Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;

Содержание работы

Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15

Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38

Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра в гендерном развитии детей.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

В различных системах обучения игре отводится особое место, поскольку игра наиболее созвучна природе ребенка: от рождения и до наступления зрелости ребенок уделяет огромное внимание играм. Игра важная потребность растущего детского организма: в ней он совершает открытия того, что давно известно взрослому [37, с. 24]. Однако игра для ребенка - не просто занимательное времяпрепровождение, это прежде всего определенный способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В целях решения определенных образовательных задач важно использовать и направлять природную потребность детей в игре и желание играть. Однако игра станет средством воспитания и обучения лишь в том случае, когда она будет включена в целостный педагогический процесс: педагог, грамотно организуя игровую деятельность, осуществляя руководство игрой, воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Соответственно, в аспекте социализующей роли игры в образовательной области на первый план выходят следующие задачи воспитания и развития детей:

- способствовать развитию  всех компонентов детской игры: обогащению тем и видов игр, игровых действий, сюжетов, умение  устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать  игровую обстановку, используя для  этого реальные предметы и  их заместители, действовать в  реальной и воображаемой игровых  ситуациях;

- создавать основу для  развития содержания детских  игр: все сторонне обогащать представления  детей о мире и круге интересов  с помощью просмотра кукольных  спектаклей, чтения детской литературы; развивать интерес к игровому  экспериментированию, творчество, воображение;

- воспитывать доброжелательные  отношения между детьми, обогащать  способы их игрового взаимодействия;

- формировать умение следовать  игровым правилам в сюжетно-ролевых, подвижных, развивающих, дидактических  играх.

Следует отметить, что игра выполняет ряд важных функций: социальную, коммуникативную, функцию самореализации ребенка в игре, диагностическую, игротерапевтическую, развлекательную, коррекционную.

Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с обучением и воспитанием, поскольку в игру вовлечены все стороны личности: ребенок воспринимает, двигается, говорит, размышляет, принимает решения; в процессе игры активизируются ведущие психические процессы: мышление, память, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим ребенок знакомится, играя, выполняя роль мамы, папы, врача, учителя и так далее. В игровой деятельности дошкольник как замещает предметы, так и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. [27, с. 114].

Игра является для детей основным средством коммуникации, главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры - уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой - личностными отношениями детей. [12, 96]. Социальный опыт взаимоотношений людей в игре также познается и приобретается дошкольниками в игре. Игра положительно влияет на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей: игры снимают психологические барьеры, придают уверенности в собственных силах, активизируют и оптимизируют общение детей со сверстниками и взрослыми.

В игре также наиболее оптимально формируются моральные качества ребенка как личности: чувства товарищества и дружбы, ответственность, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Непосредственно связана она с художественным развитием ребенка, поскольку использует различные виды художественного творчества: рисование, лепку, конструирование. По ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи, что обуславливает связь с художественной литературой, театральным искусством, риторикой и т.д.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога: учета им возрастных и индивидуальных способностей ребенка, владения им возрастными и психологическими особенностями дошкольников, правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Таким образом, игре как основной деятельности дошкольного возраста принадлежит ведущая роль в жизни и развитии детей. Игра как эффективное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности, чем и определяется ее значимость в педагогическом процессе в целом.

    1. Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры

Особое место в игровой деятельности дошкольников занимают игры, которые создаются самими детьми – сюжетно-ролевые, поскольку в них дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его: дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Сюжетно-ролевые игры приобретают особе значение в жизни ребенка прежде всего тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. Постепенно у ребенка появляется желание копировать действия взрослых. а далее дошкольник усваивает способы взаимодействия с другими детьми или со взрослыми в игре.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка выступает особым миром, наделенным возможностью реализовать свои интересы, желания, предпочтения, фантазии, обрести опыт взаимодействия со сверстниками, осуществить свободу выбора, проявить инициативу, самостоятельность, творчество. Игра дает возможность ребенку непосредственно примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру как основной вид игры ребенка дошкольного возраста, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что она является наиболее спонтанным проявлением ребенка и вместе с тем она строится на непосредственном организованном взаимодействии ребенка с взрослыми. Сюжетно-ролевой игре, по утверждению исследователя, присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [43, с. 3].

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная и основным источником, откуда ребенок черпает сюжеты - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой любой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в игровой обстановке, которую сам создает. Например, играя в больницу, изображает врача, ведущего ведущего прием пациентов (сверстниками) в кабинете (на ковре).

В сюжетно-ролевой игре выделяют структуру, которая отображает различные стороны, компоненты игры: роли, игровые действия; замещение реальных предметов игровыми; ситуации, в которой происходит реализация роли; сюжеты разной степени сложности (Д.Б.Эльконин, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова и др.). Внутренняя форма игры – это её психологическое содержание, под которым Д.Б. Эльконин подразумевал отношения между людьми в обществе, самые общие смыслы их деятельности. Внутренняя форма существует в единстве с внешней формой игры. Д.Б.Эльконин акцентирует внимание на связующем мостике между внешней и внутренней формой игры, которым выступает специфика осуществления ребенком роли - центрального момента, объединяющего все стороны игры [42]. Техника игры как высокая условность и сокращенность ролевых действий свидетельствует о том, что в центре внимания ребенка находятся человеческие отношения, смысл действия человека.

Общий способ построения игровой пробы смысла действия состоит в создании особой формы игры. Сюжет имеет двухтактную структуру, где первый такт - последовательность игровых действий, символическое значение которых состоит в вызове действия; второй такт содержится в ролевом отклике на вызов (ряде игровых действий, символизирующих ответ на вызов). Создавая такую двухтактную форму игры, ребенок переживает смысл действия, ощущает его. С помощью обозначенной двухтактной формы игры дошкольник создает и удерживает смысл действия - намерение действовать. Смысл действия становится для ребенка и психологического наблюдения видимой и ощущаемой реальностью тогда, когда дети в игре строят вызов ролевого действия и ответа на него, связывают оба такта друг с другом. Свои естественные эмоции и чувства как чувственный материал игры, желания ребенок произвольно воссоздает в первом такте игры — вызове, а отвечает на этот вызов другим ролевым действием. Все это придает спонтанным чувствам новый смысл, преобразует их. Двухтактная структура игры способствует развитию ребенка.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Основным компонентом выступает сюжет, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры, поскольку это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить штурвал, продавать продукты, лечить больных, ремонтировать машину) - одно из основных средств реализации сюжета. Условно сюжеты делят на бытовые (игры в семью, школу), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в библиотеку, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Нового года).

Содержание игры, как отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [42, с. 26]. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Так, по содержанию игры детей младшего дошкольного возраста существенно отличаются от игр детей среднего и старшего дошкольного возраста, что обусловлено относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.

С помощью роли, которую на себя берет ребенок, воплощается им содержание сюжетно-ролевой игры. Роль выступает средством реализации сюжета и главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – прежде всего его игровая позиция, поскольку отождествляет себя с определенным персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Та или иная роль содержит свои правила поведения, которые заимствованы дошкольником из окружающей жизни, взяты из отношений в мире взрослых. Так, врач заботиться о больных, выписывает им лекарства, делает уколы; водитель троллейбуса проверяет билеты, называет остановки, следит за передвижением транспорта. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения - важный элемент сюжетно-ролевой игры, и роль для дошкольников - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное [34, с. 26].

Наиболее привлекательной для детей дошкольного возраста выступает свободная сюжетная игра. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – т.е. всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается ему  с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку»: ребенок может делать уколы игрушечным зверюшкам, при этом на самом деле он не умеет делать настоящие уколы: может быть учителем и учить детей, хотя на самом деле он еще никогда и не сталкивался непосредственно с этой «взрослой» профессией. Однако все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт [5].

Помимо сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности», комфорта эмоционального, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать, долговременный эффект. В психолого-педагогической науке установлено, что, в игре непосредственно развивается способность к воображению, образному мышлению, что преимущественно обусловлено воссозданием ребенком интересующих его сфер жизни с помощью условных действий: сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия. Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком: дошкольник самостоятельно готовит еду, стирает, убирает, моет машину, что-то ремонтирует. Постепенно она усложняется: ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации, например: «посещение парикмахерской», «путешествие на автобусе» и т.д. Важно отметить, что именно на этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц. Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – когда объединяются несколько ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка в деревню – сначала ребенок соберет необходимые вещи, купит гостинцы, сядет в электричку, на месте распакует свои вещи, пойдет гулять в лес или купаться на речку. Со временем развивается деловое общение: дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение. Также в сюжет игры дошкольники часто включают сюжеты из сказок, мультфильмов, книг. Именно проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх определяет  уровень развития мышления ребенка.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста