Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Психолого-педагогические и методические основы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
1.1. Причины орфографической безграмотности
1.2 Проблемы изучения орфографии в начальной школе
2. Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
ГЛАВА II Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы
1. Исследование экспериментарной работы по определению уровней орфографического навыка младших школьников
2. Анализ и обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные некоторые учебные  ситуации могут приводить к грамматическим, фонетическим, словообразовательным ошибкам  в традиционной практике уроков русского языка. Такие нарушения можно  справедливо рассматривать как  нарушение научности.

М.Р.Львов, член-корреспондент РАО, профессор Московского педагогического  государственного университета, член редакционной коллегии журнала «Воспитание  и обучение» напротив считает, что  первые программы русского языка  составлялись в середине XIX в. Крупнейшими  ведущими языковедами, а именно: Ф.И.Буслаевым, И.И.Срезневским, а позже - В.И. Чернышевским, А.М.Пешковским, Л.В.Щербой; участие  ведущих языковедов в создании школьных программ и обсуждении проблем преподавания стало традицией. Особенно интенсивно в последние десятилетия обсуждались  возможности языковой теории в начальных  классах - ее объем существенно возрос. Сдерживающим фактором была и остается необходимость не только изучить  структуру языка, но сформировать умения в области чтения и понимания текста, развития речи детей, устной и письменной, усвоение норм литературного языка, культуры речи, умения строить текст, передавать в нем мысли. Как известно, немалые трудности для детей составляет орфографии, необоснованно осложненная и во многом непреодолимая для младших школьников.

2. Обобщение опыта  работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Как научить правильно  писать - эта проблема всегда волновала  учителей и ученых. Как сделать  так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку  «дано» от Бога: правила чувствует  интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть  орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести  с правилом, с грамматической основой.

Для этой операции нужны  значительный объем памяти, ее готовность, четкое знание грамматики и орфографических  правил. Узнавание орфограммы, соотнесение  ее с правилом должны протекать с  большой скоростью, чтобы не задерживать  письма, не отвлекать школьника от того, что он пишет. Зоркость формируется  на протяжении многих лет. Обследование уровня зоркости детей дают неутешительные результаты: она колебалась от 20 до 60% (учитывались только изученные  виды орфограмм) и лишь у отдельных  учащихся достигал 90%. Поэтому слабость орфографической зоркости принято  считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах. А  орфографическое комментирование - лучшее средство выработки зоркости и предупреждения ошибок.

Обнаружение орфограмм облегчают  их опознавательные признаки. Обычно говорят, будто орфограмму обнаруживают по несовпадению звука и буквы, произношения и написания: много звезд - [звост]. Но забывают, что это несовпадение обнаруживается только тогда, когда  ученик не только слышит слово, но и  видит (или знает) буквы. До тех пор  пока он слышит слово хотя бы внутренним слухом, он ни в чем не сомневается. Чтобы понять, что здесь есть орфограмма, ученика должно что-то насторожить, побудить к поиску. Здесь и нужны  опознавательные признаки орфограмм, помимо предполагаемого несовпадения звука и буквы.

В процессе самостоятельного письма (сочинения) или письма под  диктовку ученик сам должен на основании  внутреннего, воображаемого слуха  обнаружить орфограмму. Как срабатывает  этот внутренний слух, пока не вполне ясно.

Когда неопытный, неподготовленный школьник пишет услышанное (продиктованное) слово сад, то последний звук этого  слова не вызывает в нем никаких  сомнений: он слышит звук [т]. В слове  сбежал он слышит первый звук [з]. Оказывается, что первый опознавательный признак  орфограмм неприменим в самостоятельном  письме. Но он весьма эффективен в процессе тренировок, в ходе анализа написанного (напечатанного) текста, комментирования.

Второй опознавательный  признак - это звуки и сочетания  звуков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буквами и, следовательно, создают опасность ошибок. Нужно  научить школьников замечать в словах такие «опасные» места.

Для ориентирования в орфограммах, для их обнаружения и проверки надо знать:

а) природу данного явления, т.е. принцип, лежащий в его основе;

б) опознавательные признаки орфограмм данного типа;

в) какие знания и умения необходимы школьнику для проверки - решения грамматико-орфографической  задачи.

Умение - это вид опыта  личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а  также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что  особенно важно для правописания. Процесс формирования орфографических  умений и навыков проходит следующие  этапы:

Мотивационный этап: потребность  письменного изложения мысли.

Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверять  написание слов, сочетаний, конкретнее - проверять орфограммы.

Поиск способа решения  задачи: грамматическое обоснование, опора  на правило, осознание алгоритма (ориентировочный  этап).

Составление алгоритма для  данного случая, проверка орфограммы по ступеням алгоритма (операционный, исполнительский этап).

Повторное, многократное выполнение действия по правилу в измененных условиях и вариантах, с постепенным  нарастанием трудности, с постепенным  свертыванием алгоритма, его сокращением, с ускорением действия (тот же операционный, исполнительский этап).

Появление элементов автоматизма, дальнейшее сокращение алгоритма, усиление автоматизма в результате тренинга, упражнения.

Достижение более или  менее полного автоматизма; самоконтроль, самопроверка, укрепление безошибочного  письма (самооценочный этап)

Свободное автоматизированное письмо в различных ситуациях  жизни. Все внимание сосредотачивается  на содержании того, что пишется.

Итак, грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок. Учителя и родители часто задают вопрос: «Как добиться прочных и  глубоких знаний учащихся по русскому языку?»

Одним из эффективных приемов  в усвоении орфограмм учащимися  является использование раздаточного материала.

Уже в 1 классе можно использовать раздаточный материал на уроках русского языка.

Для сознательного усвоения орфограмм «Парные согласные», «Непроизносимые  согласные» большое внимание должно уделяться звукобуквенному, слого-звуковому  анализу слов. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания предлагаются на индивидуальных карточках. Задания дети выполняют  в тетради.

Раздаточный материал - это  карточки из плотной бумаги, на которой  написаны тренировочные тексты, столбики слов, схемы слов, предложений, образцы  выполнения заданий (см. Приложение 1).

Например, каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной  орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта (от 5 до 15 карточек).

Дети могут работать в  паре или индивидуально в зависимости  от поставленной цели урока: закрепление  орфограммы или отработка ее.

Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися  изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Для ребят сильной группы свободное  время не пропадает даром в  ожидании, когда другие дети выполняют  задание. Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще  раз повторить орфограмму и закрепить  ее при выполнении разноуровневого  задания, проявить упорство и аккуратность.

Как показывает опыт работы преподавателей, дети быстро привыкают  к требованиям работы с индивидуальной карточкой (Приложение 1), совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда  материал нужно усвоить с помощью  более сильного ученика.

Не удивительно, что в  тетрадях отдельных детей можно  увидеть по 2 - 3 оценки. Накопляемость  оценок за письменные работы очень  высокая. Во время урока ученик по желанию учителя может выйти  к доске и получить оценку за правильную работу или получить помощь от учителя  для дальнейшего выполнения задания.

Авторы нашли оптимальный путь к решению проблемы развития грамотности учащихся. Приняв за основу их методику проведения языковой разминки, она так организовала работу на уроках, что за короткое время ей удалось снизить количество ошибок у детей до минимума. В диктантах и творческих работах ученики стали допускать ошибки, в основном, лишь в тех случаях, когда им непонятно значение слова, а эти проблемы нам создает двуязычие.

На уроках русского языка Т.М.Скачкова с учениками широко использует ручки с пастой зеленого цвета и цветные мелки. Саму работу она вместе с детьми назвала «письмо через строчку». Предложения в тетрадях записываем, пропуская строчку для проверочных слов. Если только устно находить и подчеркивать орфограммы и называть проверочные слова, то слабоуспевающие ученики (а их в классе бывает немало) могут все «пропустить мимо ушей». Очень нелегко научить детей находить орфограммы в словах предложения, когда они все сливаются, и подбирать проверочные слова. И учителю трудно проверять тетради, и сам ученик ничего не различит. Вот тут-то нас и выручает зеленый цвет.

Многолетняя практика показывает, что достичь орфографической  грамотности у младших школьников можно лишь каждодневным упорным  трудом. Поэтому на каждом уроке  русского языка дается на дом упражнения такого вида. После записи «Домашняя  работа» записываем под диктовку 1-2 предложения через строчку. Дети дома выполняют орфографическую  работу зеленым цветом (рисуют стрелки  и подбирают проверочные слова). Во время проверки в местах пропуска детьми орфограмм учитель подчеркивает орфограмму, проводит стрелку красным  цветом и возвращает тетради. Дети после  проверки вновь подбирают проверочные  слова.

При написании контрольных  диктантов и работ творческого  характера дети тоже пишут через  строчку. Бывает, что ученик неплохо  знает правила, а применять их на практике совершенно не умеет. Чтобы  избежать этого, В.В.Смирнова, вместе с  детьми, придумали схемы, с помощью  которых можно легко ориентироваться  в нахождении орфограмм и подборе  проверочных слов. В процессе работы, при анализе характера ошибок, выясняется, что дети часто ошибаются при выборе проверочных слов. Возникает вопрос: с чего начать? С действий по плану.

· Поставить в словах ударение.

· Определить часть речи.

· Выяснить в какой части  слова находиться орфограмма.

· Дальше действовать по правилам.

М.Р.Львов в своей работе «правописание в начальных классах» (1990, 2001) пишет: «Отсутствие орфографической  зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина  сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Исследования показали, что  самостоятельно определяют орфограммы 15 - 45 % учеников лишь в отдельных  классах. Там же, где учитель работает специально, - 70 - 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос интересовал  Г.М.Межонову уже давно и проанализировав  свой педагогический опыт, а также  опыт работы известных методистов (П.С. Жедек «Методика обучения орфографии», М.В.Львова «Правописание в начальных  классах» и ряд статей из журнала  «Начальная школа») она пришла к  некоторым выводам:

Работу по развитию навыков  грамотного письма нужно начинать уже  в букварный период на основе разъяснения  несоответствия произношения и написания.

Ш Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей  на появлении возможной ошибки.

Ш Орфографические правила  вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным  использованием памятки для работы над ошибками.

Ш Развивать фонематический слух.

Ш Обучать правильному  списыванию текста.

Ш Прививать интерес к  чтению.

Ш Интегрировать уроки  русского языка и чтения.

Ш Развивать словарный  запас детей.

Ребенку, пришедшему в первый класс, очень трудно разобраться  в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что написание некоторых  слов расходится с их произношением. При формировании орфографической  зоркости можно выделить несколько  этапов:

Первый этап. Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие, где написание не расходится с  произношением. Например: рыба, парта, кусты, Ната, Нина, реки. Закреплению  этого навыка поможет подбор слов.

Второй этап. Ввод слов, где  написание расходится с произношением.

Определение ударного звука  как сильной позиции как сильной  позиции и безударного - «опасного  места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится не ясно. Трава, доска, в поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

Информация о работе Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов