Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка
Описание работы
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
Общая готовность
к школе включает в себя: личностное, умственное,
нравственное, волевое, эстетическое,
физическое развитие, которое создает
необходимую основу для активного вхождения
ребенка и новые условия школьного обучения.
Общая готовность характеризуется определенным
уровнем психического развития, которое
определяет мотивационную готовность
(желание учиться, овладение ребенком
элементами учебной деятельности).
Личностная готовность детей
к школе охватывает следующие три основные
сферы жизненных отношений: отношение
с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения
со сверстниками; отношение ребенка к
самому себе.
Нравстненно-волевая готовность ребенка
к обучению в школе выражается в достижении
им к концу дошкольного возраста интереса
к знаниям, стремления преодолевать трудности,
наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости,
самостоятельности, организованности
и дисциплинированности, умения ребенка
строить свои взаимоотношения со взрослыми
и сверстниками в соответствии с правилами.
В состав нравственно-волевой готовности
входит овладение дошкольниками необходимыми
трудовыми умениями и навыками, сформированность
общественных мотивов поведения, умение
планировать своп деятельность.
В показатели умственной готовности
входят хорошо развитое образное и словесно-логическое
мышление, необходимый запас знаний об
окружающем мире, о предметах, материалах
и т. д., развитая сенсорика, общий уровень
мыслительной деятельности, умение оперировать
знаниями при решении учебных и практических
задач, овладение элементами учебной деятельности.
Важно развить эстетические
чувства, творческое воображение, умение
воспринимать содержание разнообразных
картин я т. д. Занятия по рисование, лепке,
аппликации, музыке в наибольшей степени
способствуют эстетической подготовке
детей к школе.
Физическая
готовность является одним
из важных компонентов общей готовности
ребенка к обучению в школе. Для физической
подготовки ребенка к школе имеет большое
значение: хорошев состояние здоровья
ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое
развитие; закаленность, определенная
выносливость и работоспособность организма;
правильное функционирование сердечно-сосудистой,
пищеварительной и дыхательной систем;
успешное овладение всеми видами основных
движений; развитая мелкая моторика руки;
овладение ребенком культурно-гигиеническими
навыками, воспитание привычек к соблюдению
правил личной гигиены.
Специальная
готовность к школе является
дополнением общей, психологической готовности
ребенка к школьному обучению. Она определяется
наличием у ребенка специальных знаний,
умений и навыков, которые необходимы
для изучения различных школьных предметов.
Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые
в детском саду, обеспечивают необходимый
уровень специальной готовности ребенка
к школьному обучению.
Психологическую,
педагогическую неготовность к школьному
обучению определяют следующие группы
показателей: незавершенность структурного
и функционального развития коры головного
мозга; тяжелые роды, заболевания на I году
жизни; дисгармоничность развития интеллектуальных
структур; несформированность познавательной
мотивации, навыков и умений учебной деятельности;
непонимание профессиональной роли учителя
и неумение строить отношения в учебной
деятельности; неадекватное отношение
к себе, неумение оценивать причины неудач;
неспособность к произвольной регуляции
поведения, внимания, к учебной деятельности,
к сотрудничеству и общению со сверстниками;
неумение приспособиться к темпу школьной
жизни.
Наиболее распространенными
причинами школьной дезадаптации являются:
– неправильное
отношение к ученику;
– неправильная
организация учебного процесса и учебной
деятельности;
– неблагоприятные
условия организации жизни детей (нарушение
режима, плохое питание, переполняемость
классов);
– неблагоприятная
семейная микросреда
Т.В. Дорожевец выделяет
3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную
и личностную.
Академическая
адаптация характеризует степень
принятия учебной деятельности и норм
школьной жизни.
Социальная
адаптация отражает успешность
вхождения ребенка в новую социальную
группу.
Личностная
адаптация характеризует
уровень принятия ребенком самого себя
как представителя новой социальной общности
(Я - школьник).
75.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ.
Преемственность
между детским садом и школой предполагает
направленность работы дошкольного учреждения
на требования, предъявляемые в школе
и, наоборот, - учет учителем достигнутого
общего уровня развития дошкольника
Преемственность
может рассматриваться как внутренняя
связь, которая выражается в учебной деятельности
обучаемых (дошкольников и школьников),
и внешняя, связанная с деятельностью
обучающих (воспитателей и учителей). В
первую связь входит структура учебно-воспитательной
деятельности, в которую входят следующие
компоненты:
1) мотивационно-целевой,
обусловленный взаимосвязью мотивации
и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный,
свидетельствующий о наличии
знаний, об умении связывать старую
и новую информации;
3) учебно-операциональный,
обеспечивающий развитие общеучебных
и специальных умений и навыков,
наличие мыслительных операций;
4) организационно-рефлексивный,
включающий навыки планирования,
прогнозирования деятельности, самовзаимооценки
результатов собственной деятельности
и товарищей.
Во внешнюю связь
входит преемственность в деятельности
воспитателей и учителей, которая проявляется
в определенном типе отношения педагогов
к детям, в отношении к педагогической
деятельности, к родителям воспитанников
и т. д.
В осуществлении
преемственности важно обратить внимание
на выполнение педагогом возложенных
на него функций (оздоровительных, организаторских,
воспитательных и т. д.), на знание педагогики,
психологии, методик воспитания, его эрудированность
"Промежуточное"
положение шестилеток между дошкольниками
и школьниками особенно явно
проявляется в настоящее время,
когда одни из них уже обучаются
в школе, а другие продолжают
посещать детский сад. В связи
с этим актуализируются поиски
новых подходов к проблеме
преемственности между школьным
и дошкольным образованием.
В РБ разработано
и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном
учреждении "школа-детский сад", создаются
"центры развития ребенка" - эти новые
интегративные типы учебно-воспитательных
учреждений организуются с целью создания
оптимальных условий для обучения и воспитания
детей дошкольного и школьного возраста
и обеспечения преемственности в организации
и содержании учебно-воспитательного
процесса. Творческими коллективами, утвержденными
Министерством образования РБ, разрабатываются
программы обучения и воспитания детей
в подготовительной группе, программы
специальной подготовки детей 5 лет к школе;
стандарты дошкольного образования. В
справке Управления дошкольного воспитания
Министерства образования РБ "Состояние
и перспективы воспитания и обучения детей
5-7 лет в условиях дошкольного учреждения
и школы в связи с реформированием системы
образования" отмечается, что "преемственность
необходимо понимать, с одной стороны,
как установление диалектической взаимосвязи
между этапами развития, личности при
переходе от дошкольного к младшему школьному
возрасту, с другой стороны - создание
медико-биологических и психолого-педагогических
условий в работе детских садов и школ
для обеспечения этого развития".
Основными задачами преемственности
являются:
1. Установление
связи между программами, формами
и методами работы детского
сада и школы.
2. Установление
связи в физическом, умственном,
нравственном, трудовом и эстетическом
развитии.
3. Установление
связи в развитии личности
ребенка в целом.
4. Активно-положительное
отношение к детям со стороны
педагогов и родителей.
5. Осуществление
преемственности д/сада и школы
в формировании общеучебных умений
и навыков.
6. Преемственность
содержания образования и воспитания
в д/саду и первом классе
школы.
Неотъемлемой частью
работы по преемственности школ и дошкольных
учреждений является сотрудничество с
семьей, что позволит добиться высокого
уровня общего развития ребенка. Для решения
этой проблемы необходимы согласованные
действия работников дошкольных учреждений
и семьи: все лучшее, что может дать семья
(любовь, забота, уход, личное общение),
детский сад и начальная школа должны
сделать своим достоянием, и, наоборот,
все хорошее, что приобретает ребенок
в детском саду и школе (самостоятельность,
организованность, интерес к знаниям и
др.), должно находить продолжение и опору
в семье.
76.ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УДО И ШКОЛЫ.
Наиболее действенными формами работы
школы и детского сада являются:
I. Посещение воспитателями
детских садов уроков в школе,
а учителями школ занятий в
детском саду с последующим
обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. Совместные
тематические совещания учителей
начальных классов и воспитателей
дошкольных учреждений с участием
руководителей учреждений;
3. Проведение
родительских собраний в старших
группах с участием учителей
и воспитателей;
4. Изучение воспитателем
и учителем программ детского
сада и школы с целью выявления,
какими знаниями, умениями и навыками
овладели дети в дошкольном
учреждении. Изучая программу 1 класса,
воспитатели дошкольных учреждений
узнают требования школы к
первоклассникам, учитывают их в
воспитании и обучении дошкольников;
5. Организация
различных мероприятий по подготовке
детей к школе с участием
родителей;
6. Беседы учителей
с воспитателями о детях, уходящих
1 сентября в школу, устная характеристика
о слабых и сильных детях, о
состоянии здоровья детей группы,
о характере коллективных взаимоотношений,
об усвоении детьми правил
поведения, об отношении детей
к старшим, о развитии познавательных
интересов, о волевом развитии, а
также о развитии интеллекта:
пытливости, любознательности, критичности
и т.д.;
7. Совместная
подготовка к конференциям, организация
выставок;
8. Взаимопосещения
утренников и концертов.
С целью более тесной
и систематической работы школы и детского
сада учителями совместно с воспитателями
разрабатываются планы преемственности,
к выполнению которых привлекаются не
только педагоги, но и родители.
План
преемственности включает следующие
разделы:
I. Методическая
и организационно-воспитательная
работа;
2. Воспитание
у детей интереса к школе;
3. Воспитание
у школьников заботливости и
внимательности к детям дошкольного
возраста;