Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Психолого-педагогические и методические основы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
1.1. Причины орфографической безграмотности
1.2 Проблемы изучения орфографии в начальной школе
2. Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
ГЛАВА II Исследование уровня орфографических навыков учащихся начальной школы
1. Исследование экспериментарной работы по определению уровней орфографического навыка младших школьников
2. Анализ и обработка результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.58 Кб (Скачать файл)

Если учитель будет  продолжать работу в данной системе, то можно предположить 100 % качество и высокую степень владения орфографическими навыками.

Таким образом, на протяжении всей работы следовало помнить, что  быстрота и прочность усвоения орфографических  навыков находиться в прямой и  непосредственной зависимости, как  от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех  всей работы зависел от ряда условий, главные из которых являются: 1)четкое планирование всей работы; 2) тренировочные  упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия; 3) систематический и  разносторонний характер работы по орфографии, особенно со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением  пройденных орфограмм.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Орфографическая грамотность  имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую  взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих. Данная выпускная квалификационная работа охватила лишь небольшую часть проблемы орфографической безграмотности.

Изучение русской орфографии представляет большую сложность. Учащимся может показаться, что орфография - это просто разрозненные запреты  и разрешения, правила и исключения. На самом же деле все совсем не так. Природу и систему русской  орфографии раскрывают с помощью  ее принципов, которые русская орфография выработала в процессе исторического  развития: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического  и принципа дифференциации значений. Знание основных принципов русской  орфографии позволяет обобщать изученные  правила, находить в них единую закономерность и вместе с тем, может помочь учителю  дифференцировано выстраивать методику изучения написаний, относящихся к  разным принципам. Орфография необходима для обеспечения полноценной  коммуникации и естественно, что  коммуникативно целесообразен каждый ее принцип. Как известно в ближайшем  будущем россиян ожидает реформа  русской орфографии. Можно сказать, что проблема изменения правил орфографии для России не самая жгучая. Сейчас, с точки зрения политики и бизнеса, лучше было бы сохранить существующий порядок и пользоваться едиными  правилами орфографии (хотя и очень  несовершенными), чем создавать потенциальную  опасность появления для русского языка одновременно многих вариантов  орфографии, даже если один из них и  будет на какую-то йоту лучше существующего. Кроме того, неизвестно, как эта  реформа отразиться на школьной системе  обучения языку. Большинство прогнозов  неутешительно.

Учителю достаточно сложно искоренить безграмотность и низкую мотивацию к занятиям по русскому языку. Многие филологи и преподаватели  занимались выявлением причин этого  явления. Современная методика преподавания стремиться искоренить их, научить  детей писать орфографически правильно, любить и уважать русский язык. Для этого разрабатываются новые  учебники и учебные пособия, выявляются самые продуктивные методы, в современную  методику вносятся изменения, корректируются недочеты. Учителя начальной школы  вносят огромный вклад в искоренение  орфографической безграмотности подрастающего  поколения.

За время практики был  проведен констатирующий и формирующий  эксперимент по развитию орфографической  зоркости у младшего школьника, повышения  у них орфографической грамотности. Доказывалась гипотеза: «Систематическое использование методики учителя  начальных классов города Костаная Т.М.Скачковой, развивают орфографическую  зоркость на уроках русского языка  в начальной школе, способствует повышению орфографической грамотности». Гипотеза доказана. После контрольного этапа экспериментальной работы заметно, что систематическое использование методики, разработанной Т.М.Скачковой, приводит к повышению уровня знаний детей, орфографической зоркости, понижению орфографической безграмотности школьников, расширению их словарного запаса, развитию интеллекта и привитию интереса к урокам русского языка.

Рекомендации:

1. Ежедневно и в системе  проводить индивидуальную работу  по русскому языку со слабоуспевающими  учениками.

2. С целью повышения  интереса к изучению русского  языка использовать игровой и  занимательный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алгазина Н.Н. Предупреждение  орфографических ошибок учащихся 5 - 8-х классов. М., Просвещение, 1965.

2. Алферов А.Д. Родной  язык в средней школе. (Опыт  методики.) 3-е изд. М., Школа, 1961.

3. Арсирий А.Т; Дмитриева  Г.М. Занимательная грамматика. Ужгород,1957.

4. Бельдина Е.В. Развитие  орфографической зоркости. Работа  со слабоуспевающими учениками. // Начальная школа. - 2004 - №3 - с. 35 - 40.

5. Богоявленский Д.Н. Очерки  психологии усвоения орфографии. М., 1948.

6. Богоявленский Д.Н. Психология  усвоения орфографии. - М., Л., 1925.

7. Борисенко И.В. Обучение  младших школьников на коммуникативной  основе. // Начальная школа. - 1999. - №6.

8. Борисенко Н. «Судьба нового свода правил русского правописания зависит от нас с вами»//Русский язык №18. 2002. С.2-3.

9. Брагинский В. Почему  не каждому дается грамота?// Начальная  школа. - 2005. - №4.

10. Буслаев Ф.И. О преподавании  отечественного языка. М., 1843. С.116.

11. Ворончиев О.Е. Какие  заблуждения ждут их искоренения,  или Что нам препятствует пока  понять законы языка. // Начальная  школа. - 2005. - №8.

12. Вишнякова Л.И. К вопросу  о приемах обучения орфографии // Учен.зап.МГПИ. М., 1963.

13. Волина В. Русский  язык. М., 1992. (Серия «Учимся играя»)

14. Гвоздев А.Н. Вопросы  современной орфографии и методика  её преподавания.- М., 1950.

15. Евсюкова Г.А. «Секреты  грамоты» // Начальная школа 2001.№  11.

16. Иванов В.В. Историческая  грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1964.

17. Карякина Н.А. //Орфограммы  в загадках. - 2001 - №2 с.96.

18. Костенко Ф.Д. Сборник  диктантов для начальных классов. - М., Просвещение, 1969.

19. Лайло В.В. Развитие  памяти и повышение грамотности. - М., Дрофа,2001.

20. Лопатин В.В. О новом  своде правил русского правописания// Русский язык в школе. - 2001. - №3 -- с. 55-60.

21. Ожегов С.И., Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского  языка. М., ООО «ИТИ Технологии», 2003

22. Парубченко Л.Б. «Почему  дети делают ошибки и как  их научить писать правильно»  М., Реал 2001- 158 с.

23. Пешковский А.М. Избранные  труды. М., Учпедгиз, 1959, с.235

24. Поздняков Н.С. К вопросу  о мерах борьбы с малограмотностью  учащихся. - Родной язык в школе. - 1926 - № 11 - 12, с.192.

25. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. «О трудном в орфографии и пунктуации»// Пособие для учащихся «Просвещение» Ленинград 1971.

26. Розенталь Д.Э., Теленкова  М.А. Словарь - справочник лингвистических  терминов. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2001г.

27. Розенталь Д.Э., Теленкова  М.А. Словарь трудностей русского  языка.- 3-е изд. - м.: Айрис-пресс 2002. - 832 с.

28. Смирнова. В.В. Приемы  повышения орфографической грамотности  //Начальная школа. Плюс до и  после. - 2003 - №6. - с.52-54.

29. Текучев А.В. Методика  русского языка в средней школе.  М.: Просвещение, 1970.

30. Ушаков М.В. К вопросу  о так называемой «какографии»// Рус.язык в школе - 1947 - №1

31. Шереметевский В.П. Сочинения.  М., 1897. С.33

32. Ширшова Ю.В. Орфография  в загадках. // Начальная школа  - 2001 - №2. с.96 - 100.

 

 

Приложение 1

Примерный раздаточный  материал (карточки) по теме «Предложение»

Карточка 1

На карточке

1. Распространи предложение.

Девочка чистит.

2. Допиши родственные  слова. Сад, _____, ____________ .

3. Разбери по составу.

Подкладка, домовой.

В тетради.

1. Маленькая девочка чистит школьную форму.

2. Сад, садовый,  садовник.

3. Подкладка, домовой.

Карточка 2

1. Составь предложение  по схеме.

На, дует, теплый, ветерок, улице.

|___ _______ ______ ______ .

2. Раздели слова на  слоги.

Деньки, кусты, собака, мастер, стол.

Карточка 3

1. Выпиши пары слов.

Лесные жители укрываются на зиму в теплые норки.

__________(какие?)___________

__________(когда?)___________

__________(куда?)____________

__________(какие?)___________

2. Приведи примеры слов

_________________________________________________

Карточка 4

1. Составь предложения,  укажи пары.

На, треснул, речке, лёд, грязный.

На, ребята, делают, уроке, поделки, красивые.

2. Придумай предложение.

|____ _____ ______ _______ кормушку.

Карточка 5

1. Составь предложение,  выпиши пары

|_______ лебеди плавали в _______ озере.

лебеди (?)___________

лебеди (?)___________

плавали (?)__________

в озере (?)___________

(Образец выполнения)

1. Белые лебеди плавали в лесном озере.

Лебеди (что делали?) плавали

Лебеди (какие?) белые

Плавали (в чем?) в озере

В озере (каком?) в  лесном

Карточка 6

1. Ответь на вопросы,  запиши предложения, найди орфограммы.

Куда улетают  птицы осенью?

О______ п______ у________ ___ ю__.

Куда спешит мальчик  утром с ранцем за спиной?

У_______ м________ с р_______ за с_____ с________ __ ш_______ .

Что делают ребята перед едой?

Р_____ п___ е___ м______ р________ .

Приложение 2

Развитие орфографической  зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»

1. Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

 

Тип буквенных

орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм

 
 

Слабых позиций

Сильных позиций

 

гласные

-безударность гласного

- наличие шипящего и  ц

перед гласными

 

согласные

-конец слова,

-стечение согласных

- н перед суффиксом,

- н переем окончанием

 

ь неразделительный

-мягкие согласные

-[ца] на конце глаголов,

-шипящие на конце слова

 

ь и ъ разделительные

 

- звук [й] после согласных

и перед гласными.

 
       

2. Пример дихотомической модели обобщающего алгоритма.

Распознавание орфограмм-гласных  букв по опознавательным признакам

Определи, есть ли в слое гласные после шипящего и ц.

да Вывод: это нет орфограмма-гласная  буква

Проверь, есть ли в слове  гласные в безударном положении.

Нет да Вывод: это орфограмма(-ы)

Гласная(-ые) буква(-ы)

Вывод: это не орфограмма, пиши гласную,

как слышишь.

3.Памятка для  работы над ошибками.

Аня, Москва, Брянск, - большая буква в именах собственных.

Жизнь, девочка, ночной - сочетания жи-ши, ча-ща чу-щу,чк ,чн ,нч.

Мороз, карандаш - непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Дома - дом, лесок- лес - безударная гласная, поверяемая ударением.

Дуб - дубок, сказка - сказочный - парная согласная в корне слова.

Алла, суббота - удвоенная согласная в корне слова.

Праздничный, сердечный - непроизносимая согласная в корне слова.

Луч, дочь - ь знак после шипящих на конце имен существительных.

Ручьи, крылья - разделительный мягкий знак.

Объявление, съезд - разделительный твердый знак.

У дороги - правописание предлогов со словами.

Вспоминаю о деревне - падежные окончания имен существительных.

Приложение 3

Тексты диктантов.

Диктант 1.

Цветочные часы.

По цветам можно узнавать время. Ранее летнее утро. К шести  часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились желтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают  другие цветы. Распустились душистый табак  и луговая дрема.

Посади на клумбах цветочные  часы. Они покажут точное время.

Диктант 2.

Майские жуки.

Настал май. Появились  насекомые. Крылья темные, усы черные, на спине трещинка. Видали таких? Их зовут майскими жуками. Они вывелись из гусениц.

Жуки очень вредят деревьям. Они объедают нежные листочки. А  жирные гусеницы грызут корни растений.

Как спасти деревья? Ребятишки  стали ловить жуков хитрым способом. Ранним утром отправляются на ловлю  вредителей. Воздух прохладный. Жуки не летают. Они сидят неподвижно на молоденьких берёзках. Тряхнули ребята дерево. Сонные жуки попадал прямо  в ведерко.

Информация о работе Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов