Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

-рациональное питание, формирование навыков личной  гигиены, закаливание, формирование  у детей представлений о своем  организме и его охране;

-учет экологических  условий, установление режима жизни  в зависимости от здоровья  каждого ребенка, обеспечение индивидуального  подхода к детям, учет своеобразия  воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного воспитания ребенка:

-формирование  первоначальных основ  гуманистического  мировоззрения с  ориентацией на  общечеловеческие  ценности;

-развитие  нравственной мотивационнопотребностной  и эмоциональной  сферы;

-формирование  основ национального  самосознания;

-воспитание  эстетического отношения  к жизни.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее  развитие задатков, дарованных ребенку  природой;

-расширение  кругозора детей;

-развитие  познавательных интересов  и потребностей, умений  и навыков умственной  деят-ти;

-развитие  сенсорной культуры;

-развитие  речи;

-формирование  готовности ребенка  к новой внутренней  позиции "я - будущий  школьник", готовности  к совместной деятельности; развитие произвольного  и осознанного  регулирования умственной  деятельности и  поведения

13.ЗАКОНОМЕРНОСТИ  И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО возраста. Закономерности:

1. Эффективность воспитания  зависит от сложившихся воспитательных  отношений. Если хочешь хорошо  воспитывать, добивайся расположения  воспитанника.

2. Цель и организация  воспитания должны соответствовать  друг другу. Чем лучше формы. методы  и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных  воздействий.

3. Характер воспитательного  влияния должен соответствовать  социальной практике. Несоответствие  воспитания жизни  - большая проблема.

4. На эффективность воспитания  влияет совокупность объективных  и субъективных факторов (материально-технический, санитарно-гигиенический, психологический  климат).

5. Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится  совершенствоваться.

6. В педагогическом воздействии  должны быть активны все его  участники.

7. Эффективность воспитания  зависит от эффективности процессов  обучения и развития.

8. Ученик как объект  воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с  воспитателем сознательно.

9. Интенсивность воздействия  на систему мотивов, потребностей, эмоций вызывает активность ребенка. Цели воспитания становятся его  мотивом.

10. Воздействие должно  сочетаться с уровнем развития  вербальных (через слово) и сенсомоторных (чувственных) процессов. Иначе ребенок  не сможет выполнить трудовые  операции.

11. Взаимоотношения между  воспитанниками влияет на становление  личности (с кем поведешься, от  того и наберешься).

 ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - исходные положения, отражающие  общие закономерности процесса  воспитания, которыми надлежит руководствоваться  воспитателю.

1. Принцип целенаправленности  означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены  цели

2. Принцип комплексного  воспитания предусматривает единство  задач, средств и методой воспитания  дошкольников, преемственную связь  воспитания я развития личности  ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий  на чувста, сознание м поведение.

3. Принцип воспитания  в деятельности. Нужно использовать  возможности каждой из них, создавать  благоприятные условия для их  своевременного возникновения и  развития, опираться на ведущую  деятельность

4. Принцип взаимосвязи  гуманизма и уважения к личности  ребенка в сочетании с высокой  требовательностью. Требует от воспитателя  и др.взрослых проявления педагогического  такта. Уважение, чуткость, доверив  к детям никогда не должны  превращаться в уступчивость  и вести к снижению требовательности  к ним.

Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно у вздеть педагогу и дать км развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета  возрастных и индивидуальных  особенностей детей. Для каждого  возраста определяются конкретные  задачи воспитания. С учётом возрастных  особенностей детей применяются  соответствующие методы и приемы  воспитания и намечается его  конкретное содержание. В процессе  воспитания необходимо учитывать  также индивидуальные особенности  ребенка, определяемые своеобразием  его нервной деятельности, условиями  жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от  внимательного изучения педагогом  поведения каждого ребенка к  применения соответствующих методов  и приемов его воспитания

14. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.

Система социально-правовой защиты детства – это совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социально-правовой защиты детей.

Социальная защита ребенка – не только опека, забота о нем, но и совокупность мероприятий, помогающих ему стать уверенным в своих силах, пробуждающих активность. Такой подход должен лечь в основу разработки целостной системы социальной политики государства в области детства, исходящей из оценки реального положения детей в современном обществе.

В узком смысле слова понятие «социально-правовая защита детства» определяется как деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.

Ведущими положениями современной концепции детства являются:

  • новый образ ребенка, основанный на понимании его как субъекта развития, признания за личностью права на свободное саморазвитие;

  • признание самоценности детства как самостоятельного периода в жизни человека;

  • признание первостепенного значения общего развития в детском возрасте, закладывающего основы дальнейшего формирования личности;

  • утверждение качественного своеобразия и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств;

  • выявление способностей и интересов личности в раннем возрасте и своевременное создание условий для их развития;

  • бережно охранительное отношение к душевной жизни ребенка, поддержка детской индивидуальности;

  • понимание воспитательного процесса как процесса становления личностного образа ребенка, поиска им индивидуального пути своего развития, ценностей и смыслов жизни, овладение технологиями саморазвития и жизнетворчества, культурного самостроительства собственной личности.

Личностно-ориентированное образование включает следующие аспекты:

 – в процессе образования  ребенку должно быть обеспечено  гуманное, уважительное отношение;

 – ребенок определяется  как высшая самостоятельная ценность. На развитие его интеллектуальных  и духовных способностей направлен  весь образовательный процесс;

 – в качестве основных  приоритетов процесса образования  выделяются следующие: развитие  личности ребенка, его индивидуальность, творческие способности мышления, осуществление естественного, свободного  развития;

 – в процессе образования  педагог должен опираться на  субъективный опыт ребенка, что  позволит осуществлять адресную  помощь, индивидуализировать и дифференцировать  образование.             Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети д. б. объектом особой защиты и помощи.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Национальное законодательство РБ по защите прав ребенка. За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая гос. политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с м/н документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Принята новая редакция Закона РБ от 1993 г. "О правах ребенка". В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона РБ "О правах ребенка" создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. С 1999 г. формируется система органов охраны детства.

Значительное влияние на изменение реального положения детского населения республики оказало принятие президентской программы "Дети Беларуси». Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, соц. обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства

15.РОЛЬ СЕМЬИ  В ФОРМИРОВАНИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

 

Для ребенка дошкольного возраста семья – первая и часто единственная общественная среда, первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на дошкольника всех остальных общностей лишь корректирует семейное воспитание. Форма и содержание семейных отношений, в которые ребенок включен с самого раннего детства в известном смысле являются для него основой определенных социальных образцов нравственного поведения. Главными компонентами здесь следует признать систему ценностей и социальных установок семьи; стиль взаимоотношений между членами семейного коллектива и окружающими людьми, семейные традиции, уровень психолого-педагогической культуры родителей. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.  
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Благодаря семье, первой в жизни человека социальной общности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"