Праздники и развлечения
обогащают детей новыми яркими впечатлениями,
связанными со знаменательными датами,
воспитывают эмоциональную отзывчивость
и интерес к разным видам художественной
деятельности. С малых лет дети проявляют
интерес к пению песен, чтению стихов,
танцам, рисованию. Это и есть первые творческие
проявления.
68.ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В
РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Правильная организация
жизни и разнообразной деятельности детей
, создание благоприятных условий способствует
разностороннему развитию детей разного
возраста.
Режим дня – это
четкий распорядок жизни в течение суток,
предусматривающий чередование бодрствования
и сна, а также рациональную организацию
различных видов деятельности.
Правильное физическое
развитие ребенка немыслимо без строгого
выполнения режима дня, который должен
соответствовать реальному составу детей
в группе. Однако это не означает, что нужно
устанавливать отдельные режимы для всех
возрастных групп, абсолютно точно соблюдать
распорядок времени, указанный в программе
для каждого года жизни ребенка. В условиях
смешанной группы это не возможно, так
как происходит совпадение во времени
разных процессов. Поэтому, целесообразно
составлять режим общий для всех.
- при наличии
в группе детей двух смежных
возрастов – за основу берется
режим более старших детей, а
с младшими режимные процессы
начинают на 5-10 минут раньше (в
другом порядке происходит лишь
подъем детей после дневного
сна – первыми встают на 15 минут
раньше старшие дети);
- при определении
общего режима для детей трех-четырех
возрастов (от 3 до 7 лет) за основу
берется режим среднего возраста
(пятый год жизни) и с учетом
режима для остальных детей
вносят некоторые изменения в
длительность режимных процессов.
Важно всегда соблюдать
правило – режимные процессы начинать
с младшими детьми, постепенно подключая
более старших (в другом порядке происходит
лишь подъем детей после дневного сна).
Все это создает
условия для того, чтобы дети разного возраста,
живя в одной группе, в естественной последовательности
и постепенно переходили от одного вида
деятельности к другому, не тратили время
на ожидание очереди при умывании и т.д.
Режим только тогда
организует жизнь детей, является важным
фактором воспитания, когда он выполняется
четко и согласованно всеми работниками
ДУ.
Чтобы предупредить
сокращение времени для самостоятельных
игр и занятий, а также длительность прогулки,
обеспечить своевременное питание, в лучших
д/с установленный режим детской жизни
обсуждается в коллективе и становится
законом для педагогов, и всего обслуживающего
персонала. При изменении возрастного
состава детей он обновляется.
Таким образом, в
смешанных группах режим дня становится
единый для всех детей, но с учетом возрастных
потребностей и возможностей ребенка
вносятся некоторые изменения в режимные
процессы (деятельность бодрствования
и сна, объем нагрузок).
Чтобы все виды деятельности
осуществлялись на хорошем педагогическом
уровне, большое значение имеет согласованность
в работе воспитателя и помощника воспитателя.
Помощник воспитатель разновозрастной
группы должен особенно хорошо сознавать
свою роль в педагогической работе с детьми,
владеть основными приемами организации
режимных процессов, понимать, чем она
может помочь малышам, а что они должны
делать самостоятельно. Помощь помощника
воспитателя необходима постоянно, но
больше всего в самые напряженные в смешанной
группе моменты – при завершении одних
процессов и переходе к другим: подготовка
к прогулке, выход на участок и возвращение
в группу, укладывание детей, проведение
закаливающих процедур.
Важно помнить! Когда
воспитатель руководит большинством группы,
помощник воспитатель находится с меньшинством.
69.ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕД.ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ
ГРУППАХ.
Организация обучения и воспитания в
разновозрастных группах имеет определенную
сложность, поскольку от педагогов требуются
знания специфики работы с разными возрастными
группами и умения соотносить программные
требования с индивидуальными особенностями
воспитанников.
