Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период;
выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;

Содержание работы

Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5
Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности……………………………….
1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9
1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11
1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15

Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19
2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25
2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38

Заключение ……………………………………………………………3 8- 40
Список литeрaтуры…

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра в гендерном развитии детей.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

5. Среди оригинальных методов и приемов организации игровой деятельности дошкольников, направленных на формирование межличностных отношений, формирование половой самоидентичности, выделяют сюжетно-ролевую игру как оптимальный и эффективный методический прием. Сюжетно-ролевая игра — это «школа общения», поскольку она предполагает выполнение определенных правил в процессе коммуникации, правил, которым необходимо подчиниться, подавив свои импульсивные желания.

6. Сюжетно-ролевая игра  выступает эффективным средством  совершенствования дифференциальный подхода в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

7. Педагогическими условиями успешного использования сюжетно-ролевых игр в процессе формирования гендерной идентичности дошкольников выступают следующие: гуманизация взаимоотношений между взрослыми и детьми во всех формах учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении, создание позитивного эмоционального климата взаимоотношений детей в коллективе, взаимодействие дошкольного учебного учреждения с родителями, повышение педагогической культуры родителей как активных участников гендерного воспитания.

8. Использование  сюжетно-ролевых игр в контексте  системы гендерного воспитания дошкольников позволяет эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в целостном педагогическом процессе, способствует успешному овладению социальными ролями, культурой взаимоотношений дошкольниками, направлено на формирование готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям со сверстниками своего и другого пола, со взрослыми, на развитие способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. : МПСИ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2000. – 416 с. – (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  2. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. – 212 с.
  3. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000. – 234 с.
  4. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / [Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова] – [2-е изд., доп. И перераб.] – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 384 с.
  5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.,2007.-198с.
  6. Анцупова Г. Л. Давай поиграем! : Организация и проведение игровых занятий с детьми. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – 192 с. – (Серия «Домашняя энциклопедия»).
  7. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.- 208 с.
  1. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 188 с.

  1. Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Проблемы гендерного образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях // Грани познания. - 2009. - № 3 (4). - С. 42-43.

  1. Большой толковый психологический словарь / [авт. текста А. Ребер]. – М. : Вече, АСТ, 2000. – 560 с. – Penguin: [перев. с англ.]
  2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 150 с.
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. – М.: Пед. общество России, 2003. – 240 с.
  4. Волков Б.С. Основные закономерности психического развития ребенка /Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М., 1994 - 77с.
  5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2005.- 512 с.
  6. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии.- 2006. - №6. - С.62-76.
  7. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16.
  8. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12 – С. 91-97.
  1. Двужилова Е.В. Воспитание дошкольников с учетом гендерных особенностей // Социосфера. - 2012. - № 4. - С. 64-65.

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009. – 208 с.

  1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-35.
  1. Зимина И.С. Воспитание и коррекция гендерной пассионарности у дошкольников // Педагогическое образование в России. - 2008. - № 1. - С. 67-72.

  1. Зотова И. В. Специфика общения детей дошкольного возраста / И. В. Зотова // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 74-77.
  1. Каменская Е.Н. Теоретические основы гендерного воспитания // Социосфера. - 2012. - № 2. - С. 52-54.

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 416с.
  1. Краснощекова Н.а. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников. – М.: Феникс. Серия «Школа развития». – 208 с.

  1. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 486с.
  2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1998. – 168 с.
  3. Нагель О. О гендарном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – №4. –  2008. – С. 12-17.
  1. Павленко Т.П., Фалахеева Т.Д. Гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста // Амурский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 153-159.

  1. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 2003. – 388с.
  1. Пушкарѐва Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике, М., 2002. Ч. 1. С. 18 – 21.

  1. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников // Грани познания. - 2012. - № 2 (16). - С. 54-57.

  1. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 245 с.

  1. Репринцева Г. От развивающей игровой среды – к гармоничным детско-родительским отношениям // Дошкольное воспитание. - №8. – 2009. – С. 23-27.
  1. Сергеева В.П. Факторы социализации в гендерном воспитании дошкольников // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 13-15.

  1. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
  2. Стрелкова Е.А. Игра – это серьезно! // Начальная школа: плюс – минус. 2001. № 4. – С. 23-29.
  3. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. – №6. – 2009. – С. 21-25.
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических вузов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей д/с. / Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. Режим доступа: http://psylib.myword.ru.
  1. Харчевникова А.Н.  Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста // Грани познания. - 2010. - № 2 (7). - С. 76-78.

  1. Шустова Л.П. Подготовка педагогов к гендерному образованию и  воспитанию детей // Современные проблемы науки и образования. – Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания". – 2009. - №2. – С. 98-100.

  1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978. – 325с.
  1. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет. – 2007. - № 2. – С. 2-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста