Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Психолого-педагогические и методические основы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
1.1. Причины орфографической безграмотности
1.2 Проблемы изучения орфографии в начальной школе
2. Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
ГЛАВА II Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы
1. Исследование экспериментарной работы по определению уровней орфографического навыка младших школьников
2. Анализ и обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Словарный диктант.
Овес, лестница, завтрак, карандаш, медведь, малина, пальто, яблоко, столица, сирень, огурец, урожай, лопата, деревня, ладонь, помидор, ученик, Родина, хорошо.
Приложение 4
«Экраны грамотности»
«Экран грамотности» № 1.
№№ |
Список детей |
отметка |
орфограммы |
|||||
Безуд.гл. |
Слов. слова |
Ок.прилаг. |
Проп. Буквы |
другое |
||||
1. |
Тюрина Е. |
5 |
||||||
2. |
Шанава Д. |
5 |
||||||
3. |
Порублев В. |
5 |
||||||
4. |
Беляева Н. |
5 |
||||||
5. |
Дмитриев С. |
4 |
1 |
1 |
||||
6. |
Вахмина К. |
4 |
1 |
|||||
7. |
Грудзинский А. |
4 |
1 |
1 |
||||
8. |
Береза Д. |
4 |
1 |
|||||
9. |
Абрамова Л. |
4 |
1 |
1 |
||||
10. |
Филимонов А. |
4 |
1 |
1 |
||||
11. |
Клюкина А. |
4 |
1 |
1 |
||||
12. |
Крымская И. |
4 |
2 |
|||||
13. |
Щепилов К. |
4 |
1 |
|||||
14. |
Аникеев Д. |
4 |
1 |
1 |
||||
15. |
Кожухина Э. |
4 |
1 |
|||||
16. |
Субботин С. |
3- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
17. |
Жулин Д. |
3 |
3 |
1 |
1 |
|||
18. |
Скорняков С. |
3 |
2 |
2 |
1 |
|||
19. |
Хорин С. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
20. |
Рыжова А. |
3 |
2 |
2 |
1 |
|||
21. |
Ашимова Л. |
2 |
3 |
4 |
1 |
|||
22. |
Лепешев Б. |
1 |
4 |
2 |
2 |
|||
23. |
Страмнов А. |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
|
24. |
Жиглат И. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
|
ВСЕГО: 80 |
28 |
15 |
8 |
16 |
13 |
|||
«Экран грамотности» №2.
№№ |
Список детей |
Отметка |
орфограммы |
|||||
без. гласн. |
Слов. слова |
Разд. ь |
Непр. перен. |
Другие |
||||
1. |
Клюкина А. |
5 |
||||||
2. |
Кожухина Э. |
5 |
||||||
3. |
Порублев В. |
5 |
||||||
4. |
Беляева Н. |
5 |
||||||
5. |
Береза Д. |
5 |
||||||
6. |
Вахмина К. |
4 |
1 |
1 |
||||
7. |
Грудзинский А. |
4 |
1 |
1 |
||||
8. |
Шанава Д. |
4 |
1 |
1 |
||||
9. |
Рыжова А. |
4 |
1 |
|||||
10. |
Филимонов А. |
4 |
1 |
1 |
||||
11. |
Бережная А. |
4 |
2 |
|||||
12. |
Крымская И. |
4 |
2 |
|||||
13. |
Щепилов К. |
4 |
1 |
1 |
||||
14. |
Ашимова Л. |
4 |
1 |
1 |
||||
15. |
Дмитриев С. |
4 |
1 |
|||||
16. |
Хорин С. |
4 |
1 |
1 |
||||
17. |
Жулин Д. |
4 |
1 |
|||||
18. |
Тюрина Е |
4 |
1 |
|||||
19. |
Бережная Д. |
4 |
1 |
|||||
20. |
Скорняков С. |
3 |
2 |
1 |
||||
21. |
Субботин С. |
3 |
1 |
2 |
1 |
|||
22. |
Аникеев Д. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||
23. |
Страмнов А. |
3 |
2 |
2 |
||||
24. |
Гладкова И. |
3 |
2 |
1 |
||||
ВСЕГО: 45 |
15 |
0 |
10 |
8 |
7 |
|
Приложение 5
Примеры заданий, использованных на формирующем этапе экспериментальной работы.
· Зрительный диктант
Лесные музыканты.
Это было ранней весной. 5 Мы шли в лес по узкой тропинке. 5 Вдруг послышались чудесные звуки. 5 За деревьями мы увидели соек. 5 Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. 5 Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. 5 Обычно их можно видеть на лесной дорожке или опушке. 5
· Алгоритмы, памятки. Например
Постановка знаков препинания в конце предложения:
1. Прочитайте предложение. О ком, о чем в нем говориться?
Как произноситься предложение?
Какой знак нужно поставить в конце предложения?
Проверь!
a. Не пропустил ли ты букву?
b. Правильно ли
ты написал безударные гласные,
c. Не уверен - спроси у учитель!
Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в предложении:
1. С какой буквы пишу слово?
2. Есть ли в
слове приставка? Как
3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие?
· Правила для дописывания:
! Ча - ща пиши с ___.
! Безударную ________ в корне слова проверяй - ставь под ударение.
Тр…ва
Изменяю слово: ___________.
Подбираю родственное слово: ___________.
! Согласную на конце слова поверяй - ставь перед _______.
Арбу….
Изменяю слово: __________.
Подбираю родственное слово: ____________.
! В неопределенной форме глагола перед -ся пиши ___________.
! Не с глаголами не __________ слитно.
! Не с глаголами __________ раздельно.
· Диктант «Найди слова».
И выросла на них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнуться серебряные.
· Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий.
Смешной, смешать, смешить.
· Игра « Назови ошибку».
Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
· Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.
Сосна, стол, парта, лесной, ком.
· Использование приемов усиления орфограмм.
Например:
Использование ребусов, кроссвордов.
(ОПЯТЬ)
(ОКРЕСТНОСТЬ)
В сочетаниях СТ, СН дети обычно на письме вставляют мягкий знак.
гости брусника
ластик градусник
кости песня
· Использование на уроках русского языка загадок развивает у учащихся находчивость, сообразительность; расширяет кругозор, развивает устную речь. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …. (Снежинки)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит. (Шиповник.)
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Красна девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Стою на крыше
Всех труб выше. ( Антенна)
Приложение 6
Анализ и обработка результатов
.
Схема 1
Схема 2
Схема 2
Схема3
Схема 4