Кроме индивидуально-психол. особенностей
и уровня умственного развития детей надо
также учитывать половую принадлежность
ребенка. Ведь даже у младенцев разного
пола умственные процессы различны. Мозг
мальчиков в целом более активен мозга
девочек. Мальчики более ловкие относительно
девочек при выполнении матем. операций
и в визуально-пространственном мышлении,
а у девочек более, чем у мальчиков, развиты
вербальные способности. Отсюда вывод:
к обучению мальчиков и девочек надо подходить
дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.
Именно поэтому педагог, подготавливаясь
к занятиям, должен подбирать вместе с
традиционным и спец. материал для детей
разного пола, разного возраста, в соответствии
с их интеллектуально-психологическими
особенностями.
Научно-методической основой пед. процесса
в малокомплектном дошкольном учебном
заведении является правильное сочетание
общих требований дошкольной педагогики
с конкретными условиями воспитания в
каждой группе детей разного возраста.
В каждом конкретном случае воспитатель
должен определить состав группы, выделить
2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать
учебно-воспитательную работу. Наиболее
целесообразным является комплектование
групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип
максимального учета возрастных возможностей
детей. В группе устанавливается общий
режим, который отвечает возможностям
и потребностям детей обеих групп, создаются
благоприятные условия как для самостоятельной
деятельности, так и для проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного
процесса в разновозрастной группе имеет
позитивное влияние: хотя сочетание в
одной группе разных по возрасту детей
усложняет роботу педагога, однако в то
же время открывает перед ним широкие
возможности для организации общения
детей разного возраста.
Младшие дети в разновозрастной группе
охотно прислушиваются к советам, замечаниям,
оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной
форме, хорошо воспринимают их справедливое
руководство совместной деятельностью,
и негативно реагируют на резкое и авторитарное
отношение. Постоянное общение младших
детей со старшими формирует дружеские
отношения, самостоятельность. Особое
значение приобретает пример старших
для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы
малыши были не пассивными наблюдателями,
а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной
группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых
является всестороннее воспитание и развитие
каждого ребенка, формирования учебных
умений.
Игра в разновозрастной группе позволяет
достичь значительных результатов, поскольку
создает благоприятные условия для взаимодействия
педагога с детьми и детей между собой.
Дидактичные, интеллектуальные игры как
форма организации обучения приобретают
особое значение, поскольку в них используются
самообучение и взаимное обучение. В дидактичной
игре взаимодействуют учебная и игровая
стороны. В соответствии с этим воспитатель
одновременно учит детей и участвует в
их игре, а дети - играя, учатся. В дидактичной
игре в разновозрастной группе закрепляются
знание и навыки, усваивается новый учебный
материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных
группах большое значение имеет общая
игра детей.
Занятие. В
разновозрастных группах используют фронтальные,
групповые и индивидуальные формы организации
учебного процесса, которые позволяют
разным образом формировать взаимоотношения
педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным есть сочетание
разных форм работы (коллективная работа,
работа с подгруппой и индивидуальные
занятия). Более общие учебные задачи лучше
решать на фронтальных занятиях, а конкретные
(сообщение нового материала, закрепление,
расширение и уточнение знаний) - на занятиях
с одной подгруппой.
При
организации работы в разновозрастной
группе необходимо учитывать следующие
моменты:
1. Воспитатель, организовывая учебный
процесс в разновозрастной группе,
должен четко определить цель,
задачи, содержание, хорошо владеть
методикой проведения занятий
с детьми в разновозрастной
группе.
2. Программные требования дифференцируются
для каждой возрастной подгруппы
за счет разных способов выполнения
определенного задания.
3. На фронтальных занятиях лучше
решать более общие учебные
задачи, а более конкретные (разные)
- на занятиях с одной подгруппой
детей.
4. Основной формой работы в
разновозрастной группе остаются
занятия (комплексные, комбинированные,
общие). При проведении комплексных
занятий в разновозрастной группе
надо следить за тем, чтобы
деятельность детей одной подгруппы
не отвлекала детей другой
подгруппы. Общие занятия целесообразно
проводить при условии одинаковой
или близкой темы для детей
всех возрастных подгрупп, учитывая
возможности детей и уровень
их самостоятельности.
