Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Психолого-педагогические и методические основы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
1.1. Причины орфографической безграмотности
1.2 Проблемы изучения орфографии в начальной школе
2. Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
ГЛАВА II Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы
1. Исследование экспериментарной работы по определению уровней орфографического навыка младших школьников
2. Анализ и обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Третий этап. Отработка  навыка правописания безударной гласной. Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных согласных, но лучше их писать карандашом или  же подчеркивать, так как навык  письма в 1 классе еще слабый. Моросил, на спине, зимнее, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денек, играет, повар.

Четвертый этап. Отработка  умения проверять безударную гласную. Дети знакомятся с орфограммой, когда  явно неоднозначное произношение и  написание. Возможны упражнения на замену букв: Г(о/а)ра, с(о/а)ва, с(о/а)сна, тр(о/а)па и др.

Эти упражнения даются на доске, ученики доказывают необходимость  нужной гласной.

Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух. Выполнение этого этапа  способствуют объяснительные и выборочные этапы. В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных  и других орфограмм. Программа не требует от учащихся сформированного  умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем  подбора однокоренных слов.

Во 2,3,4 классах проводится отработка проверки слов. Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей  к неоднозначному написанию и  произношению.

Дальнейшее введение орфограмм  в начальной школе может проходить  следующим образом: знакомим детей  с правилом и тут же показываем место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками. Эта памятка должна быть у всех учащихся в классе. (Приложение 2(3);)

Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это тот же привычный  для детей словарик (разрезанная  вдоль тетрадочка), в котором есть схемы-опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут  все образцы разборов и при  необходимости могут ими пользоваться.

Развитию орфографической  зоркости способствует большое количество упражнений.

Очень активизируют работу перфокарты. Так, например, начиная  со 2 класса, выписывают все слова  с безударной гласной, разделяет  их на три группы: существительные, прилагательные, глаголы. В четвертую  группу включает слова с двумя  безударными гласными. Слова выписывает на перфокарты и пронумеровывает. Так  очень легко фиксировать ошибки каждого ребенка. Аналогично ведется  работа и с непроизносимыми согласными, только в каждой карточке добавлены  слова- исключения: чудесный, прекрасный, опасный, ужасный, интересный, вкусный.

Работу в парах  проводится следующим образом. На маленьких  карточках выписаны слова на необходимую  орфограмму по две пары: проверяемые  и проверочные слова. Принцип  работы - лото. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную  и проверочное слово. Если второй ученик говорит неправильно, то получает задание повторно. Таких карточек у каждого ученика от 2 до 5 (по способности).

Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными  ошибками. Обычно текст записан на доске.

Современная методика относится  к применению какографии неоднозначно: ряд методистов считают, что работу над какографическими написаниями  следует проводить с омонимами (омофонами), так как они привлекают учащихся прежде всего по смыслу слов-омофонов и обостряет орфографическую  зоркость. То есть написания связанные  с лексическим значением слова. Можно сделать вывод, что использование какографических упражнений, не связанных с дифференцирующими написаниями приносят больше вреда, нежели пользы. Ведь на первых этапах формирования орфографического навыка, пока в сознании ученика еще не закрепился правильный зрительный образ слова, не следует искажать его восприятие. Но это не касается слов с дифференцирующими написаниями, которые с большим интересом осознают и младшие школьники. Не нужно забывать об огромной роли графических навыков. Образ неверно, искаженно написанного слова надолго задерживается в памяти ученика.

Речь не идет в этом случае об «ошибкобоязни», но о решающем значении зрительных впечатлений.

Вопросами методики применения какографии занимались такие видные ученые, как М.В.Ушаков, Д.Н.Богоявленский. Есть так же работы Л.И.Вишняковой. Д.Б.Богоявленский  аргументирует свое отношение к  какографии с ссылкой на совет  К.Д.Ушинского: «Применять этот прием  этот прием лишь на определенном этапе  обучения психологически целесообразно  именно потому, что он предусматривает  предварительно создание для ученика  возможности критически отнестись  к ошибкам в тексте на основе изученных  правил».

М.П.Целикова, кандидат педагогических наук Шуйского государственного университета, в своей статье «какографические написания на уроке русского языка», высказывает мнение, что методика работы с какографическими (неправильными) написаниями разработана недостаточно: требуется обоснование психологами  того, что какографические упражнения можно использовать не только с дифференцирующими  написаниями. Нельзя бездумно подходить  к этому вопросу и предлагать учащимся начальных классов для  исправления слова типа типа: машЫна, чЯщЯ, камышЬ и т.п. сначала должен запечатлеться в сознании младшего школьника зрительный образ слова, что немаловажно и требует  длительности во времени, а затем, после  обработки соответствующего правила, идет поэтапное закрепление правописания отдельных слов в контекстном  окружении.

Какографические упражнения, несомненно, обеспечивают сознательный подход к изучению орфографии, о  чем пишет Е.Н.Леонович в статье «Какография учит более внимательно  прочитывать написанное, учит проверять».

Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому  его необходимо применять практически  на каждом уроке.

Объяснительные и предупредительные  диктанты.

Выборочные списывания и  диктанты.

Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.

Письмо по памяти.

Использование зрительных диктантов  по методике И.Федоренко.

Использование зрительных диктантов  для развития бокового зрения.

Использование этимологического анализа.

Использование орфографического чтения для развития фонематического  слуха. Очень полезно после разбора  упражнения читать тексты так, как написаны.

Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической  зоркости.

Этот прием соединяет  в себе и письмо по памяти, и орфографическое  чтение, и комментированное письмо. Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Высотский писал: «Мы очень  часто скажем про себя, а потом  пишем; здесь на лицо мысленный черновик».

Существуют множество  методик по обучению списыванию, но все они сходятся в оном - орфографическое  прочтение просто необходимо. Как  необходимо каждый урок начинать с  орфографической зарядки. Формы  могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна  орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:

 

карандаш

радостный

сказка

 

земляника

опасный

березка

 

Москва

солнце

легкий

 

хорошо

известный

гладкий

 
       

Задание получает каждый ряд  по одному столбику слов на 1 -2 минуты, по истечении которых читаются слова  так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова  в первом столбике на непроверяемую  гласную, во втором столбике на непроизносимую согласную и как ее проверить, в третьем столбике - на парную согласную  и как ее проверить.

Алгоритм списывания может  выглядеть так:

- прочитай предложение  так, как оно слышится;

- прочитай предложение,  как оно пишется;

- повтори по памяти;

- подчеркни орфограммы  и «опасные места»;

- еще раз прочитай предложение  так, как оно пишется;

- пиши и подчеркивай  орфограммы, не смотря в книгу;

- проверь по книге.

При подборе языкового  материала для списывания важно  не только учитывать нарастающую  сложность, но и оценивать его  привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. Но в то же время необходимо выстраивать  эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой  новую ступеньку сложности.

Требование систематичности  при применении приема списывания заставляет задуматься об организации домашнего  списывания. Поэтому, пока не отработан  алгоритм списывания, на дом нежелательно давать этот вид работы в начале обучения. Обязательно нужно проинструктировать родителей. Во 2, 3 классах желательно завести специальные тетради  по списыванию и постоянно поощрять рост ребенка.

Развитию орфографической  зоркости способствуют и многие другие упражнения, но даже систематическое  использование этих дает неплохие результаты.

Познавательный интерес  детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или  правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое  активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше  включать детей в активную учебную  деятельность, предлагая им последовательно  выполнить ряд операций, требующих  анализа языкового материала, сравнения  полученных фактов и первичного обобщения.

Специально для уроков русского языка ученики заводят  тетради для опорных схем, которые  вместе с учителем заполняют по мере ознакомлением с новыми орфограммами. Листы нумеруют, чтобы было удобно находить нужную страницу. В середине листа, наверху рисуют опорную схему, пишем правило, а ниже записывают в столбиках слова с данной орфограммой, орфограмму выделяют.

Например:

[ ]

-удвоенные согласные  в корне.

Точка в квадратных скобках  показывает, что удвоенные согласные  дают один звук: колонна.

[ ]

Эти тетради являются постоянными  спутниками детей, так как на любом  уроке могут встретиться слова  с изученной орфограммой. Таким  образом, у детей развиваются  зрительная память и логическое мышление.

Для активизации учебной  деятельности эту же работу можно  проводить в виде соревнования. Класс  делят на 2 группы, каждой из которых  выдаются листы бумаги, где в верхней  части изображена схема. Эта работа обычно проводиться во внеурочное время: на перемене, после уроков, дома.

Например:

(удвоенные согласные  в корне слова).

Дети пишут слова в  столбиках и рядом указывают  свою фамилию:

касса - Максимова

коллектив - Филимонов

Детям такая работа очень  нравиться: они вспоминают слова, ищут их в словарях, включаются в работу и родители. Все вместе определяем победителя, поощряем пятеркой.

С конца второго класса можно применять такой вид  работы, как зрительный диктант. Берется  небольшой абзац из текста.

Сначала читается первое предложение, соблюдая нормы орфоэпии.

Указываются все изученные  орфограммы (если текс записан на доске, то подчеркиваются).

Затем текст закрывается, дети записывают предложение в тетрадях.

Открывается текст, и дети самостоятельно проверяют свои записи и исправляют ошибки (если они их допустили) ручкой зеленого цвета.

В конце предложения дети ставят себе той же зеленой ручкой отметку - «5» если нет ошибок.

Таким же образом ведется  работа со следующим предложением - и далее до конца. Такой диктант  на 5 - 7 минут можно проводить на каждом уроке русского языка. Результат - налицо. У учеников, которые допускали  в диктантах и других видах  работ до 40 ошибок, за короткий срок удается снизить количество ошибок в контрольных диктантах до 5 - 6 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы

Глава III Исследование уровня развития орфографических навыков в начальной школе

  1. Исследование эксперементарной работы по определению уровней орфографического навыка младшего школьника

Эксперимент по определению  и повышению уровня овладения  орфографией у учащихся начальных  классов проводился СШ № 8 г. Костаная в 3 В классе. В классе 27 человек  из них 13 девочек и 14 мальчиков в  возрасте от 9 до 10 лет.

Целью исследования являлось выявить уровень владения учащимися  орфографическими навыками; с помощью  системных занятий на уроках русского языка по методике Т.М.Скачковой (учителя  начальных классов города) повысить уровень орфографической зоркости детей и выявить, насколько эффективна данная методика.

Вся работа была разбита  на несколько этапов.

Первый этап - констатирующий.

Целью этого этапа было определение уровня орфографических  навыков у учащихся на начало практики, выявление слабоуспевающих учеников, выяснение причин орфографической  безграмотности, проанализировать типичные ошибки в работах и наметить пути их устранения.

Информация о работе Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов