Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа
Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;
Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15
Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38
Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по собственному желанию (при определенной «незаметной» координации педагога) выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, отслеживают их выполнение, регулируют взаимоотношения между собой. Проявляя активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, дети постепенно формируют «детское общество», что создает определенные предпосылки для воспитания оптимальных коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками в ходе сформированных коллективных взаимоотношений становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.
Участие ребенка в совместной игровой деятельности во многом содействует развитию коммуникативных навыков. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, что обуславливает использование соответствующих педагогических подходов организации детских игр, к которым относят выбор игры, в первую очередь зависящий от индивидуальных особенностей, потребностей и желаний конкретного ребенка, от воспитательных задач, требующих своего разрешения. При организации коллективной формы игры, необходимо учитывать состав играющих, особенности возраста, их интеллектуальное развитие, интересы, физическую подготовленность, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры также зависит от сезонности ее проведения, природно-климатических условий, от наличия достаточного количества и разнообразия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Для игры характерна определенная подмена мотивов: дошкольники действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра также способна выступать средством получения желаемого, хотя источником ее активности выступают задачи, которые личность берет на себя, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, которые непосредственно взаимосвязаны между собой.
Примеры сюжетно-ролевых игр (игровых ситуаций как составляющих), формирующих гендерную идентичность.
Тема |
Игры |
Приемы вовлечения детей в игру |
|
«СЕМЬЯ» |
Прием гостей |
Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель. |
|
День рождение куклы |
У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? |
||
Кукла заболела. Вызов скорой помощи. |
Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. |
||
Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье |
В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда. |
||
Поездка на автобусе |
Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! |
||
Непредвиденная дорожная ситуация |
На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. |
||
«МАСТЕРСКАЯ» |
Перерыв на обед |
Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. |
|
«МАГАЗИН» |
Магазин открывается |
Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. |
|
Купим одежду кукле |
Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам. |
||
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ» |
Новые прически |
Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами. |
|
Причешем куклу |
Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать» |
||
«Шоферы» |
Мы едем, едем, едем… |
Воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики - «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки - «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора. |
|
На бензозаправке |
Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик. |
||
Шоферы уходят в рейс |
Воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило - никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы». Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру |
||
«ПОЛИКЛИНИКА» |
У врача |
Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет). Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и завтра ее выпишут. Предлагает детям подготовить все необходимое для встречи Светланы. Когда Светлану «выписывают» из «больницы», медсестра приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку. |
|
Игрушки заболели |
Воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь, только при затруднении. |
||
Новое направление в педагогике, игровая педагогика, ставит игру ведущим методом обучения и воспитания детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, при этом особое место в обозначенном направлении принадлежит сюжетно-ролевой игре. Одним из оптимальных и эффективных средств гендерного воспитания дошкольников является сюжетно-ролевая игра.
В ходе выполнения
работы было выяснено, что игра
— не только средство
По результатам проведенного исследования, которое включало теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме, можно сделать следующие выводы: