на улицах города»

1. устройство проезжей  части улицы.

2. знакомят со светофором, зеброй и др. знаками.

3. правила езды на велосипеде.

4. о работе ГАИ

5. о работе милиционера-регулировщика.

6. правила поведения в  транспорте.

7. знак.с правилами повед., если реб. потерялся.

Все эти задачи предлагается решать через специальные занятия по ознакомлению с окружающим, экскурсии, наблюдения, дид/игры и с/р игры, привлечение к этой работе родителей.

62.ФОРМИРОВАНИЕ  МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ.

Многими педагогами, психологами, врачами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются. У мальчиков это игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: в «дочки-матери», больницу, детский сад, парикмахерскую и другие. Очень важно в этот период помочь правильно сформировать женственность и мужественность в детях.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систематическое пед. воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физ., эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность СМИ; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне к др.

Можно выделить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон полового воспитания:

I) это сложная психолого-пед. задача, решение которой преследует  основную цель - сформировать у  человека высокие нравственные  позиции в вопросах пола. Сюда  включаются такие морально-этические  понятия, как юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, порядочность  в дружбе, верность в любви  и др.;

2) социально-гигиен. сторона  полового воспитания, связанная  с подготовкой мальчиков и  девочек к выполнению мужских  и женских соц. ролей;

3) комплекс медико-биол. проблем, куда входят знания об анатомо-физиолог. особенностях полов, о закономерностях  полового развития и созревания  во взаимосвязи с общим физ. развитием организма, вопросы личной  гигиены, здоровья и пр. Игнорирование  пола в воспитании детей в  дальнейшем может проявиться  в неадекватном соц. поведении  взрослых мужчин и женщин. В  результате у девушек и женщин  отсутствуют такие важные женские  качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются  такие мужские качества, как эмоциональная  устойчивость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудняет  выполнение ими своих соц. ролей  в семейной и общественной  жизни.

Для Девочек характерно;

- более раннее созревание  общих и психических функций, лучшее развитие способности  отличать, большая чувствительность  к запахам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность  большая подвижность пальцев  рук;

- игровые объединения  их более устойчивые, отдают предпочтение  совместным играм, общение выборочное;

- они более активные  и аккуратные, поэтому взрослые  их чаще хвалят, они получают  больше положительных оценок;

- склонность, к опекунской  деятельности (ухаживать, заботиться), они любят поучать, критиковать  сверстников;

- повышенный интерес к  своей внешности, они более чувствительные  к ее оценке другими, сильней  реагируют на мнение др. людей, более зависимы от чужого мнения.

Для мальчиков характерно:

- ходят они быстрее, чем  девочки, владеют большим потенциалом  физической силы: динамичные, выносливые;

- лучше применяют свои  знания в новых условиях, успешнее  справляются с числовыми манипуляциями, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям  в игровых и жизненных ситуациях;

- больше времени отводят  одиночным играм, интересы их  сосредоточены на технике, на  играх-соревнованиях, строительных  играх, играх в войну;

- более активные, чаще  нарушают дисциплину, шумят, менее  склонны придерживаться установленных  рамок, границ;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"