Схема формирования у дошкольников позитивной
половой идентичности во взаимосвязях
и взаимовлияниях представлена на рис.
1.
Рис. 1. Схема формирования гендерной
идентичности
Концепция гендерного воспитания дошкольников
содержит следующие составляющие: создание
педагогических условий для естественного
развития различных сфер индивидуальности
девочки/ мальчика; целенаправленную педагогическую
деятельность по гендерному воспитанию;
упорядочение процесса гендерной социализации,
например, оказание индивидуальной помощи
ребенку в саморегуляции гендерного поведения.
Механизмом гендерного воспитания, включающего
формирование гендерной идентичности,
выступают соответствующие средства,
методы и формы. Среди средств можно выделить
пословицы, поговорки, сказки, народные
игры, колыбельные песни и т.д., которые
в комплексе способствуют овладению полоролевым
опытом, соответсвующими ценностями, способом
поведения, смыслом, т.е. направлены на
развитие нравственно-волевых качеств,
характерных как для мальчиков, так и для
девочек.
Среди методов гендерного воспитания
можно выделить создание специальных
проблемных ситуаций; проведение познавательно-развивающих
этических бесед; включение детей в игровые
и реальные диалоги; проведение театральных
игр, сюжетно-ролевых, имитационных, игр-драматизаций,
сюжетно-образных, моделирующих жизненно
значимые ситуации; организацию турниров-викторин,
состязательных игр-конкурсов, брейн-рингов
и т.д.
Учитывая возрастные и психологические
особенности дошкольников, ведущими формами
организации выступают игровая деятельность,
рефлексивная, проблемно-поисковая, интеллектуально-познавательная,
экспериментальная.
В работе дошкольного учреждения в аспекте
формирования гендерной идентичности
положительно зарекомендовали себя следующие
технологии полоролевого воспитания [39]:
1. технологии, направленные на формирование
представлений детей о физических,
поведенческих и нравственно
ценных различиях полов (моделирование
жизненно значимых ситуаций, специально
организованные проблемные ситуации,
которые дают возможность обозначить
и разграничить модель поведения
для мальчиков и модель поведения
для девочек);
2. технологии, направленные на овладение
способами женского и мужского
поведения (сюжетно-ролевые игры, схемы-действия,
игры-занятия с куклами, подвижные
игры, моделирование ситуаций «Я
и моя семья»);
3. технологии, способствующие развитию
морально-нравственных качеств, характерных
для мальчиков и девочек (символические
игры, совместная трудовая деятельность).
1.2. Возможности сюжетно-ролевой
игры в гендерном воспитании
детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как ведущая
деятельность детей дошкольного возраста
значима в формировании позитивной половой
идентичности. Этот вид игры не требует
от ребёнка значимых поступков, здесь
всё «понарошку», «как будто», но в ходе
игры происходит закрепление гендерных
стереотипов, закладыване основ эмоционально
положительного отношения к социальной
роли мужчины женщины, папы и мамы в будущем.
Гендерное воспитание, осуществляемое
через организацию и проведение сюжетно-ролевых
игр, направлено на решение следующих
воспитательно-образовательных задач
[32, с. 55]:
- формировать в ребенке «внутренний
взгляд» на себя как на объект
познания и переживания; воспитывать
стойкий интерес и положительное
отношение к себе у дошкольников;
- закладывать основы для становления
способности осознавать свои
особенности, в том числе и
восприятие их другими, строить
собственное поведение с учетом
возможных реакций окружающих;
- поддерживать оптимистическое
отношение дошкольника к окружающему
миру, его физическое и психическое
здоровье, радость мировосприятия;
- воспитывать стойкий интерес
и позитивное отношение к родным,
близким, желание в общении с
ними быть приятным партнером;
- развивать у ребенка представление
о себе и других людях как
лиц физических и социальных,
имеющих определенные достоинства
и недостатки, типичные и индивидуальные
особенностями;
- создавать условия для практично-действенного
отношения ребенка к окружающему,
стимулировать умение распорядиться
собой, самостоятельность, осуществлять
мотивированный осознанный выбор,
отдавать предпочтение кому-либо,
чему-либо;
- развивать умение чувствовать
и распознавать состояние и
настроение окружающих людей, вырабатывать
линию поведения в соответствии
с ними, контролировать свои эмоции
и поведение;
- знакомить с основными функциями
семьи как психологической группы
и социального института, закладывать
основы будущих социальных ролей,
объяснять особенности их исполнения,
воспитывать положительное отношение
к разным социальным ролям, к необходимости
их существования;
- углублять знания детей о
делении людей на мужчин и
женщин, о идентификации понятий «мальчик»,
«девочка», содействовать обозначенной
половой идентификации, учить правильно
реагировать на проявление сексуального
развития детей разных полов; формировать
здоровое отношение детей к половым отличиям
отношениям лиц обоих полов.
Осуществляя воспитательно-образовательный
процесс посредством организации сюжетно-ролевых
игр, гендерный подход реализуется через
[35, с.14]:
1. непосредственно организацию
игровой деятельности, когда гендерный
подход предполагает соответствие методов
руководства играми их содержанию и специфике
игровых стилей детей разного пола;
2. особую организацию познавательной
деятельности, когда используются
для мальчиков преимущественно
зрительные стимулы, для девочек
- слуховые; более подробным является
объяснение игровых заданий для
девочек и лишь указание принципа
их выполнения для мальчиков;
акцентируется внимание на развитии
пространственных умений девочек,
активизации их работы с конструкторами
в совместной деятельности с
мальчиками;
3. организацию в сюжете ролевой
игры совместной трудовой деятельности,
в которой на начальных этапах
для выполнения относительно
несложных поручений, где надо
проявить мальчикам, например, физическую
силу. а девочкам – аккуратность и тщательность,
создаются пары из мальчика и девочки.
Постепенно пары переформатируются, дети
учатся самостоятельно с учетом пола партнера
распределять трудовые операции;
4. организацию для сюжетно-ролевых
игр предметно-развивающей среды,
в которой предусмотрено равное
количество игр, пособий в зонах
мальчиков и девочек, свободный
выбор зон детьми, возможность
организации совместных игр.
1.3. Содержание и методы гендерного
воспитания в сюжетно - ролевой игре
Педагогическое сопровождение
сюжетно-ролевой игры предполагает не
«коллективную проработку знаний», а формирование
умений, направленных на самостоятельную
игру, в которой мальчики и девочки реализуют
свои полоролевые представления и предпочтения
в свободном взаимодействии со сверстниками.
Ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой
детьми ролевой игры станет оптимальным
педагогическим воздействием: воспитатель
может принять на себя одну из ролей, поскольку
дошкольники еще в полной мере не владеют
умениями играть вместе, дополнять, а не
дублировать друг друга. Важно обратить
внимание на то, что многие дети, особенно
девочки, проявляют настороженность по
отношению к другому полу, беспокойство
в случае необходимости контактов.
Успешность педагогического
сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников
при формировании у них позитивной половой
идентичности обеспечивают следующие
требования, предъявляемые к педагогу:
- понимание воспитателем
специфических задач игры;
- осознание педагогом
развивающих возможностей сюжетно-ролевой
игры в формировании у детей
представлений о социальных половых
ролях в обществе и закреплении
в поведении позитивных гендерных
стереотипов;
- выбор позиции «играющего
тренера», а не «учителя», недопустимость
негативных оценок, подчёркивание
только позитивных моментов;
- ориентация мальчиков
и девочек на выбор роли
в соответствии со своим полом,
акцентирование внимания на смысле
полоролевого поведения ребёнка;
- организация сюжетно-ролевой
игры в небольших разнополовых
группах с постепенным увеличением числа
детей;
- знание особенностей
сюжетно-ролевой игры у детей
разного возраста; разворачивание
игры так, чтобы ребята постепенно
усваивали новые, более сложные
способы взаимодействия со сверстниками
обоих полов, расширяли свои представления
о будущих социальных ролях.
Степень усвоения ребенком
гендерных стереотипов поведения зависит
от сложности сюжетно-ролевой игры. Так,
можно выделить следующие этапы развития
игровой деятельности дошкольников [6]:
1. Этап условных
игровых действий, характерной особенностью
которого выступает выбор одноперсонажного
сюжета одной темы. Такая игра являет собой
смысловую цепочку действий: один ребёнок
(девочка или мальчик) выполняет определённые
действия, соответствующие его половой
роли (например, девочка, как мама, утром
умывает, одевает, кормит, гуляет).
2.Этап многоперсонажного
сюжета, который предполагает наличие
системы взаимосвязанных персонажей/ролей.
В данном случае через взаимодействие
детей разного пола, введение новых персонажей
(игры «Семья», «Папа/мама на работе») формируются
стереотипы гендерного поведения .
3. Этап построения
и развёртывания многотемных сюжетов, когда в игре комбинируются
разнообразные социальные отношения,
что способствует закреплению у детей
мужских и женских способов поведения.
Следует отметить, что формирование
позитивного полоролевого поведения у
детей разного возраста имеет свои специфические
особенности. Так, дошкольники в возрасте
3-х-5-ти лет, заменяя сюжетно-отобразительную
игру сюжетно-ролевой, переходят тем самым
на принципиально новый уровень развития.
При этом психологическая характеристика
игры приобретает иной характер: у ребёнка
появляется стремление к общению и взаимодействию
со сверстниками и своего, и противоположного
пола, в целом с окружающими людьми. Тем
не менее без помощи взрослых детям пока
не удается интересно развернуть игру,
использовать разнообразные игровые материалы.
При проведении работы по воспитанию
детей с учётом их гендерных особенностей
особое внимание следует уделить подбору
материала и оборудования для игровой
деятельности девочек и мальчиков, обратив
внимание на следующее:
- игровой материал и
игровая атрибутика должны быть
яркие и привлекательные с
целью мотивации детей к отражению
в игре социально одобряемых
образов женского и мужского
поведения;
- материала для игр
должны быть достаточно;
- необходимо наличие атрибутики
и маркеров игрового пространства,
особенно для игр – «путешествий»,
в которых, например, мальчикам, представляется
возможность реализовать мужскую модель
поведения.
Следует отметить, что воспитатели в
своей деятельности при обращении к детям
чаще ограничиваются словом «дети», что
не способствует идентификации образа
«Я» ребенка с определенной социальной
ролью. Соответственно, одной из задач
является введение в жизнь дошкольных
образовательных учреждений полоориентированных
обращений к детям в тех ситуациях, когда
это является уместным, в том числе и в
сюжетно-ролевой игре, где игровая роль
непосредственно обусловлена полом.
Когда в игре, будет достигнут
уровень развития, который характеризуется
принятием роли и умением осуществлять
в определённой последовательности ролевые
действия, воспитатель может перейти к
решению вопросов связанных с обучением
девочек и мальчиков выполнения в игре
социальных функций. Очевидно, что воспитание
детей с учётом их гендерных особенностей
во многом будет определяться индивидуальными
особенностями каждого ребенка, зависеть
от тех образцов поведения женщин и мужчин,
с которыми ребенок постоянно сталкивается.
Глава
2.
Развивающее
значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном
возрасте
Игра как ведущая
деятельность в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст характеризуется
как важная, основополагающая страница
в жизни каждого человека, поскольку в
этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с основными
сферами существования: миром людей, природы,
предметным миром; происходит приобщение
к культуре, к общественным ценностям;
закладывается фундамент здоровья. Также
дошкольное детство - время первоначального
становления личности, формирования основ
самосознания и индивидуальности ребенка.