Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка
Описание работы
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
- ярко выражена склонность
к преобразовательной, конструктивной
деятельности; интерес к инструментам,
орудиям труда, разнообразным машинам
и механизмам.
Задачи воспитания
мальчиков и девочек:
1. формирование у дошкольников
соответствующих возрасту представлений
по проблемам пола и взаимодействия
между мальчиками и девочками;
2. формирование переживаний
и мотивации ребенка своего
существования как представителя
пода;
3. стимуляция проявлений
детьми начальных качеств мужественности
и женственности в разных видах
деятельности и повседневной
жизни.
Основные направления полового
воспитания дошкольников:
- полоролевое воспитание,
которое включает осознание себя
как представителя определенного
пола, усвоение мужской и женской
соц. ролей, формирование качеств
мужественности и женственности;
- сексуальное воспитание:
формирование образа тела, представление
об отличии полов, о рождении
человека в контексте нравственных
требований;
- подготовка будущих семьянинов.
Как показывают исследования,
примерно до 3 лет дети как бы "бесполые",
им нравятся одни и те же игрушки. На 4 году
жизни - дифференциация в выборе игрушек,
тематики игр и рисунков. На 5 году жизни
достигаются устойчивые половые представления
и поведение.
В половом воспитании очень
важным является психол. климат семьи,
любовь, дружба и взаимное уважение между
всеми ее членами. От отца в современной
семье следует ожидать не только материального
вклада, но и мудрой строгости, рассудительной
справедливости в оценке положит. и отрицат.
событий, сдержаннее в проявлении чувств,
уверенности, надежности. Не грубые выходки
и необузданные инстинкты, а благородство,
предупредительное уважительное отношение
к женщине, любовь к жене и детям, помощь
им во всем - вот образец мужской роли,
которую ребенок должен видеть в семье.
От матери больше ожидается умение создать
уют, атмосферу душевной теплоты, способность
чутко реагировать на радости и огорчения
всех членов семьи, готовность всегда
придти на помощь. Ей принадлежит важная
роль в воспитании мягкости, доброты и
многих других положительных качеств
у детей. В современных условиях, когда
отец все более утрачивает роль кормильца
и главы семьи, а внутри семейные отношения
начинают строиться на новых принципах,
это приобретает особое значение, так
как вследствие неправильных подходов
к распределению ролей здесь могут наблюдаться
такие явления, как феминизация мужского
и маскулизация женского поведения.
63.ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ
ПАТРИОТИЗМА.
Национальное
самосознание - это такой уровень
познания нацией своей собственной сущности,
осознания своей национальной жизни, взаимоотношений
с другими народами. Только через национальное
самосознание вырабатывается общая и
индивидуальная оценка, социальная позиция,
активное отношение людей, как к своему
единству, так и к другим сообществам.
В нем воплощается осознание людьми принадлежности
к своей нации, ее место среди других наций,
особенных и общих с ними черт.
Уже с детства человек
должен гордиться своей национальной
принадлежностью, любить свою Родину,
знать родной язык, увлекаться культурой,
историей своего, народа. Период дошкольного
детства по своим психологическим особенностям
наиболее благоприятен для формирования
основ национального самосознания, потому
что для детей дошкольного возраста характерны
безграничная доверчивость ко взрослым,
стремление повторять их действия, эмоциональная
доброжелательность, интерес к окружающему
миру, искренность чувств. Впечатления,
пережитые в детстве, можно сравнить с
буквами, высеченными на камне. Они остаются
на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие
на развитие человека. Основными чертами
национального самосознания белорусов
являются соборность и коллективизм, открытость
и способность поглощать и растворять
в себе духовные ценности других народов;
отсутствие ярко выраженной этнической
идентификации, понимания того, что мы
- самобытная нация.
Задачи формирования основ
национального самосознания дошкольников:
1. Воспитание
у детей интереса и эмоционально
положительного отношения к окружающему
миру, любви к родным и близким
людям, к природе, родному краю, интерес
к обычаям и традициям своего
народа.
2. Формирование
у детей системы знаний о
родном крае, желание их углублять;
знания языка своего народа.
3. Вовлечение
детей в практическую деятельность
по использованию и переработке
полученных знаний, обогащению опыта
деятельного отношения к окружающему
миру, по формированию стремления
приносить пользу людям.
Содержание работы педагога
по формированию основ национального
самосознания у дошкольников отражено
в программе воспитания и обучения в детском
саду. Систему знаний, которую нужно сформировать
у дошкольников, можно представить следующим
образом:
- природоведческие
сведения: географические особенности
родного края, климат, природа, экологические
знания, природоохранительная деятельность
и т. д.;
- сведения о
жизни белорусского народа: жизнь
и труд родных и близких
ладей, некоторые этнографические
сведения (особенности одежды, быта,
искусства и культуры белорусов),
владение родным языком;
- некоторые сведения
из истории семьи и Отчизны:
своя родословная, знаменитые люди
родного края (просветители, полководцы,
князья, писатели, художники и т.
д.), памятные места (здания, памятники);
- сведения социального
характера: название города (села), его
знаменитых мест; название республики,
ее столицы; символы (герб, флаг).
Формирование гражданственности
и национального самосознания предусматривает
также определенные навыки и умения: забота
о родных и близких, младших, ровесниках,
других людях; добросовестное выполнение
своих обязанностей, использование своих
знаний в творческой деятельности; участие
в общественно направленной деятельности;
бережное отношение к результатам труда,
имуществу, природе.
64.ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ
К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.
В дошкольном возрасте одной
из важнейших задач является воспитание
миролюбия к другим людям, представителей
других национальностей. Детям нужно объяснить,
что мир это новое условие жизни на Земле.
Жить мирно – это значит не обижать других,
не причинять боль, обиду, не забирать
чужое, не разрушать. Детям понятие агрессии
не дается, но в них воспитывается толерантность,
т.е. терпимость к особенностям, недостаткам
других людей. Толерантность нельзя путать
с безразличием, равнодушием. Для белорусского
народа толерантность является одной
из отличительных черт, индивидуально
она проявляется по-разному. Чем выше интеллект
человека, тем более терпим он или толерантен
к недостаткам других людей.
Детей знакомят с такими понятиями
как: отечество, земля, мир. Отечество –
единственная для каждого человека Родина,
которая ему осталась о предков. Чувство
гордости за Родину, за отечество нужно
прививать детям СДВ на конкретных примерах,
показывая детям достижения, успехи страны.
Детям дается представление
о том, что отечество – это общий дом для
всех людей живущих в стране, Земля – это
общий дом для всего человечества. Этот
общий дом все люди должны беречь. Земля
для всех и все на ней равны. Дети получают
представления, что на Земле живут люди
непохожие на нас цветом кожи, глаз, волос,
но все люди между собой должны дружить.
65.ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Казалось бы, как
соединить два таких разных понятия: экономика
и дошкольник. Однако, чтобы приобщить
наших детей к условиям рыночной экономики,
нужно начинать уже с малых лет, а именно
со старшего дошкольного возраста. В этом
возрасте ему уже доступны многие понятия,
например, деньги, товар, реклама, работа.
Осталось только углубить и расширить
эти знания.
Экономическое
воспитание направлено на то,
чтобы научить ребенка ценить окружающий
мир, уважать людей любой профессии, понимать
взаимосвязь «труд-продукт-деньги». Обучение
основам экономики может проходить двумя
путями:
1. Содержание
основ экономики в разных видах
детской деятельности. Ярким примером
этого вида работы может служить
ролевая детская игра «Магазин».
В ней дети овладевают понятиями
цена и деньги.
2. Локальный путь.
Внедрение экономики в другие
фронты воспитания детей. Например,
экологическое воспитание, где детей
можно познакомить с трудом
в природе и показать, как этот
труд кормит всех людей.
В экономическом
воспитании старших дошкольников можно
выделить несколько направлений работы:
1. Знакомство
детей с понятиями труд и
продукт. Это ознакомление с разными
видами профессий, с их значимостью
для общества. На этом этапе
дети начинают осознавать, что
за свой труд взрослый получает
деньги, за которые он может
купить продукты и вещи.
2. Знакомство
детей с денежными купюрами, ценой.
Этот этап работы должен проходить
на доступном для старших дошкольников
уровне.
3. Ознакомление
дошкольников с рекламой. Основными
задачами является не только
познакомить с рекламой, но и
разъяснить ее значение, научить
правильно понимать рекламу.
4. Формирование
полезных навыков и привычек
в быту.
Таким образом, закладывать
основы рыночной экономики можно уже в
старшем дошкольном возрасте.
66. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ЭСТЕТ. ВОСП. ДОШк-ОВ – организ.
жизни и деят-ти детей, способствующая
разв. эстетич.чувств реб, формир. представл.и
знаний о прекрасном в жизни и искусстве,
эстет. оценок и эстет.отнош. со всему,
что нас окружает.
ЭСТЕТ. ЧУВСТВО – эмоц. переживание,
рожденное отнош.реб. к произведению искусства,
обществ. явл., человеку, природе, окр. среде,
предм. миру, выдающ.в наслажд. или отвращ.,
сопровожд воспр., постиж. и оценку данного
предмета.
МЕТОДЫ ЭСТЕТ.ВОСП. -это способы
совмест. взаимосв.деят-ти воспитателя.
и реб., направл. на разв.эстетич. представл-й,
эстет.чувств и худ. деят-ти, предполаг.формир.
основ эстетического вкуса и развитие
творческих способностей.
- эстет.восп. осущ. во взаимосвязи
со всей воспитательно-образовательной
работой в ДУ;
- дет. творчество связ.с
жизнью, вся связь обогащ. содержание
дет. художественной деятельности;
- худ.-творч.деят-ть взаимосвяз.
со всей воспитательно-образовательной
работой;
- вариат-ть содерж., форм
и методов худ. деят;
- индив. подход в эстет.восп.,
основан.на выявл.индивид. различ.детей
и определении оптим. путей разв.
творч. способностей кажд. ребенка.
Задачи:
- приобретение теоретических
знаний
- формирование практических
умений.
Эстет.восп. дошк-ов осущ.с помощью
таких ср-в как игра и игрушка, искусство,
эстетика быта, природа, труд, самост. худ.-творч.деят-ть,
праздники и развлечения.
Средства:
-Игра всегда включает
творческое начало.
-Использ.видов искусства
- сказки, рассказы, загадки, песни, танцы,
картины и др.
- Труд. деят-ть
-Праздники и развлечения
Методы эстетического
воспитания:
- метод побуждения к
сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное и осуждение
безобразного в окружающем мире.
- метод убеждения
-Метод приучения .
- метод поисковых ситуаций
В.И.Логинова,
П.Г.Саморукова придерж.такой классификации
методов эстетич.воспитания:
- методы и приемы формирования
элементов эстетического сознания:
эстетического восприятия, оценок,
вкуса, чувств, интересов и т.д.
- методы, направленные на
приобщение детей к эстетической
и художественной деятельности.
К этой группе методов и
приемов можно отнести показ
способа действия или образца,
упражнения, показ способа сенсорного
обследования с сопровождением
разъясняющего слова;
- методы и приемы, направленные
на развитие эстетических и
художественных способностей, творческих
умений и навыков, способов самостоятельных
действий детей.
67.СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Эстетическое
воспитание дошкольников осуществляегся
с помощью таких средств. как игра и игрушка,
искусство, эстетика быта, природа, труд,
самостоятельная художественно-творческая
деятельность, праздники и развлечения. Игра всегда включает
творческое начало. Если представления
дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют
яркие эмоциональные переживания, то и
игры их бедны и однообразны по содержанию.
Расширение впечатлений осуществляется
в процессе чтения художественных произведений,
с помощью рассказа воспитателя, наблюдений.
Материалом игры являются игрушки. Все
игрушки должны быть привлекательно, красочно
оформлены, вызывать у детей интерес, будить
воображение.
Используя все виды
искусства - сказки, рассказы, загадки,
песни, танцы, картины и другие, воспитатель
формирует у детей отзывчивость на все
доброе и красивое, обогащает их духовный
мир.
Основными
требованиями к оформлению дошкольного
учреждения являются целесообразность
обстановки, ее практическая оправданность,
чистота, простота, красота, правильное
сочетание цвета и света, наличие единой
композиции. Разумеется, мало окружить
детей красивыми вещами, надо научить
их видеть красоту, беречь ее. Поэтому
воспитатель должен обращать внимание
детей на чистоту помещения, на красоту,
которую вносят цветы, картины, а главное
- поощрять попытки самих дошкольников
украсить комнату.
С малых лет детей надо
приучать к эстетике внешнего вида в сочетании
с культурой поведения. Большую роль в
этом отношении играет личный пример взрослых,
единство их внешней и внутренней культуры
поведения.
С малых лет необходимо
учить детей не только любоваться красотой
цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить
свой посильный вклад в ее приумножение.
Уже в младшей группе дети с небольшой
помощью взрослых могут кормить рыбок,
поливать цветы на грядке и в группе и
т. д. С возрастом объем работы для дошкольников
увеличивается. Дети более самостоятельно
и ответственно относятся к выполнения
того или иного дела.
Трудовая деятельность
является одним из средств эстетического
воспитания дошкольников. В младшем возрасте
воспитатель знакомит детей с трудом работников
дошкольного учреждения, подчеркивая,
что и няня, и повар, и дворник работают
старательно, красиво. Постепенно воспитатель
подводит детей к пониманию, что труд всех
людей города и села дает возможность
жить радостно. При этом ватмо, чтобы дошкольники
не только созерцали красоту труда взрослых,
но и сами принимали в нем посильное участие.
Поэтому в детском саду используются все
формы трудовой деятельности.