Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;

Содержание работы

Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15

Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38

Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра в гендерном развитии детей.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

Схема формирования у дошкольников позитивной половой идентичности во взаимосвязях и взаимовлияниях представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема формирования гендерной идентичности

 

Концепция гендерного воспитания дошкольников содержит следующие составляющие: создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности девочки/ мальчика; целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию; упорядочение процесса гендерной социализации, например, оказание индивидуальной помощи ребенку в саморегуляции гендерного поведения.

Механизмом гендерного воспитания, включающего формирование  гендерной идентичности, выступают соответствующие средства, методы и формы. Среди средств можно выделить пословицы, поговорки, сказки, народные игры, колыбельные песни и т.д., которые в комплексе способствуют овладению полоролевым опытом, соответсвующими ценностями, способом поведения, смыслом, т.е. направлены на развитие нравственно-волевых качеств, характерных как для мальчиков, так и для девочек.

Среди методов гендерного воспитания можно выделить создание специальных проблемных ситуаций; проведение познавательно-развивающих этических бесед; включение детей в игровые и реальные диалоги; проведение театральных игр, сюжетно-ролевых, имитационных, игр-драматизаций, сюжетно-образных, моделирующих жизненно значимые ситуации; организацию турниров-викторин, состязательных игр-конкурсов, брейн-рингов и т.д.

Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, ведущими формами организации выступают игровая деятельность, рефлексивная, проблемно-поисковая, интеллектуально-познавательная, экспериментальная.

В работе дошкольного учреждения в аспекте формирования гендерной идентичности положительно зарекомендовали себя следующие технологии полоролевого воспитания [39]:

1. технологии, направленные на формирование  представлений детей о физических, поведенческих и нравственно  ценных различиях полов (моделирование  жизненно значимых ситуаций, специально  организованные проблемные ситуации, которые дают возможность обозначить  и разграничить модель поведения  для мальчиков и модель поведения  для девочек);

2. технологии, направленные на овладение  способами женского и мужского  поведения (сюжетно-ролевые игры, схемы-действия, игры-занятия с куклами, подвижные  игры, моделирование ситуаций «Я  и моя семья»);

3. технологии, способствующие развитию  морально-нравственных качеств, характерных  для мальчиков и девочек (символические  игры, совместная трудовая деятельность).

 

1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста значима в формировании позитивной половой идентичности. Этот вид игры не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «понарошку», «как будто», но в ходе игры происходит закрепление гендерных стереотипов, закладыване основ эмоционально положительного отношения к социальной роли мужчины женщины, папы и мамы в будущем.

Гендерное воспитание, осуществляемое через организацию и проведение сюжетно-ролевых игр, направлено на решение следующих воспитательно-образовательных задач [32, с. 55]:

- формировать в ребенке «внутренний  взгляд» на себя как на объект  познания и переживания; воспитывать  стойкий интерес и положительное  отношение к себе у дошкольников;

- закладывать основы для становления  способности осознавать свои  особенности, в том числе и  восприятие их другими, строить  собственное поведение с учетом  возможных реакций окружающих;

- поддерживать оптимистическое  отношение дошкольника к окружающему  миру, его физическое и психическое  здоровье, радость мировосприятия;

- воспитывать стойкий интерес  и позитивное отношение к родным, близким, желание в общении с  ними быть приятным партнером;

- развивать у ребенка представление  о себе и других людях как  лиц физических и социальных, имеющих определенные достоинства  и недостатки, типичные и индивидуальные  особенностями;

- создавать условия для практично-действенного  отношения ребенка к окружающему, стимулировать умение распорядиться  собой, самостоятельность, осуществлять  мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;

- развивать умение чувствовать  и распознавать состояние и  настроение окружающих людей, вырабатывать  линию поведения в соответствии  с ними, контролировать свои эмоции  и поведение;

- знакомить с основными функциями  семьи как психологической группы  и социального института, закладывать  основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;

- углублять знания детей о  делении людей на мужчин и  женщин, о идентификации понятий «мальчик», «девочка», содействовать обозначенной половой идентификации, учить правильно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов; формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов.

Осуществляя воспитательно-образовательный процесс посредством организации сюжетно-ролевых игр, гендерный подход реализуется через [35, с.14]:

1. непосредственно организацию  игровой деятельности, когда гендерный подход предполагает соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола;

2. особую организацию познавательной  деятельности, когда используются  для мальчиков преимущественно  зрительные стимулы, для девочек - слуховые; более подробным является  объяснение игровых заданий для  девочек и лишь указание принципа  их выполнения для мальчиков; акцентируется внимание на развитии  пространственных умений девочек, активизации их работы с конструкторами  в совместной деятельности с  мальчиками;

3. организацию в сюжете ролевой  игры совместной трудовой деятельности, в которой на начальных этапах  для выполнения относительно  несложных поручений, где надо  проявить мальчикам, например, физическую  силу. а девочкам – аккуратность и тщательность, создаются пары из мальчика и девочки. Постепенно пары переформатируются, дети учатся самостоятельно с учетом пола партнера распределять трудовые операции;

4. организацию для сюжетно-ролевых  игр предметно-развивающей среды, в которой предусмотрено равное  количество игр, пособий в зонах  мальчиков и девочек, свободный  выбор зон детьми, возможность  организации совместных игр.

 

1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры предполагает не «коллективную проработку знаний», а формирование умений, направленных на самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения в свободном взаимодействии со сверстниками. Ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры станет оптимальным педагогическим воздействием: воспитатель может принять на себя одну из ролей, поскольку дошкольники еще в полной мере не владеют умениями играть вместе, дополнять, а не дублировать друг друга. Важно обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

Успешность педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности обеспечивают следующие требования, предъявляемые к педагогу:

- понимание воспитателем  специфических задач игры;

- осознание педагогом  развивающих возможностей сюжетно-ролевой  игры в формировании у детей  представлений о социальных половых  ролях в обществе и закреплении  в поведении позитивных гендерных стереотипов;

- выбор позиции «играющего  тренера», а не «учителя», недопустимость  негативных оценок, подчёркивание  только позитивных моментов;

- ориентация мальчиков  и девочек на выбор роли  в соответствии со своим полом, акцентирование внимания на смысле  полоролевого поведения ребёнка;

- организация сюжетно-ролевой  игры в небольших разнополовых группах с постепенным увеличением числа детей;

- знание особенностей  сюжетно-ролевой игры у детей  разного возраста; разворачивание  игры так, чтобы ребята постепенно  усваивали новые, более сложные  способы взаимодействия со сверстниками  обоих полов, расширяли свои представления  о будущих социальных ролях.

Степень усвоения ребенком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры. Так, можно выделить следующие этапы развития игровой деятельности дошкольников [6]:

1. Этап условных  игровых действий, характерной особенностью которого выступает выбор одноперсонажного сюжета одной темы. Такая игра являет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (девочка или мальчик) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как  мама, утром умывает, одевает, кормит, гуляет).

2.Этап многоперсонажного сюжета, который предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей/ролей. В данном случае через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа/мама на работе») формируются стереотипы гендерного поведения .

3. Этап построения  и развёртывания многотемных сюжетов, когда в игре комбинируются разнообразные социальные отношения, что способствует закреплению у детей мужских и женских способов поведения.

Следует отметить, что формирование позитивного полоролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Так, дошкольники в возрасте 3-х-5-ти лет, заменяя сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой, переходят тем самым на принципиально новый уровень развития. При этом психологическая характеристика игры приобретает иной характер: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками и своего, и противоположного пола, в целом с окружающими людьми. Тем не менее без помощи взрослых детям пока не удается интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей особое внимание следует уделить подбору материала и оборудования  для игровой деятельности девочек и мальчиков, обратив внимание на следующее:

- игровой материал и  игровая атрибутика должны быть  яркие и привлекательные с  целью мотивации детей к отражению  в игре социально одобряемых  образов женского и мужского  поведения;

- материала для игр  должны быть достаточно;

- необходимо наличие атрибутики  и маркеров игрового пространства, особенно для игр – «путешествий», в которых, например, мальчикам, представляется возможность реализовать мужскую модель поведения.

Следует отметить, что воспитатели в своей деятельности при обращении к детям чаще ограничиваются словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Соответственно, одной из задач является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным, в том числе и в сюжетно-ролевой игре, где игровая роль непосредственно обусловлена полом.

Когда в игре, будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций. Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

    1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст характеризуется как важная, основополагающая страница в жизни каждого человека, поскольку в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с основными сферами существования: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям; закладывается фундамент здоровья. Также дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста