Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;

Содержание работы

Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15

Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38

Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра в гендерном развитии детей.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций [6, с. 21]. Играя в сюжетно-ролевые игры, формируется творческий потенциал ребенка как личности, развивается самостоятельность, приобретаются навыки решения жизненных ситуаций.  

Сюжетно - ролевую игру можно обозначить подлинной социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников. На эту особенность сюжетно-ролевой игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [7, с. 34].

Немаловажную роль в организации, инициативе, поддержании интереса к  игровой деятельности, внесения в нее творчества принадлежит педагогу, который зная и учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, создает игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, который способен сюжетно-ролевую игру превратить в увлекательный процесс, в ходе которого дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве основного и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям: усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого; постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений); роль как средство реализации сюжета. Знания, впечатления ребенка в сюжетно-ролевой игре не остаются неизменными: они расширяются, пополняются, конкретизируются, существенно изменяются, преобразовываются, что делает игру формой практического познания окружающей действительности. При этом, как и любая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом, поскольку ее отличительной чертой является эмоциональная насыщенность.

    1. Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры

Общение - это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, с него начинается психическое развитие ребенка и благодаря нему дошкольник получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение выступает основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности, одним из основных видов деятельности человека. Общение направлено на познание и оценку самого себя через посредство других людей [3, 45].

А.А. Леонтьев, рассматривая общение с точки зрения педагогики, представлял его как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении [26, с.20]. Через осуществление этого контакта возможно изменение протекания совместной деятельности, что происходит за счет согласования "индивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам, или, наоборот, разделение функций (так называемое, социально ориентированное общение). Также возможно осуществление целенаправленного воздействия на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но при этом обязательно социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение).

М.И. Лисина дает более простое определение, называя общением процесс взаимодействия двух и более людей, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [27, с.168].

Следует отметить, что общение – сторона целостной деятельности ребенка и, соответственно, определяется особенностями этой деятельности [22, с.75]. Оно является лишь одним из аспектов совместной деятельности участников, хотя иногда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми [17, с.92].

Дошкольники, постоянно общаясь друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, опосредованного их совместной деятельностью повседневного взаимодействия. Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется ими в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений [13, с. 98].

Игра способствует как умственному развитию ребенка, так и всестороннему развитию его личности: принимая различные роли на себя в игре, воссоздавая поступки людей, ребенок перенимает их цели и чувства, сопереживает им, начинает постепенно ориентироваться в отношениях между людьми.

Оказывает влияние игра и на развитие у детей способности взаимодействия с другими людьми: так, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает основы этого взаимодействия, к тому же в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия, пояснять намерения, стремится согласовывать их с другими детьми.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по собственному желанию (при определенной «незаметной» координации педагога) выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, отслеживают их выполнение, регулируют взаимоотношения между собой. Проявляя активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, дети постепенно формируют «детское общество», что создает определенные предпосылки для воспитания оптимальных коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками в ходе сформированных коллективных взаимоотношений становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.

Участие ребенка в совместной игровой деятельности во многом содействует развитию коммуникативных навыков. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, что обуславливает использование соответствующих   педагогических подходов организации детских игр, к которым относят выбор игры, в первую очередь зависящий от индивидуальных особенностей, потребностей и желаний  конкретного ребенка, от воспитательных задач, требующих своего разрешения. При организации коллективной формы игры, необходимо учитывать состав играющих, особенности возраста, их интеллектуальное развитие, интересы, физическую подготовленность, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры также зависит от сезонности ее проведения, природно-климатических условий, от наличия достаточного количества и разнообразия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Для игры характерна определенная подмена мотивов: дошкольники действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра также способна выступать средством получения желаемого, хотя источником ее активности выступают задачи, которые личность берет на себя, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, которые непосредственно взаимосвязаны между собой.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра непосредственно связана с формированием коммуникативных способностей ребенка, уровнем его культуры общения. В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок проявляет способность не только вступать в контакт и осуществлять игровые действия, вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, согласовывать свои действия с другими, а также осознавать особенности себя и других людей и учитывать их в ходе общения. [11; с. 131].

 

Примеры сюжетно-ролевых игр (игровых ситуаций как составляющих), формирующих гендерную идентичность.

Тема

Игры

Приемы вовлечения детей в игру

 

«СЕМЬЯ»

Прием гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

 
 

День рождение куклы

У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

 
 

Кукла заболела. Вызов скорой помощи.

Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

 
 

Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье

В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

 
 

Поездка на автобусе

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

 
 

Непредвиденная дорожная ситуация

На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

 

«МАСТЕРСКАЯ»

Перерыв на обед

Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

 

«МАГАЗИН»

Магазин открывается

Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

 
 

Купим одежду кукле

Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

 

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Новые прически

Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

 
 

Причешем куклу

Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»

 

«Шоферы»

Мы едем, едем, едем…

Воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики - «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки - «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.

 
 

На бензозаправке

Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

 
 

Шоферы уходят в рейс

Воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило - никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы». Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру

 

«ПОЛИКЛИНИКА»

У врача

Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).

Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и завтра ее выпишут. Предлагает детям подготовить все необходимое для встречи Светланы. Когда Светлану «выписывают» из «больницы», медсестра приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку.

 
 

Игрушки заболели

Воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь, только при затруднении.

 
       

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Новое направление в педагогике, игровая педагогика, ставит игру ведущим методом обучения и воспитания детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, при этом особое место в обозначенном направлении принадлежит сюжетно-ролевой игре. Одним из оптимальных и эффективных средств гендерного воспитания дошкольников является сюжетно-ролевая игра.

 В ходе выполнения  работы было выяснено, что игра  — не только средство оптимизации  и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического  комфорта и снятия умственного  перенапряжения детей. Игра как  феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт возможность отдохнуть, вносит  в содержание досуга бесконечные  сюжеты, сохраняя при этом свою  самоценность, способствуя неосознанному решению детьми сложных жизненных проблем.

По результатам проведенного исследования, которое включало теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме, можно сделать следующие выводы:

1. Игра выступает самостоятельным  видом развивающей деятельности  детей дошкольного возраста, поскольку  представляет собой свободную  форму их деятельности, в которой  осознается, изучается окружающий  мир, открывается широкий простор  для личного творчества, активности  самопознания, самовыражения. Воспитательный  потенциал игры определяется  возможностью реализации свободы  самораскрытия, саморазвития с опорой  на подсознание, разум и творчество.

2. Игра представляет собой  ведущую сферу общения детей: в ней успешно решаются проблемы  межличностных отношений, приобретается  опыт взаимоотношений людей.

3. В условиях дошкольного  учреждения, которое предполагает  совместное воспитание мальчиков  и девочек, важной педагогической  задачей выступает преодоление  разобщённости между ними, организация  совместных игр и других видов  деятельности, в процессе которых  дети могли бы действовать  сообща, но в соответствии с  гендерными особенностями.

4. Организация полоролевого воспитания осуществляется в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Успех гендерного воспитания в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой ведущая роль принадлежит игре.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста