Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. Обосновать необходимость использования сюжетно-ролевых игр для социализации и развития личности ребенка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в
социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть место и значение сюжетно-ролевой игры социализации лич-ности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра – основной вид игровой деятельности дошкольников
1.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
1.2. Виды творческих игр. Сюжетно-ролевая игра как средство общего развития ребенка-дошкольника
1.3. Возникновение и развитие сюжетно-ролевой игры
1.4. Особенности сюжетно-ролевых игр детей разных возрастных групп
1.5. Проблема руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разных возрастных группах
Глава 2. Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска»
2.2.Разработка и организация сюжетно-ролевых игр с детьми 5-7-го года жизни
2.3.Выявление нового уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска». Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3-4 |
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра – основной вид игровой деятельности дошкольников |
|
1.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте |
5-7 |
1.2. Виды творческих игр.
Сюжетно-ролевая игра как |
7-9 |
1.3. Возникновение и развитие сюжетно-ролевой игры |
9-11 |
1.4. Особенности сюжетно-ролевых игр детей разных возрастных групп |
11-13 |
1.5. Проблема руководства
сюжетно-ролевой игрой |
13-17 |
Глава 2. Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста |
|
2.1.Выявление уровня |
18-24 |
2.2.Разработка и организация сюжетно-ролевых игр с детьми 5-7-го года жизни |
25-27 |
2.3.Выявление нового уровня
сформированности игровых |
28-30 |
Заключение |
31 |
Список использованных источников |
32 |
Приложения |
Введение
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра это продолжение жизни, где вымысел грань правды.Сюжетно-ролевая игра признана ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Вместе с тем сегодняшние дети дошкольного возраста стали меньше играть сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Этот факт обусловливает появление игр агрессивного характера, негативно влияющих на формирование и развитие личности ребенка-дошкольника.
Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали разностороннюю детскую деятельность. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием разных видов деятельности, но и обязательно достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение.
Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджрицкая Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М.В, Новосёлова Т.Н.и др.
Известный ученый-психолог Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые другим не менее известным ученым – психологом Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он приводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра.
Объект исследования: процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.
Цель: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. Обосновать необходимость использования сюжетно-ролевых игр для социализации и развития личности ребенка.
Гипотеза: использование сюжетно-ролевых игр в процессе жизнедеятельности способствует развитию и социализации личности ребенка-дошкольника, усвоению им норм и правил поведения в обществе; развивает у детей коммуникативные навыки, уважительное отношение к труду взрослого.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и учебно-методическую литературу по теме исследования.
социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть место и значение сюжетно-ролевой игры социализации личности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении ее в процессе воспитания, требует более тщательного и длительного ее изучения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Глава 1
Сюжетно-ролевая игра – ВЕДУЩИЙ вид
деятельности дошкольников
1.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра - отражение жизни. Здесь все «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру,
сами организуют ее. Но в то же время
ни в какой другой деятельности нет
таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как здесь. Поэтому игра
приучает детей подчинять свои действия
и мысли определенной цели, помогает
воспитывать
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым и безынициативным, если он лишен увлекательной игры.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения действительности, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре, в рисунке, в музыке и танце: по ходу игрового сюжета дети нередко рисуют, поют, танцуют, вспоминают знакомые стихи.
Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития.
Таким образам, игра является в дошкольном возрасте ведущей. Благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.
1.2. Виды творческих игр. Сюжетно-ролевая игра как средство общего развития ребенка-дошкольника
За историю человечества возникло огромное количество детских игр. Вопросами классификации их, занимались в разные времена разные ученые(Аркин В.Н., Макаренко А.С., Новоселова С.Л., Артемова М.Н
Классификацией игр с правилами занимались ученые-педагоги Короткова Н.Д. и Михайленко С.П.
Исследователи центра «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца» г. Москвы под руководством С.Л. Новаселовай и Реуцкой Н.А. внесли коррективы и предложения, классификация детских игр на основе инициативы исходящей от участников (т.е. в зависимости от того, кто выступает инициаторам игры).
Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры, игры с правилами. Творческие игры разделяются на:
- сюжетно-ролевые
- конструктивно-строительные
- театрализованные
- игры-драматизации
Творческие игры возникают по инициативе детей. Они сами выбирают сюжет, содержание, подбирают необходимый материал, создают игровую среду, развивают сюжет, создают роли.
Классификацией творческих игр занималась Менджерицкая Д.В. Она, классифицировала творческие игры, по разным признакам:
- по виду (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, конструктивные)
- по содержанию(быт людей, труд взрослых, события общественной жизни)
- в зависимости от особенностей
организации и количество
Менджерицкая Д.В. выделила
следующие особенности
- игра носит отобразительный характер.
- самодеятельный характер.
- эмоционально насыщена.
- присутствие воображаемой ситуации.
- сочетание образа, игрового действия, слова.
- взаимосвязь и взаимодействие
реальных и игровых
Информация о работе Сюжетно-ролевая игра - основной вид игравой деятельности дошкольников