Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка
Описание работы
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
Планирование
педагогического процесса - это заранее определенный
порядок, последовательность осуществления
воспитательно-образовательной работы
с указанием необходимых условий, средств,
форм и методов.
Основой для планирования
педагогического процесса является та
программа, по которой работает дошкольное
учреждение. В практику работы - современных
детских садов входит тенденция демократизации
всех сторон деятельности, основанных
на творческом подходе к разным процессам,
в том числе и к планированию. Отсюда каждый
детский сад может сам выбирать виды и
формы планирования и вкладывать в них
определенное содержание. Планирование
направлено на организацию педагогического
процесса как в целом по детскому саду,
так и отдельно по каждой возрастной группе.
Основной целью планирования является
определение конкретных задач воспитательно-образовательной
работы на конкретный отрезок времени,
а также видов деятельности, способов
их организации и средств решения поставленных
задач, обеспечивающих выполнение программы.
Принципы
планирования: научность, перспективность,
конкретность, регулярность, последовательность,
повторность. Исходя из принципов, планирование
всей работы детского сада должно отвечать
определенным требованиям:
1. Планирование
должно исходить из общей цели
воспитания и обучения детей,
а также соответствующих задач.
Исходя из этого, планируются
содержание жизни детей, формы
организации их деятельности, методы
работы.
2. Планирование
должно быть направлено на
организацию педагогического процесса
в целом: конкретизацию задач, стоящих
перед дошкольным учреждением, отбор
содержания и способов педагогического
воздействия в соответствии с
задачами воспитания и возрастом
детей.
3. Планирование
воспитательной работы должно
предусматривать сохранение основных
принципов воспитания и обучения.
При планировании
занятий учитываются основные этапы усвоения
(первичное восприятие, расширение и обобщение
знаний и умений, использование их в жизни),
предусматривается повторение материала
и постепенный характер его усложнения.
Обучение продолжается и вне занятий,
в процессе повседневной жизни, играх,
труде. Планируется проведение наблюдений
(программные задачи и основные приемы),
дидактических игр, упражнений с дидактическими
материалами. Формирование нравственных
качеств личности осуществляется в процессе
всей воспитательно-образовательной работы
с детьми.
Поэтому как самостоятельный
раздел нравственное воспитание не планируется.
В плане находит отражение работа по формированию
поведения и культурно-гигиенических
навыков у детей (объем навыков, последовательность
их формирования, приемы воспитания). Что
касается игры, то планируется не игровая
деятельность детей, а педагогическая
деятельность воспитателя по руководству
играми (задачи и приемы руководства).
Планирование трудовой
деятельности опирается на 2 группы задач:
воспитание у детей трудовых умений и
навыков и формирование при этом нравственных
качеств. Наиболее эффективным является
планирование по формам организации труда
(указывается объем и содержание труда
детой, оборудование, а также методы и
приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная
работа).
Кроме того планированию
подлежат конкретное содержание и формы
организации работы с родителями.
В практике работы
дошкольных учреждений сложились следующие
виды планирования: годовое, перспективное,
календарное или текущее, календарно-перспективное.
Годовой
план - это совместная
творческая работа всего коллектива. В
нем определяются задачи работы дошкольного
учреждения на год и мероприятия по их
выполнению, которые охватывают все стороны
деятельности детского сада. В план входят
такие разделы работы д/сада: а) повышение
профессионального уровня и деловой квалификации
сотрудников, изучение работы воспитателей,
осуществление контроля; б) методическая
работа; в) педагогическая пропаганда
среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная
работа; д) связь между детским садом и
школой. Годовой план может быть представлен
в разных формах (план-график, план-схема,
планшетное планирование).
Перспективный
план составляется на
месяц и включает следующие разделы:
I. Деятельность
детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная
работа; воспитание культурно-гигиенических
навыков; воспитание навыков и
привычек культуры поведения, положительных
взаимоотношений; ознакомление с
окружающим и развитие речи; ознакомление
с природой; игра; труд; художественная
самостоятельная деятельность; праздники
и развлечения).
ІІ. Обучение на
занятиях.
ІІІ. Индивидуальная
работа с детьми.
ІV. Работа с родителями.
V. Учет работы.
VІ. Дополнения.
К плану прилагаются
список детей группы, перечень литературы,
сетка занятий и схема-памятка по организации
деятельности детей и воспитателя на протяжении
дня.
Календарный
план составляется на
1-2 недели. Формой его написания может
быть план-конспект, в котором подробно
освещается вся деятельность на протяжении
дня: утром (индивидуальная работа с детьми,
работа по формировании культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания, проведение
дидактической игры и др.), на занятиях
(вид, тема, программное содержание, методические
приемы, наглядный материал и др.), на прогулке
(наблюдения, труд, подвижные игры, игровая
деятельность, индивидуальная работа),
во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная
игровая деятельность, труд, развлечения).
Кроме плана-конспекта календарный план
может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
Календарно-перспективный
план обычно составляется
в виде таблицы-схемы. На неделю планируются
занятия, виды деятельности на прогулке
и индивидуальная работа с детьми. На месяц
планируется работа с родителями, комплексы
утренней гимнастики, развлечения.
72.ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УДО И
СЕМЬИ.
Налаживание равноправных,
партнерских отношений между семьей и
детским садом требует не только специальной
подготовки воспитателей к проведению
работы с семьей, но и создания специальных
программ воспитания и обучения дошкольников.
В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного
воспитания Национального института образования
подготовлены "Программа семейного
воспитания детей раннего возраста"
(для родителей); программа воспитания
и обучения дошкольников "Гибкий режим
в детском саду" для воспитателей.
В национальной
программе воспитания и обучения в детском
саду "Учебная программа дошкольного
образования" одним из основных принципов
является принцип взаимодействия семейного
и общественного воспитания, предусматривающий
приоритет семьи в воспитании, установлении
партнерских отношений, сотрудничества,
сотворчества с семьей..
В педагогической
литературе по проблемам взаимодействия
семейного и общественного воспитания
определяются три вида связей между семьей
и школой (детским садом), что содействует
повышению эффективности воспитания детей.
1 вид – связи, которые
направлены на то, чтобы оптимизировать
влияние семьи на подрастающее поколение
через повышение педагогической культуры
родителей, оказание им помощи. Связи такого
рода определены как компенсаторные. Сущность
связей этого вида - "детский сад -
семья".
2 вид – характеризует
включение родителей в воспитательно-образовательный
процесс детского сада. Они также носят
компенсаторный характер. Связь этого
вида - "семья - детский
сад".
3 вид – связи координационные.
Они возникает тогда, когда родители и
педагоги становятся партнерами и вместе
реализуют свои возможности в воспитании
детей.
Реально проявляется
новая ориентация на работу с детьми, их
родителями по основным направлениям:
1) работа с
постоянным контингентом детей
и их родителями;
2) работа с
детьми и родителями, которые
пользуются частичными услугами
детского сада с гибким режимом
(например, по подготовке детей
к поступлению в школу, обучению
плаванию и др.);
3) оказание помощи
по воспитанию и обучению детей
на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи,
музыкальные работники);
4) учет специфики
функционирования, жизнедеятельности,
семейного уклада, традиций, обычаев,
нравов городских и сельских
семей
При организации
взаимосвязи детского сада и семьи воспитателю
необходимо руководствоваться следующими
принципами:
1.Единство в
понимании целей и задач, средств
и методов воспитания детей
дошкольного возраста.
2. Реализация
в совместной деятельности комплексного
подхода к воспитанию.
3. Отношение к
ребенку как к формирующейся
личности - члену семейного и детского
коллектива.
4. Взаимное доверие
и уважение в отношениях между
педагогами и родителями.
В семье имеются
благоприятные условия для формирования
личности ребенка, что обусловливается
следующими факторами:
1) глубоко эмоциональным,
интимным характером семейного
воспитания, основанным на родственных
чувствах;
2) постоянством
и длительностью воспитательных
возможностей, воздействий родителей
на детей в самых разнообразных
жизненных ситуациях;
3) большими возможностями
для активного включения детей
в бытовую, хозяйственную, воспитательную
и другие виды деятельности.
73. СОДЕРЖАНИЕ
И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УДО С РОДИТЕЛЯМИ.
Педагогическая
культура родителей – педагогическая
готовность их как воспитателей, которая
дает реальные положительные результаты
в процессе семейного и общественного
воспитания детей.
Методы
семейного воспитания - совокупность
способов воспитательных взаимодействий
родителей с детьми, которые помогают
последним развивать свое сознание, чувства
и волю, активно стимулируют формирование
опыта поведения, организацию самостоятельной
жизнедеятельности, полноценное психофизическое,
духовное, нравственное развитие.
Идеи и положения
о педагогической культуре, целях и задачах
обучения и воспитания родителей, их роли
в решении семейных и социальных проблем
общества, которые связаны с воспитанием
детей, находят большое место в работах
зарубежных и отечественных ученых (А.
Адлер, Р. Дрейкурс, Б. Скинер, Т. Харис,
С.Е. Ковалев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, Т.А. Маркова, Л.В. Зягик,
В.В. Чечет и др.)
Практика семейного
воспитания показывает, что большинство
родителей является педагогически и психологически
беспомощными как в налаживании семейных
отношений, так и в воспитании детей. Изучение
положения психолого-педагогического
просвещения и обучения родителей показало,
что оно осуществляется в основном через:
1. Обучение основам
воспитания детей дошкольного
возраста непосредственно в яслях
и детских садах;
2. Обучение основам
воспитания детей школьного возраста
в лекториях и университетах
педагогических знаний;
3. Подготовка
к материнству и отцовству
в детских и женских консультациях,
в специальных лекториях;
4. Общее ознакомление
взрослого населения с основами
семейного воспитания посредством
радио, телевидения, печати.
Воспитание родителей
необходимо, с одной стороны, для оптимизации
процесса воспитания ребенка, с другой
стороны, для здоровья самого общества.
В исследовании
проблемы обучения родителей выделяются
несколько аспектов: определение целей
и значения воспитания родителей; разработка
содержания работы по воспитанию родителей;
определение форм и видов связей детского
сада и семьи; создание моделей воспитания
родителей; этапы взаимодействия детского
сада и семьи.
Формы работы с родителями
подразделяются на:
– коллективные
(родительские собрания, встречи с родителями,
вечера вопросов и ответов, выставки совместных
работ родителей и детей, дни открытых
дверей, школы для родителей, родительские
конференции),
– индивидуальные
(индивидуальные беседы и консультации,
посещение на дому, приобщение родителей
к жизни детского сада),
– наглядно-информационные
(выставки детских работ, реклама книг,
статей из газет и журналов по проблемам
семейного воспитания, книги семейного
опыта).
Можно выделить
следующие методы изучения
семьи: беседа, наблюдение, решение
педагогических ситуаций, изучение рисунков
ребенка, посещение воспитателем семьи,
анкетирование и др.
В отечественных
и зарубежных исследованиях отсутствует
единая классификация методов воспитания
детей в семье. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько,
И.И. Рыданова и другие к основным методам
относят две их группы:
1) методы организации
поведения и деятельности (упражнение,
тренировка, приучение, показ образца,
напоминание, контроль, стимулирование
к самоконтролю, требование)
2) методы формирования
сознания (слово родителей, личный
пример); в самостоятельную группу
выделяются дополнительные методы
(поощрение, наказание, соревнование).
Л.Ф. Островская
с учетом воздействия на детей дошкольного
возраста определяет методы нравственного
воспитания, которые обеспечивают формирование
у них практического опыта общественного
поведения (упражнение, пример, показ,
наблюдение) и методы, которые направлены
на формирование у детей нравственных
представлений, оценок (беседа, чтение
художественной литературы).
Л.И. Смагина считает,
что каждый метод (формирование самосознания,
упражнение, пример, поощрение) имеет свою
психофизиологическую основу.
74.ГОТОВНОСТЬ
ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Подготовка детей
к школе предполагает, с одной стороны,
такую организацию воспитательной работы
в детском саду, которая обеспечивает
высокий уровень общего, разностороннего
развития дошкольников, с другой стороны,
специальную подготовку детей к усвоению
тех учебных предметов, которые они будут
осваивать в начальной школе. В связи с
этим в современной психолого-педагогической
литературе понятие готовности определяется
как многогранное развитие личности ребенка
и рассматривается в двух взаимосвязанных
аспектах: как "общая, психологическая
готовность" и как "специальная готовность"
к обучению в школе.