Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;

Содержание работы

Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15

Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38

Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра в гендерном развитии детей.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО  КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

специальность 050144  «Дошкольное образование»

 

                                             Курсовая  работа

 

                 Тема:   Сюжетно-ролевая игра  как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

                      

                       

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  

Студентка  гр.  53д        Арбатская В.В.

студент гр…             Е                                                  Егорова Н.А.                                                                             Выполнил:                                                                                                     

      

 

Проверил:                      Жукова Т.Д.        

преподаватель             

 

 

            

 

Канс-201 5 год.

СОДEРЖAНИE

 

Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5

Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….

1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9

1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11

1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15

 

Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………

2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19

2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25

      2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38  

 

 Заключение  ……………………………………………………………3 8- 40

Список литeрaтуры………………………………………………….. 41- 44

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

 

Гендерное воспитание как составляющая воспитания ребенка в целом на сегодня выступает важным направлением педагогики, психологии и социологии. Гендерный подход в воспитании дошкольников способствует гендерному самоопределению, т.е. формированию у ребенка устойчивого представления: я - девочка, я - мальчик;  воспитывает правильное полоролевое поведение; влияет на гендерную социализацию детей, что предполагает усвоение норм и правил поведения согласно представлениям о роли, положении в обществе и предназначении мужчины и женщины. Формирование гендерной устойчивости обусловлено прежде всего социокультурными нормами и непосредственно зависит от характера родительских установок и привязанностей «мать – ребенок» и «ребенок –мать», «отец – ребенок» и «ребенок – отец», отношения родителей к ребёнку, а также существенную роль в этом направлении оказывает воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность исследования обусловлена сложившейся за многие годы тенденцией в системе дошкольного воспитания, когда организация и содержание воспитательного процесса ориентированы преимущественно на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста; программно – методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений России также недостаточно учитывает гендерные особенности дошкольников.Также проблема заключается в том, что существуют объективные проблемы, связанные с реализацией дифференцированного подхода в этом аспекте, а именно -  в стратегии воспитания мальчиков, поскольку педагоги в дошкольных учреждениях преимущественно женщины.

В работах Л.И. Божович,а Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина дошкольный возраст рассматривается как критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Педагоги-исследователи, педагоги-практики утверждают, что именно в этот возрастной период у ребенка формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Однако содержание и направления работы с детьми с учетом их гендерных особенностей в психолого-педагогической науке, особенно в практическом аспекте, разработано недостаточно, что, по мнению таких исследователей, как Т. А. Репин, Т.В. Бендас, С. А. Марутян, Л. Г. Таранникова, П. В. Плисенко, обуславливает в определенной мере отсутствие  у детей специфических черт, характерных для того или иного пола: мальчики подчас лишены выносливости, эмоциональной устойчивости, решительности, а девочки недостаточно проявляют скромность, стремление к мирному разрешению конфликтов, нежность, терпимость. Так, в исследованиях Т.А Репиной фиксируется факт разобщённости между девочками и мальчиками [33]: в возрасте от 3 до 7 лет, как отмечает педагог, наблюдается 91% избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного пола. Данные факты актуализируют проблему поиска психолого-педагогических путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем направленных на интенсификацию процесса половой дифференциации детей.

В целях решения поставленной задачи, с учетом особенностей возрастной категории целесообразно использовать природную потребность ребенка-дошкольника в игре и желание играть. Включаемая в целостный педагогический процесс, сюжетно-ролевая игра будет являться средством воспитания в обозначенном направлении.

Современная педагогическая наука выделяет специальное направление - игровую педагогику, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший

Однако, несмотря на достаточное количество литературы,  рассматривающей игру (в том числе и сюжетно-ролевую) в разных аспектах, предлагающей различные подходы к её использованию, существует на сегодняшний день проблема, связанная с рациональным построением, оптимальной организацией и применением сюжетно-ролевой игры в процессе гендерного воспитания, что требует более тщательного и детального её изучения.

Объектом исследования в данной работе выступает гендерное воспитание дошкольников.

Предмет исследования составляют сюжетно-ролевые игры как эффективные средства гендерного воспитания дошкольников.

Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:

  1. рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;

  1. выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;

  1. проанализировать концептуальные подходы к содержанию и направленности гендерного воспитания в дошкольном возрасте;

  1. обосновать потенциальные возможности сюжетно-ролевых игр в формировании позитивной половой идентичности дошкольников.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения конкретных заданий были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, систематизация, обобщение.

Научная новизна исследования определяется, на наш взгляд, представлением  целостного анализа сюжетно-ролевой игры и ее психолого-педагогических возможностей в аспекте формирования позитивной половой идентичности дошкольников.

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в анализе, системном описании использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников.

Практическое значение данной работы обусловлено направленностью теоретических и практических материалов в помощь педагогам-практикам, заинтересованным в улучшении взаимоотношений между мальчиками и девочками, формировании адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечении детей разного пола в совместную деятельность.

Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух разделов с подразделами, выводов и списка использованной литературы (43 источника). Общий объем работы составляет 48 страниц.

Во введении определена тематика и направленность работы, актуальность исследуемой проблемы, сформулированы цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, обозначены научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, методы исследования.

Основная часть состоит из двух глав.  В первой главе «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности» гендерное воспитание рассматривается как психолого-педагогическая проблема, анализируются возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Во второй главе «Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» рассматривается теоретический материал по данному вопросу, в частности, прослеживается на основе психолого-педагогической литературы игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте, рассматриваются сюжетно-ролевые игры как оптимально средство формирования в них межличностных отношений ребенка со сверстниками.

В выводах представлены результаты проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности

1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы

 

Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) [10, с. 23].

Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [10, с. 25].

Гендерное воспитание – формирование социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом в зависисмости от биологического пола [10, с. 24].

Процесс половой социализации, включающий усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование определенной  системы потребностей, ценностных ориентаций, интересов, и определенных способов поведения, идентифицирующих тот или иной пол, выступает неотъемлемой частью общего процесса социализации, который осуществляется под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, показывает, что принятие гендерной роли происходит именно в период дошкольного детства, и проходит следующие возрастные этапы:

  • к возрасту 2-3 лет дети усваивают свою половую принадлежность: понимают, что они либо девочка, либо мальчик, и соответствующим образом обозначают себя;
  • в возрасте с 4 до 7 лет происходит формирование гендерной устойчивости: дошкольники усваивают, что гендер не может трансформироваться: девочки становятся в будущем женщинами, мальчики мужчинами и эта принадлежность к полу не может измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Особенностями детского коллектива является неприемлемость в своём обществе поведенческих дериваций и нарушений в полоролевой идентификации. Соответственно, учитывая особенности социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, можно утверждать, сто помимо педагогов и родителей, решающую роль в гендерной идентификации играют сверстники: например, мальчиков с женственными чертами характера и внешности мальчики резко отвергают, а девочки принимают, и наоборот — девочек с явно выраженными «мальчишескими повадками» отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Осознание своей половой принадлежности как составляющая самосознания имеет важное значение для развития личности: ощущение тождественности со своим полом, стремление поддержать в рамках социальных ожиданий «престиж» своего пола определяют в развитии личности основополагающие позитивные достижения.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста