Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу для активного вхождения ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).

Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отношение ребенка к самому себе.

Нравстненно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста интереса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности входит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированность общественных мотивов поведения, умение планировать своп деятельность.

В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас знаний об окружающем мире, о предметах, материалах и т. д., развитая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

Важно развить эстетические чувства, творческое воображение, умение воспринимать содержание разнообразных картин я т. д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физической подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармоничность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности; непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются:

– неправильное отношение к ученику;

– неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;

– неблагоприятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);

– неблагоприятная семейная микросреда

Т.В. Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную и личностную.

Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности (Я - школьник).

 

75.  ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Преемственность между детским садом и школой предполагает направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

1) мотивационно-целевой, обусловленный взаимосвязью мотивации  и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, свидетельствующий о наличии  знаний, об умении связывать старую  и новую информации;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных  и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, самовзаимооценки  результатов собственной деятельности  и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками  и школьниками особенно явно  проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются  в школе, а другие продолжают  посещать детский сад. В связи  с этим актуализируются поиски  новых подходов к проблеме  преемственности между школьным  и дошкольным образованием.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стандарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".

Основными задачами преемственности являются:

1. Установление  связи между программами, формами  и методами работы детского  сада и школы.

2. Установление  связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом  развитии.

3. Установление  связи в развитии личности  ребенка в целом.

4. Активно-положительное  отношение к детям со стороны  педагогов и родителей.

5. Осуществление  преемственности д/сада и школы  в формировании общеучебных умений  и навыков.

6. Преемственность  содержания образования и воспитания  в д/саду и первом классе  школы.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье.

 

76.ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УДО И ШКОЛЫ.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. Посещение воспитателями  детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в  детском саду с последующим  обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. Совместные  тематические совещания учителей  начальных классов и воспитателей  дошкольных учреждений с участием  руководителей учреждений;

3. Проведение  родительских собраний в старших  группах с участием учителей  и воспитателей;

4. Изучение воспитателем  и учителем программ детского  сада и школы с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками  овладели дети в дошкольном  учреждении. Изучая программу 1 класса, воспитатели дошкольных учреждений  узнают требования школы к  первоклассникам, учитывают их в  воспитании и обучении дошкольников;

5. Организация  различных мероприятий по подготовке  детей к школе с участием  родителей;

6. Беседы учителей  с воспитателями о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика  о слабых и сильных детях, о  состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил  поведения, об отношении детей  к старшим, о развитии познавательных  интересов, о волевом развитии, а  также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности  и т.д.;

7. Совместная  подготовка к конференциям, организация  выставок;

8. Взаимопосещения  утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

I. Методическая  и организационно-воспитательная  работа;

2. Воспитание  у детей интереса к школе;

3. Воспитание  у школьников заботливости и  внимательности к детям дошкольного  возраста;

4. Работа с  родителями.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"