Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа
Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;
Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15
Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38
Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…
Выполнил: Студентка гр. 53д Арбатская В.В. студент гр…
Е |
|
Проверил: Жукова Т.Д. преподаватель |
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры
в гендерном воспитании детей
дошкольного возраста…………………………………………………9-
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания
в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38
Гендерное воспитание как составляющая воспитания ребенка в целом на сегодня выступает важным направлением педагогики, психологии и социологии. Гендерный подход в воспитании дошкольников способствует гендерному самоопределению, т.е. формированию у ребенка устойчивого представления: я - девочка, я - мальчик; воспитывает правильное полоролевое поведение; влияет на гендерную социализацию детей, что предполагает усвоение норм и правил поведения согласно представлениям о роли, положении в обществе и предназначении мужчины и женщины. Формирование гендерной устойчивости обусловлено прежде всего социокультурными нормами и непосредственно зависит от характера родительских установок и привязанностей «мать – ребенок» и «ребенок –мать», «отец – ребенок» и «ребенок – отец», отношения родителей к ребёнку, а также существенную роль в этом направлении оказывает воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность исследования обусловлена сложившейся за многие годы тенденцией в системе дошкольного воспитания, когда организация и содержание воспитательного процесса ориентированы преимущественно на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста; программно – методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений России также недостаточно учитывает гендерные особенности дошкольников.Также проблема заключается в том, что существуют объективные проблемы, связанные с реализацией дифференцированного подхода в этом аспекте, а именно - в стратегии воспитания мальчиков, поскольку педагоги в дошкольных учреждениях преимущественно женщины.
В работах Л.И. Божович,а Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина дошкольный возраст рассматривается как критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Педагоги-исследователи, педагоги-практики утверждают, что именно в этот возрастной период у ребенка формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Однако содержание и направления работы с детьми с учетом их гендерных особенностей в психолого-педагогической науке, особенно в практическом аспекте, разработано недостаточно, что, по мнению таких исследователей, как Т. А. Репин, Т.В. Бендас, С. А. Марутян, Л. Г. Таранникова, П. В. Плисенко, обуславливает в определенной мере отсутствие у детей специфических черт, характерных для того или иного пола: мальчики подчас лишены выносливости, эмоциональной устойчивости, решительности, а девочки недостаточно проявляют скромность, стремление к мирному разрешению конфликтов, нежность, терпимость. Так, в исследованиях Т.А Репиной фиксируется факт разобщённости между девочками и мальчиками [33]: в возрасте от 3 до 7 лет, как отмечает педагог, наблюдается 91% избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного пола. Данные факты актуализируют проблему поиска психолого-педагогических путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем направленных на интенсификацию процесса половой дифференциации детей.
В целях решения поставленной задачи, с учетом особенностей возрастной категории целесообразно использовать природную потребность ребенка-дошкольника в игре и желание играть. Включаемая в целостный педагогический процесс, сюжетно-ролевая игра будет являться средством воспитания в обозначенном направлении.
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы
Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) [10, с. 23].
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [10, с. 25].
Гендерное воспитание – формирование социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом в зависисмости от биологического пола [10, с. 24].
Процесс половой социализации, включающий усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование определенной системы потребностей, ценностных ориентаций, интересов, и определенных способов поведения, идентифицирующих тот или иной пол, выступает неотъемлемой частью общего процесса социализации, который осуществляется под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, показывает, что принятие гендерной роли происходит именно в период дошкольного детства, и проходит следующие возрастные этапы:
Особенностями детского коллектива является неприемлемость в своём обществе поведенческих дериваций и нарушений в полоролевой идентификации. Соответственно, учитывая особенности социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, можно утверждать, сто помимо педагогов и родителей, решающую роль в гендерной идентификации играют сверстники: например, мальчиков с женственными чертами характера и внешности мальчики резко отвергают, а девочки принимают, и наоборот — девочек с явно выраженными «мальчишескими повадками» отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Осознание своей половой принадлежности как составляющая самосознания имеет важное значение для развития личности: ощущение тождественности со своим полом, стремление поддержать в рамках социальных ожиданий «престиж» своего пола определяют в развитии личности основополагающие позитивные достижения.