5. Материал, подготовленный к занятию,
должен содержать общие элементы
для детей всех подгрупп, что
дает возможность объединить
воспитанников для проведения
игр, выполнения определенных заданий.
6. Выполнение заданий в разновозрастной
группе осуществляется двумя
путями: под непосредственным руководством
педагога; с помощью дидактичных
игр и дидактичных материалов
(самостоятельная работа детей).
7. При организации учебно-воспитательного
процесса необходимо учитывать
индивидуальные, возрастные и половые
особенности детей дошкольного
возраста.
70.МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ
ПЕД.ПРОЦЕССА В УДО.
Дошкольное воспитание содержит
такие задачи, которые имеют не только
воспитательное, но и образовательное
значение. К этим задачам надо отнести
формирование у детей правильных представлений
об окружающем развитие речи, счета, приобрет.
навыков в рисовании, лепке и т.д.
Разработано значительное число
форм и средств образовательной работы
с детьми дошк.возраста, в том числе занятия,
дид. игры и материалы.
Обучение дает возможность
поднять развитие всех детей в группе
на более выс. уровень, содействует в значит.мере
смягчению неравномерности развития детей,
наблюдающейся в практике.
Учебная деят-ть вносит значит.
изменения в поведение ребенка. Он становится
более собранным, легче откликается на
слово взрослого, привыкает выслушивать
подробности. Становится более вним.. И
все это сообщает поведению детей организ.хар-р
и делает их более воспитанными.
Обучение обладает большим
восп. воздействием также и потому, что
оно обеспеч. детям посильные для них движения
вперед, дает возможность достичь опред.
рез-та и пережить удовлетворение от работы.
Вместе с тем эти общие черты
конкретизируются для каждой возрастной
ступени своеобразно. Такими общими чертами
является то, что:
а) обучение ведется по дид.
правилам, основ. на психологических закономерностях,
преследует задачи сообщения знаний, овладения
умениями;
б) обучение опирается на обучающую
роль взрослого (учителя, воспитателя);
в) обучение носит организованный
характер: имеет определенную программу
и форму организации детей.
Главная роль в обучении отводится
занятиям.
Занятия - это форма организации
обучения в детском саду. Они обязательны
для всех дошкольников: для них определено
программное содержание, отведено постоянное
время в режиме дня, установлена определенная
продолжительность. Содержание учебного
материала постепенно усложняется. На
занятиях используется материал окружающей
жизни, давая в известной последовательности
знания о природе и людях, навыки счета,
рисования, конструирования, пения, движения.
Дидактические игры, игровые
задания и приемы позволяют повысить восприимчивость
детей, разнообразят учебную деятельность
ребенка, вносят занимательность.
Обучение основано на воспитании
произвольного активного внимания, умении
активно действовать, достигать результатов
в своих действиях - все это требует от
детей известного умственного и физического
напряжения. Правильно установленная
мера такой работы возможна только тогда,
когда обучение ведется в форме дидактически
целесообразных занятий.
Анализируя
организацию педагогического процесса
в дошкольном учреждении можно отметить
следующее:
В организации педагогического
процесса в дошкольном учреждении большое
значение имеет проблема своеобразия
учебно-воспитательной работы с детьми
дошкольного возраста.
Разработано значительное число
форм и средств учебной работы с дошкольниками,
в том числе занятия, дидактические игры,
дидактические материалы.
Учебные занятия в дошкольных
учреждениях имеют свою специфику:
имеют большое значение для
подготовки детей к школе; дети овладевают
навыками учебной деятельности, становятся
более собранными, организованными;
на занятиях развивается устойчивое
внимание, сосредоточенность, способность
к волевым усилиям;
при систематическом проведении
занятий формируются познавательные интересы;
при совместной работе на занятиях
дети влияют друг на друга - это способствует
созданию дружного детского коллектива
и формирует умение жить и работать в нем.
71.ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕД.ПРОЦЕССА.