Гипотетический этап представляет собой этап разрешения
противоречия между положениями об объекте
изучения и задачей изучить суть данного
объекта.
Прогностический этап предполагает наличие сформированной
теоретической направленности исследования.
Прогностический этап дает возможность
разрешить данные установленные противоречия.
Таким образом, в результате можно определить
теоретическую и практическую значимость
пед. исследования. Теоретическая значимость
пед. исследования состоит в формировании
направления пед. мысли, получении закономерности,
метода, модели, понятия, принципа пед.
процессов. Практ. значением пед. исследования
является формирование и подготовка практ.
предложений и рекомендаций развития
пед. процесса в частности и пед. науки
вообще.
Педагогическое исследование
включает 5 этапов(более
просто).
І этап. Определение проблемы и постановка
цели исследования.
ІІ этап. Проведение поискового, констатирующего,
формирующего и контрольного экспериментов.
ІІІ этап. Формирование теоретических
выводов, обработка полученных фактов,
сопоставление итогов с первоначальными
данными.
IV этап. Оформление результатов научного
исследования.
V этап. Внедрение результатов исследования
в практику работы дошкольных учреждений,
школ, вузов и т.д. (подготовка тезисов
выступлений, статей, методических пособий
и др.).
8. Методы педагогического
исследования.
Методы педагогического исследования
- это способы изучения педагогической
деятельности, педагогических факторов
и явлений, установления между ними закономерных
связей и отношений с целью дальнейшей
научной разработки теории воспитания
и совершенствования его практик.
Методы пед. исследования можно разделить на 3 группы.
1. Методы изучения педагогического
опыта.
2. Методы теоретического исследования.
3. Математические методы.
Методы изучения пед. опыта. Под методами изучения пед. опыта подразумеваются
приемы изучения практ. опыта организации
пед. процесса, при изучении которого используются
такие методы, как наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, изучение письменных,
графических и творческих работ учащихся,
пед. документации. Перечисленные методы
еще называют методами эмпирического познания пед. исследований. Данные методы являются
способом отбора научно-пед. опыта, подвергающегося
теоретическому анализу.
Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо
пед. процесса, в результате которого педагог
имеет возможность работать с практ. материалом.
В данном случае необходимо вести определенные
записи наблюдений, которые состоят из
определенных этапов. Этапы наблюдения:
1) Определение задач и целей; 2) Выбор объекта,
предмета и ситуации; 3) Выбор способа наблюдения;
4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) Обработка полученной информации.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа является доп. методом исследования,
который используется с целью выявления
и получения необходимой информации, оказавшейся
недостаточной при наблюдении. Интервьюирование
является разновидностью беседы, при его
проведении исследователь опирается на
ранее определенные вопросы, задаваемые
в точной периодичности, в данном случае
ответы записываются открыто.
Анкетирование – это метод массового сбора информации
с применением различных тестов. Информация,
полученная после обработки тестов, позволяет
получить необходимую информацию об индивидуальности
учащегося, о достигнутом уровне умений
и навыков.
Очень ценный материал для пед. исследования
можно получить из изучения продуктов
творческой деятельности учащихся, которые
могут дать необходимые сведения об уровне
развития личности учащегося и т. д.
Эксперимент – это специально созданная проверка
любого метода пед. исследования с целью
определения его пед. продуктивности.
Пед. экспериментом является исследовательская
деятельность, которая предполагает следующее:
1. Исследование причинно-следственных
связей в пед. процессах. 2. Моделирование
пед. процессов и условий его протекания.
3. Активное влияние ученого на пед. процесс.
4. Определение обратной связи, итогов
пед. влияния. 5. Повторяемость пед. явлений
и процессов.
Этапы эксперимента.
1. Теоретический этап, определяющий
суть проблемы, цели, объект, его
задачи и гипотезы.
2. Методический этап – это
этап формирования методики исследования
и ее плана.
3. Собственно эксперимент, что означает
проведение серии опытов с
процессом создания экспериментальных
явлений, процесс наблюдения, а также
управление практ. опытом и выявление
уровня реакций испытуемых.
4. Аналитический этап представляет
собой анализ количественного
и качественного результатов.
Выделяется естественный эксперимент,
проходящий в условиях обычного обучающего
процесса, и лабораторный, при котором
специально создаются искусственные условия.
Чаще применяется естественный эксперимент.
Пед. эксперимент может разделяться по
результативности на констатирующий и развивающий.
Констатирующий эксперимент определяет
лишь реальное положение явлений в процессе.
Развивающий эксперимент необходим тогда,
когда проводится спец. организация эксперимента
для выявления результатов пед. воздействия.
При данном методе пед. исследования появляются
определенные трудности: педагогу необходимо
очень хорошо владеть методикой проведения
эксперимента, нужны особая деликатность,
такт, щепетильность со стороны исследователя,
умение устанавливать контакт с испытуемым.
Методы теоретического исследования. Данные методы представляют собой выявление
отдельных граней, признаков, особенностей,
св-в пед. процессов. Анализируя факты,
группируя, систематизируя их, мы определяем
в них общее и специфическое, определяем
общий принцип или правило. Метод анализа
сочетается с методом синтеза, который
дает возможность проникнуть в суть исследуемых
пед. процессов.
Индуктивные и дедуктивные методы –
это логические методы обобщения полученных
эмпирическим путем данных. Индуктивный метод подразумевает направление движения
от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, наоборот, – от общего положения к частному
выводу.
В свою очередь, изучение литературы
считает необходимым использование следующих
методов.
1. Создание библиографии, т. е. составление
списка источников литературы, выбранных
для исследуемой проблемы.
2. Реферирование – предполагает
краткий пересказ основного содержания
одной или нескольких лит. работ.
3. Конспектирование – этот метод
означает обязательное составление
подробных записей.
4. Аннотирование – имеется в
виду сжатая запись всего содержания
литературного источника.
5. Цитирование – это дословная
запись фрагмента текста, содержащегося
в литературном источнике.
Математические методы.Данные
методы в педагогике используются для
обработки информационных данных, полученных
методами опроса и эксперимента, а также
для выявления количественных связей
между исследуемыми явлениями. Такими
методами являются следующие.
1. Регистрация – подразумевается
подсчет определенных качеств
у каждого члена группы и
подсчет количества тех, у кого
данное качество отсутствует.
2. Ранжирование – предполагает
расположение имеющихся информационных
данных в определенной последовательности
с учетом определения места
в этом ряду каждого из исследуемых.
3. Шкалирование – это введение
цифровых данных в результативную
оценку отдельных сторон пед.
процессов.
Таким образом, новые пед. научные знания
формируются посредством выступлений
ученых-исследователей на конференциях,
через печатные органы, в которых издаются
научные статьи, брошюры, книги, через
учебники и учебные пособия по педагогике.
9. Ребенок–дошкольник как объект
научного исследования и субъект воспитания.
Ребенок-дошкольник
как объект – может изучаться с помощью различных
методик, таких как наблюдение, беседы,
эксперимент, анализ продуктов жизнедеятельности
и др.Методики. Цель. Задачи.Ребенок
как объект воспитания
становится субъектом, если
он взаимодействует с воспитателем сознательно.Ребенок-дошкольник
как субъект – на каждом возрастном
этапе решаются определенные возрастные
задачи (программа) в нравственном, эстетическом,
умственном, физическом и трудовом воспитании.Личность
как субъект деятельности
демонстрирует готовность принимать на
себя ответственность за других и за будущее
общества; поступать гуманно, независимо
от частных ситуаций и обстоятельств,
складывающихся в жизни; преобразовывать
себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.
Объект – это то, на
что мы смотрим, что мы изучаем, а субъект–
это сам ребёнок. Для научного исследования
ребёнок явл-ся объектом. Существует несколько
уровней методологии, с помощью которых
ребёнок может рассматриваться как объект
научного исслед-я: 1. Общефилософский
уровень: взгляд на ребёнка с точки зрения
какой-либо парадигмы. Напр., с точки зрения
гуманистической философии, ребёнок изначально
добр, стремится к развитию (Я.А. Коменский),
у любого ребёнка есть шанс для развития.
2. Общенаучный уровень: ребёнок рассм-ся
с точки зрения принципов обучения, напр.
с (.) зрения принципа системности, ни один
психический процесс, ни одна деятельность
у ребёнка не должна рассматриваться отдельно,
изолированно. Принцип деятельностити
– ребёнок развивается в деятельности,
проявляется в ней. 3. Конкретно-научный
уровень: ребёнок рассматривается с (.)
зрения конкр науки, например. психол исследование
– общие, возрастные закономерностити,
индивидуальные особенности ребёнка.
Физиология – как развивается в пед
процессе, в каком возрасте и что можно
сделать, чтобы помочь ребёнку сформ-ть
личность. 4. Технологичный уровень: применение
конкретных методов, позволяющих доказатьть
или опровергнуть какие-л гипотезы. Выявление
причинно-следств связей.
Ребёнок как субъект воспитания – это
активный участник какого-либо процесса.
Ребёнка нельзя насильно воспитать и обучить,
поэтому всегда надо изучать его индивидуальные
особенности, индивидуальность. Напр,
в период кризиса 3х лет все воздействия
принимаются в штыки, если педагог не изменит
свои методы, то результатата не будет.
10.Современная педагогическая
возрастная периодизация.
В процессе онтогенеза выделяется
ряд сменяющих друг друга периодов, качественно
различающихся с точки зрения строения,
функционирования и соотношения различных
психических процессов и характеризующихся
особыми личностными образованиями. .
Д.Б. Эльконин создал науч.– продуктивную
концепцию периодизации на основе идей
Выготского и Леонтьева.
Основана на смене ведущего
типа деятельности.
- младенчество (до года)-
эмоциональное общение
- ран.возр(1-3).- предметно-орудийная
д-ть
- дошкольный(3-7)–игра
- млад .школьный(7-11)– учебная
д-ть
- подросток(11-14)– интимно-личностное
общение
-ранняя юность(14-17)– учебно-профессиональная
д-ть
Эпоха раннего детства (до 3
лет).
1. Младенчество (до 1 года). Здесь
вед. вид деят-ти – эмоц.общение.
В 2-2,5 мес. у реб.появл.комплекс оживления
на появление взр.: улыбка, двиг. реакция
и т.д. К 6 месяцам эта деят-ть
общения разв., реб. узнает маму. Взрослые
разв. руку реб.: дают ему игрушку, включ.
его в общение через предмет, ведущее к
действиям с предметом. К году у реб. начин.возник.
потребность в вербальн.общении.
На границе младенчества и ран.
возраста происх. переход к собственно
предм. действиям, к началу формир. так
называемого практич-го, или сенсомоторного
интеллекта.
2. Ран. возраст(1-3 года).-вед.
вид деят-ти - предметно-манипулятивный.
Реб.открыв. и закрыв дверь, пересып.
песок и т.д. Он овладевает действиями
с ложкой, карандашом, ведром, и
др. Это операционально-технич. фаза.
В этот период времени предмет.
действия служат для ребёнка способом
налаживания межличностных контактов.
Общение,опосредуется предметн. действиями
реб. и практич. не отделено от них. Но к
3 г.реб. начин. Сравн. себя со Взрослым
и заявлять "Я", "Я сам".
Эпоха детства (3-11 лет).
1 Дошк. детство (3-7 л.). Стремление
к самост-ти выводит реб.на
ролевую игру, имитирующую отнош.
людей в процессе труда. Благодаря
игровым приемам реб. Приним. на
себя роль ВЗ и моделир. в
игре их межличностные отнош-я.
Т. о., рол.игра, объединяя общение
и предмет.деят-ть, обеспеч.их совмест.
влияние на разв. реб. Поскольку
основн. путь разв. реб.-дошк-ка –
эмпирич. обобщение, т.е. обобщение своего
собствен.чувственного опыта, это
время активного освоен.окруж. мира
с пом. органов чувств (рассм-я, двигаясь,
манипулир.предметами, вслушиваясь…).
Подобным же образом происходит
у реб.знак-во с миром др.людей
и их отнош. и с самим собой.
Естеств. язык реб.–
игра. Играя, дети прожив. самые разные
состояния, актуальные для них. В
игре реб.выраж. себя, свои чувства
и эмоции, проявл. свою волю и
фантазию, приобретает опыт совм.
творчества. В игре разв. способность
реб.к действию, его индивидуальность.
11.ПЕД.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ДИАЛОГ ДВУХ КУЛЬТУР.
12.ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
. Целью воспитания является формирование
разносторонне развитой, нравственно
зрелой, творческой личности обучающегося. Применительно к детям дошкольного возраста
цель воспитания формулируется как разностороннее
развитие и воспитание ребенка :
-физическое развитие
и воспитание ребенка, формирование
у него первоначальных основ
здорового образа жизни;
-духовное, личностное
развитие и воспитание ребенка;
-интеллектуально-познавательное
развитие и воспитание
Основными задачами
физического воспитания являются:
-создание условий
для эмоционально радостного
проживания ребенка, комфортного
состояния; формирование желания
быть здоровым, сильным, красивым;
-использование
содержательной физкультурно-оздоровительной
деятельности детей для формирования
у них потребности в активных
движениях и физическом совершенстве;