Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Психолого-педагогические и методические основы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
1.1. Причины орфографической безграмотности
1.2 Проблемы изучения орфографии в начальной школе
2. Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
ГЛАВА II Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы
1. Исследование экспериментарной работы по определению уровней орфографического навыка младших школьников
2. Анализ и обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Для выполнения этой цели необходимо был проведен контрольный диктант (Приложение 2; Диктант 1). Результаты этого  были выше среднего. На основе результатов  диктанта был разработан «экрана  грамотности» класса, который помог  увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе. «Экран грамотности» представляет собой  таблицу, в которую внесены данные об ошибках каждого учащегося. (Приложение 4; экран №1)

Предполагалось, что причинами  недостаточного владения орфографией  являлись следующие: рассеянность внимания, низкая мотивация к учению, незнание правил и неумение их применять, бесконтрольность за успеваемостью детей со стороны  родителей.

Следующим этапом был - формирующий.

Целью этого этапа было развивать орфографическую зоркость, а следовательно повышать орфографическую  грамотность учащихся с помощью  системы упражнений.

Главными задачами на этом этапе были: раскрытие значения любых  изучаемых слов; обнаружение и  распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной  работе над ошибками; Развитее у  детей памяти, внимания; расширение словарного запаса; развитие положительной  мотивации к учебе и особенно к занятиям русского языка.

Вот некоторые приемы работы, использованные на данном этапе эксперимента.

· Как видно из экрана грамотности одной из типичных ошибок была пропуск букв и слогов в слове. С целью устранения этой ошибки детям  было предложено использовать «Волшебный квадрат» (5х5). Этот квадрат всегда лежал  на партах учеников на уроках русского языка. Детям было сказано, что квадрат  будет обладать волшебной силой, если они научатся им правильно пользоваться. Для этого надо накладывать квадрат  на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открывать первый слог слова, потом второй и т.д. Таким  образом, квадрат легко обнаружит  пропуск буквы. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей  быть внимательнее.

· На каждом уроке отводилось 3 -5 минут для дополнительного  жужжащего чтения, а на уроках русского языка использовалась методика орфографического проговаривания.

· Письмо с проговариванием. Ученик диктовал предложение, произносил каждое слово орфографически, диктовал слово по слогам.

· Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных  ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются в самые  разнообразные виды упражнений, выполняемых  на разных этапах урока. Ученик диктует  предложение и объясняет все  орфограммы.

· Формулировка правил шла  с опорой на ключевые слова, чтобы  избежать излишнего напряжения памяти слабоуспевающих учеников требованием  его запомнить, при повторении в  течение шести дней это происходит само собой. Чтобы ребенок применил правило, ему необходимо овладеть целым  рядом умений: умением различать  части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки русской  речи; умением видеть «опасные места», требующие применения правил.

Но для быстрого и безошибочного  применения правил необходимо было еще  одно условие: чтобы дети владели  приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием  умственной работы, который соответствует  правилу или же группу правил, он сможет применять это правило  успешно. Однако «открыть» такие  приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Детям предлагалась игра в «составление инструкций»  из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более  осознано и прочно, а значит, и  применять их более уверенно и  успешно.

Например, постановка знаков препинания в конце предложения:

1. Прочитайте предложение. О ком, о чем в нем говориться?

2. Как произноситься  предложение?

3. Какой знак  нужно поставить в конце предложения?

· Алгоритмы-памятки. Они  помогают учащимся развить навык  самопроверки.

· Рецензирование домашней работы и любой другой работы в  паре. Для успешного выполнения домашней работы была составлена памятка «  Как выполнить домашнее задание  по русскому языку». А для родителей  была проведена инструкция по организации  домашнего задания и контролю за его выполнением.

На этапе рецензирования обязательно обращалось внимание на осмысление значения слова, на слово, обозначающее предмет, признак предмета, действие этого предмета.

· Кроме того, на этом этапе  велась дополнительная работа со слабоуспевающими учениками. Цель этой работы состоит  в том, чтобы слабоуспевающие  ученики писали слова с предложенными  орфограммами правильно и осознано, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

В рабочих тетрадях у слабоуспевающих  учеников писались с пропуском по орфограммам, а дети вставляли пропущенные  буквы.

Разработка для слабоуспевающих  учеников списка изучаемых орфограмм.

· Списывание с разнообразными заданиями;

· Диктанты зрительные, с  комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), по памяти;

Особенно детям стал нравиться  зрительный диктант с последующей  самопроверкой. Проводился он так: на доске  записывался небольшой абзац  из текста. Сначала читалось первое предложение, с соблюдением всех норм орфоэпии. Подчеркивались и назывались все изученные орфограммы, затем  текст закрывался, дети записывали предложение в тетради. Открывался текст, и дети самостоятельно проверяли  свои записи, исправляя ошибки (если они их допустили) ручкой зеленого цвета. В конце предложения дети ставили  себе той же зеленой ручкой отметку - «5», если нет ошибок. Таким же образом  велась работа со следующим предложением - и так далее до конца.

· Диктант «Найди слова». Диктовалось несколько предложений  и давалось задание: подчеркнуть  слова, которые можно проверить. Такие диктанты были небольшие по объему, состояли из 2 - 3 предложений.

· Обязательным условием на уроках было использование игровых  моментов и занимательного материала, что, несомненно, вызывает у детей  интерес и внимание. Применялись  игровые моменты, которые привлекают детей к данной орфограмме и создают  условия для мотивации учения.

Например:

1. Игра «третий лишний».  Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

2. Игра « Назови ошибку».

Кукла, дом, море, вышла, ученик.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

3. Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а  дети, как только услышат звук, которому нельзя «доверять», хлопают  в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.

Сосна, стол, парта, лесной, ком.

· Использование ребусов, кроссвордов, загадок.

· Использование приемов  усиления орфограмм.

Итак, на этом этапе упор был сделан на то, что знание правил орфографии, разнообразие видов работ, применение занимательного материала  и самоконтроль на уроках русского языка - условия необходимые для  выработки грамотного письма.

Следующий, третий этап экспериментальной  работы - контрольный.

Цель этого этапа было проверить умение учащихся правильно  писать слова с отработанными  орфограммами. Для достижения этой цели детям был предложен контрольный  диктант, по сложности близкий к  тому, который был проведен вначале  работы (Приложение 2; Диктант 2).

2. Анализ и обработка результатов исследования

На констатирующем этапе работы, как уже говорилось выше, был проведен диктант «Цветочные часы» (Приложение 3; Диктант 1). Результаты данного диктанта следующие:

Всего по списку 27 человек - 100%.

Выполняло работу 24 человека - 89%

«5» - 4 человека - 16.6%

«4» - 11 человека - 45.8%

«3» - 5 человека - 20.8%

«2» - 1 человека - 4.2%

«1» - 3 человека - 12.5%

Средний балл - 3.5

Качество знаний - 64%

Графическое изображение  смотри на схеме 1 (см. Приложение 6; схема  № 1)

Видно, что средний балл не очень высокий, но удовлетворительный, а качество знаний выше среднего. Самыми слабоуспевающими учениками были Страмнов А. в его работе 13ошибок, Жиглат И. - 9 ошибок, Лепешев Б. - 8 ошибок, Ашимова  Л. - 8 ошибок. (Приложение 4; экран №1)

Самыми распространенными  ошибками были:

- безударная гласная в  корне слова - 28 ошибок - 35%;

- пропуск буквы, слога  - 16 ошибок - 20%;

- написание словарных  слов - 15 ошибок - 18.7%;

- падежные и родовые  окончания имен прилагательных-8 ошибок - 10%;

- другие ошибки - 13 ошибок - 16.3%;

Всего учащимися допущено 80 ошибок. (Приложение 6; схема № 2)

Следующим этапом работы был  формирующий этап. На этом этапе  была проведена работа по повышению  результатов (среднего балла и качества знаний) и понижению количества допускаемых  ошибок за счет развития орфографической зоркости и привития интереса к предмету у учеников 3 В класса.

На этом этапе были использованы такие приемы и формы работы как: работа с «Волшебным квадратом», ежедневная работа со словарными словами, письмо с комментированием, работа с памятками  и алгоритмами, применение загадок  и занимательного материала и  др. Кроме того, велась обширная индивидуальная работа с учащимися и их родителями. Обо всем этом рассказывалось выше.

В этот период работы каждую неделю проводился словарный диктант. Проанализируем результат одного из них (Приложение 3; Словарный диктант). Дата проведения 7 мая 2006 года.

Всего по списку - 27 человек. - 100%

Работу выполняло - 24 человека - 89%

«5» - 8 человек - 33.3%

«4» - 15 человек - 62.5%

«3» - 1 человек - 4.2%

«2» - ---

«1» - ---

Средний балл - 4.3

Качество знаний - 100%

В этот момент, формирующий  этап уже подходил к концу. Этот словарный  диктант подводит итог всей словарной  работе, проведенной с классом  на уроках русского языка. Видно, что  результат очень хороший.

На контрольном этапе  был проведен контрольный диктант, который назывался «Майские жуки» (Приложение 3; Диктант 2).

Результаты диктанта представлены на схеме (см. Приложение 6;схема № 3)

Всего по списку - 27 человек - 100%

Работу выполняло - 24 человека - 89%

«5» - 5 человек - 20.8%

«4» - 14 человек - 58.3%

«3» - 5 человек - 20.8%

«2» ------

«1» ------

Средний балл - 4.0

Качество знаний - 81%

На этот раз типичными  ошибками были (Приложение 6; схема № 4):

- безударная гласная в  корне слова - 15 ошибок - 33.3%;

- разделительный мягкий  знак - 10 ошибок - 22.2%;

- неправильный перенос  слова - 8 ошибок - 17%;

- другие ошибки - 12 ошибок - 26.6%;

Всего было допущено 45 ошибок. (Приложение 4 экран №2)

На схеме сравниваются результаты первого и второго  диктантов (см. Приложение 6; схема № 5).

Можно сказать, что за этот месяц пройден большой и достаточно трудный путь по формированию орфографической  зоркости у учащихся. Результатами этой работы явилось повышение качества знаний на 17% и среднего балла на 0,5%.

Таким образом, систематическое  использование методики, разработанной  приводит к повышению уровня знаний детей, повышению орфографической  зоркости, расширению словарного запаса, развитию интеллекта и привитию интереса к урокам русского языка.

Во время наблюдений за детьми в конце практики, было замечено, что дети стали более уверены  в написании словарных слов, стали  быстрее находить проверочные слова, выучили падежные и родовые окончания  имен прилагательных.

Особенно примечательны  успехи учащегося 3В класса Страмного  А., слабоуспевающего по русскому языку. Он неоднократно опаздывал на уроки  русского языка, старался всячески избегать работы по карточкам, категорически  отказывался выходить к доске, хотя на других уроках этого не наблюдалось. По итогам первого диктанта у Андрея отметка - «1». В диктанте огромное количество ошибок: 14.

С мальчиком была проведена  беседа о необходимости посещения  занятий, несколько индивидуальных занятий по русскому языку, он был  записан в группу продленного  дня (с согласия родителей). В дальнейшем на уроках опрос Андрея был частым, ему уделялось постоянное внимание. Заметно было, что мальчику очень  нравятся игровые моменты, он стал активен  на уроках, стал выходить к доске, настроение после урока у него было хорошее  и отметки за текущие уроки  повысились. Во втором диктанте Андрей допустил 4 ошибки, отметка - «3». Ученик доволен, собирается стареться и  дальше.

Информация о работе Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов