Сюжетно-ролевая игра - основной вид игравой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности. Обосновать необходимость использования сюжетно-ролевых игр для социализации и развития личности ребенка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в
социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть место и значение сюжетно-ролевой игры социализации лич-ности детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра – основной вид игровой деятельности дошкольников
1.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
1.2. Виды творческих игр. Сюжетно-ролевая игра как средство общего развития ребенка-дошкольника
1.3. Возникновение и развитие сюжетно-ролевой игры
1.4. Особенности сюжетно-ролевых игр детей разных возрастных групп
1.5. Проблема руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разных возрастных группах
Глава 2. Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска»
2.2.Разработка и организация сюжетно-ролевых игр с детьми 5-7-го года жизни
2.3.Выявление нового уровня сформированности игровых навыков у детей 5-7- го года жизни в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в д/у «Пралеска». Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая 04.04.2012.docx

— 121.72 Кб (Скачать файл)

- обобщенность игровых  действий.

Дошкольный возраст считается  классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает  наиболее развитую форму особый вид  детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические  качества и особенности личности ребенка.

Соподчинение мотивов, о  котором говорилось выше, впервые  возникает и наиболее ярко проявляется  в игре. Выполняя игровую роль, ребенок  подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает большое  влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в  мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и  ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые  потом приобретают самостоятельное  значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

Известный педагог Макаренко  А.С.  высказал мысль о том, что  хорошая игра похожа на хорошую работу. Она готовит детей к тем  нервно-психическим затратам, которые  требует труд. Игра является одним  из основных методов обучения. В игре дети усваивают нормы и правила поведения и общения в обществе.

 

 

1.3. Возникновение  и развитие сюжетно-ролевой игры

 

 

Стремление ребенка к  самостоятельности и к участию  в жизни взрослых удовлетворяется  там прямо и непосредственно  — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать  важный вывод: ролевая игра возникает  в ходе исторического развития общества в результате изменения места  ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет на ее природу.

Развитие цивилизации  с неизбежностью привело к  тому, что включение детей в  производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что  происходило не путем настраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры.

Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.

Ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребёнка его действительной жизнью.

Как уже отмечалось, игра "вырастает" из предметно –  манипуляторной деятельности в конце  раннего детства. Первоначально  ребенок был поглощен предметом  и действиями с ним. Когда он овладел  действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослыми, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б.Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, "как через стекло". В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для  появления игры нужно коренное изменение отношений ребёнка с взрослыми. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны  ребёнку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б.Эльконин подчёркивал: нельзя выбрасывать бруска, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.

Итак, на границе раннего  и дошкольного детства возникают  первые виды детских игр. Это уже известная нам режиссёрская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется обpазно-pолевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развёртывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребёнка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал y него сильный эмоциональный отклик.

Режиссёрская и обpазно-pолевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнёром, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и печатных игр.

 

 

1.4. Особенности  сюжетно-ролевых игр  детей разных возрастных групп

 

 

На границе раннего  и дошкольного детства возникают  первые виды детских игр.

Один из видов игры этого  периода - образно-ролевая игра. В  ней ребенок воображает себя кем  угодно и чем угодно и действует  в соответствии с этим образом. Ребенка  может удивить картина, бытовой  предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами- заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.

Ребенок обычно получает много  игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

Также, сюжетно- ролевой игре присуще свои характерные особенности:

  1. Свобода и самостоятельность детей в игре.

     В реальной  жизни самые простые действия  ребенка не всегда может          выполнить, сам без помощи взрослого.  А сюжетно-ролевая игра не   требует в этом плане особых  умений, т.к. не связана с получением  какого либо практического результата. Результат не важен, важен сам процесс. Игра обеспечивает ребенку свободу, помогает реализовать свои желания и интересы, и проявить самостоятельность, преодолеть недоступность взрослой жизни.

  1. Отобразительный характер игры заключается в том, что дети   отображают в игре то, что они видят в окружающей жизни, окружающей действительности.
  2. Эмоциональная насыщенность детских игр.

    Дети в игре  искренни, импульсивны, они глубоко  переживаю те чувства, которые присуще выбранной роли.

  1. Творческий характер сюжетно-ролевой игры.

     В своих  играх дети не просто копируют  окружающую жизнь, а отражают  свои впечатления в событиях, которые могут отображать в  игре по своему развитие сюжета, вводить новые роли, проявлять  при этом творчество. Кроме того  сюжетно-ролевой игре присущи  элементы режиссерской и актерской  деятельности, что также характеризует  ее как деятельность творческую.

Рассмотрим становление отдельных компонентов и уровни развития игры, характерные для дошкольного возраста.

В каждой игре свои игровые  условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их, существенно  меняет игру в младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трёхлетний ребенок "готовит обед" и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребёнка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определённый смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет "в кубики", "так просто". Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий.

Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала  ребенок ограничен рамками семьи  и поэтому игры его связаны  главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты, скажем, в "дочки- матери".

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра - основной вид игравой деятельности дошкольников