Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. Обосновать необходимость использования сюжетно-ролевых игр для социализации и развития личности ребенка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в
социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть место и значение сюжетно-ролевой игры социализации лич-ности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра – основной вид игровой деятельности дошкольников
1.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
1.2. Виды творческих игр. Сюжетно-ролевая игра как средство общего развития ребенка-дошкольника
1.3. Возникновение и развитие сюжетно-ролевой игры
1.4. Особенности сюжетно-ролевых игр детей разных возрастных групп
1.5. Проблема руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разных возрастных группах
Глава 2. Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска»
2.2.Разработка и организация сюжетно-ролевых игр с детьми 5-7-го года жизни
2.3.Выявление нового уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска». Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
3. Ролевое поведение;
4. Игровые действия;
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;
6. Использование ролевой речи;
7. Выполнение правил.
Каждый критерий оценивался по 4 уровням.
1 уровень — низкий,
2 уровень — ниже среднего,
3 уровень — средний,
4 уровень — высокий.
Несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет
Показатели развития игровой деятельности у старших дошкольников
Таблица 2.1.
Уровни
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Распределение ролей; |
отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар). |
распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д. |
самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю. |
самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций. |
2. Основное содержание игры; |
действие с определенным предметом, направленное надругого(«мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем). |
действие с предметом в соответствии с реальностью. |
выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить). |
выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая». |
3. Ролевое поведение; |
роль определяется игровыми действиями, не называется. |
роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий. |
роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка. |
ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры. |
4. Игровые действия; |
игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление). |
расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы. |
игровые действия многообразны, логичны. |
игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. |
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей; |
использование атрибутики при подсказке взрослого. |
самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.). |
широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. |
использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом). |
6. Использование ролевой речи; |
отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени. |
наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя. |
наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение. |
развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль. |
7. Выполнение правил. |
отсутствие правил. |
правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. |
правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. |
соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры. |
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.
Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу. (Таблица 2.2.).
Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5-5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментаторам не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.
Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.
В ходе наблюдения за играми детей, которые возникали спонтанно стоит отметить тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как « в войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов: человек-паук, трансформеры и др., у девочек: дочки-матери, больница, магазин.
Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных ими книг, просмотренных мультфильмов, прослушанных радиопередач и т. д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.
В игре мальчика соединилось содержание двух мультфильмов — «Про бегемота, который боялся прививок» и «Летучий корабль». Сюжет не продуман заранее и развивался ассоциативно: то он связан с попавшейся на глаза игрушкой (зеленой машиной), то с воспоминаниями о персонаже из сказки (водяном) и т. д. Сменяющие друг друга яркие образные представления дали возможность возникнуть подобной сложной игре. Ассоциативная динамика сюжета представляла собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника.
Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента
Таблица 2.2.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Критерии сформированности игровых навыков |
Средний уровень | ||||||
Распределение ролей |
Основное содержание игры |
Ролевое поведение |
Игровые действия |
Использование атрибутики |
Использование ролевой речи |
Выполнение правил | |||
1 |
Илона А. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Леша Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Захар Ж. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Денис Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Витя И. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Ярослав Л. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
Настя Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Маша П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
9 |
Вадим Х. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Саша К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
11 |
Алина З. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Карина С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
13 |
Карина К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
Ульяна Х. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Зачастую игры детей (особенно мальчиков) сводились к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или по-новому конкретизировать сюжет («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»).
Некоторые испытуемые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. Они склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень тихая, шепотная.
Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям.
Разделение детей в играх происходило по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Совместных игр с участием, как мальчиков, так и девочек замечено не было.
Стоит отметить, тот факт, что четверо испытуемых детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру дети с уровнем ниже среднего очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой.
Качественный результат констатирующего эксперимента представлен на рис. 1
Рис.2 Распределение детей по уровням сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента ( в %)
Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, можно сделать выводы:
1. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;
3. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в д/у не уделяется значительного времени.
4. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.
2.2. Разработка и организация сюжетно-ролевых игр с детьми 6-7-го года жизни
Цель: разработка и
апробация комплекса
Задачи:
1. Разработать комплекс мероприятий по обогащению представлений детей об окружающем мире;
2. Апробировать разработанный комплекс с детьми экспериментальной группы.
Для организации формирующего эксперимента группа детей была разделена на две: экспериментальную и контрольную. Контингент испытуемых в обеих группах одинаковый как по полу, так и по уровням сформированности игровых навыков.
Дальнейшая работа проходила с детьми экспериментальной группы.
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание-действие-общение.
Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.
Свою работу мы начали с того, что провели с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре.
Следующий этап нашей работы был связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, что и соответствует теме нашего исследования. Нами использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
- Экскурсии;
- Встречи с людьми разных профессий;
- Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
- Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
- Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
- Составление детьми
рассказов на определенные
Информация о работе Сюжетно-ролевая игра - основной вид игравой деятельности дошкольников