Сюжетно-ролевая игра - основной вид игравой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. Обосновать необходимость использования сюжетно-ролевых игр для социализации и развития личности ребенка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в
социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть место и значение сюжетно-ролевой игры социализации лич-ности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра – основной вид игровой деятельности дошкольников
1.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
1.2. Виды творческих игр. Сюжетно-ролевая игра как средство общего развития ребенка-дошкольника
1.3. Возникновение и развитие сюжетно-ролевой игры
1.4. Особенности сюжетно-ролевых игр детей разных возрастных групп
1.5. Проблема руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разных возрастных группах
Глава 2. Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска»
2.2.Разработка и организация сюжетно-ролевых игр с детьми 5-7-го года жизни
2.3.Выявление нового уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска». Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая 04.04.2012.docx

— 121.72 Кб (Скачать файл)

-  Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; 

-  Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; 

-  Этические беседы.

Была разработана схема  подготовки к играм детей. В данной схеме была отражена подготовка к  играм, таким как «Семья», «Детский сад», «Школа», «Больница». Как, показал  констатирующий эксперимент, именно эти  игры вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Также в схему были включены такие  игры, как «Космонавты», «Морское путешествие», «Строители».

В ходе развития сюжета воспитатель  давал совет, направленный на развитие игры: «маме» советовал пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случая воспитатель так же был и участником игры и выполнял ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли давало возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Игровые интересы старших  дошкольников характеризовались значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «банк», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».

В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.

«... Саша провела с куклами  зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака «врач» и  «медицинская сестра» внимательно  осматривали детей.

Настя: «У Алены есть хрипы, положите ее в постель и вызовите бабушку».

Саша - «воспитательница»  пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».

После медицинского осмотра  «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Денис и спросил у  «воспитателя»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?»

Саша: «Ты будешь дядей  Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».

Денис направился к противоположной  стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран»

Одной из характерных игр  детей подготовительной группы можно  считать игру в «завод», которая должна способствовать формированию у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям.

С этой целью детей знакомили  с заводом. Была проведена экскурсия.   Завод — это золотые руки города. Дети узнали, что хлеб, булочки, макароны изготавливают на заводах. В нашем  городском поселке, тоже есть такой  завод.

С целью формирования начальных  понятий о самом производстве воспитатель предлагает детям подумать и рассказать, что же такое цех, какой он, кто работает в нем.

Полученные знания закреплялись на занятиях по конструированию, рисованию, лепке.

Чтение отрывка из книги  В. Маяковского «Кем быть?» помогало детям представить работу пекаря и др.

Чтобы дети осознали профессиональную роль рабочего, им было предложено рассмотреть иллюстрации к этой книге (художник Ю. Коровин) и рассказать, что делает рабочий, на каком станке работает, для чего он трудится.

После повторного чтения, самостоятельного рассматривания иллюстраций детям предлагалось вообразить, как бы они действовали, если бы были рабочими. Знания, мысленные образы становились для детей стимулом, побуждающим к творческой игре. Постановка ребенка в позицию — ты рабочий (хотя и в предполагаемой ситуации) являлся одним из методов формирования у него интереса к труду рабочего.

Дальнейшим шагом в  развитии познавательного интереса являлась постановка перед детьми вопроса: Что из чего сделано? Дети узнали, что хлеб, булочки, макароны изготовлены из муки и многих других ингредиентов. Вопрос «А из чего и как получают хлеб?» активизировал детскую познавательную деятельность.

С целью формирования представлений  о некоторых этапах процесса изготовления хлеба детям было предложено рассмотреть иллюстрации к сказке « Как хлеб печется».

В ходе игры перед детьми ставились задачи дальнейшего обогащения ее сюжета, применения тех знаний, которые  они приобрели при знакомстве с трудом людей…

С целью выработки системы  формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте с педагогами д/у была проведена деловая игра на тему «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста». (Приложение 1). Было проведено анкетирование воспитателей. (Приложение 2)

Итак, проведенная работа на формирующем эксперименте позволила  сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр.

 

 

 

 

 

 

2.3. Выявление нового уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска». Анализ полученных результатов.

 

 

Для определения эффективности  проделанной нами на формирующем  этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностируемая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп.

Результаты диагностики  отражены в таблицах 2 и 3.

 

 Уровень сформированности  игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

Таблица 2.3.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Илона А.

3

3

3

3

4

4

4

3

2

Леша Б.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Захар Ж.

3

4

4

3

4

4

3

4

4

Денис Ш.

4

3

4

3

4

4

3

4

5

Витя И.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Алина З.

2

2

3

3

3

3

3

3

7

Ульяна Х.

3

3

3

3

3

3

3

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень сформированности игровых навыков у детей контрольной  группы на контрольном этапе эксперимента

Таблица 2.4.

п/п

Фамилия, имя 

ребенка

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Ярослав Л.

3

3

2

3

2

2

3

3

2

Настя Д.

4

3

4

3

4

4

3

4

3

Маша П.

3

3

3

3

3

3

2

3

4

Вадим Х.

3

3

3

2

2

2

2

2

5

Саша К.

3

3

3

3

3

4

3

3

6

Карина С.

3

3

3

3

3

4

3

3

7

Карина К.

2

2

2

2

2

3

2

2


Анализируя наблюдение за игрой детей, стоит отметить тот  факт, что одной из самых любимых  игр продолжает оставаться игра в  «семью». Предметом детских чувств, становятся взаимоотношения членов семьи.

Наиболее популярными  у детей обеих групп по –  прежнему, оказались традиционные бытовые  сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная  разновидность этой игры «Семья куклы  Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Охотники за привидениями». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Многие дети контрольной  группы называли роли, старались выполнить  именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки  или матери). 20 % детей выделяли правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могли придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т. е. делали то, что по роли делать нельзя. Интересно, что не все дети умели пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что дети контрольной группы не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.

Дети экспериментальной  группы нередко использовали в своих  играх сюжеты из телевизионных фильмов  и воспроизводили роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).

Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.

Как видно из гистограмм, в экспериментальной группе произошли  изменения в уровнях сформированности игровых навыков. А именно, двое детей улучшили свои результаты до высокого уровня сформированности. Двое детей поднялись с уровня ниже среднего до среднего уровня. Трое детей, по–прежнему остались на прежних уровнях сформированности.

В контрольной группе изменения  в уровне произошли, лишь у одного ребенка. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.

Таким образам гипотеза о, использование сюжетно-ролевых игр  в процессе жизнедеятельности способствует развитию и социализации личности ребенка-дошкольника, усвоению им норм и правил поведения в обществе; развивает у детей коммуникативные навыки,   уважительное отношение к труду взрослого подтвердилась. Поэтому можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра - основной вид игравой деятельности дошкольников