Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:03, курсовая работа
Описание работы
Цель работы ‒ на основе теоретического анализа научной литературы обосновать эффективность использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания дошкольников Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач: рассмотреть игровую деятельность как ведущую в дошкольный период; выявить психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в аспекте формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками;
Содержание работы
Ввeдeниe……………………………………………………………………1-5 Глава 1. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности………………………………. 1.1 Гендерное воспитание как психолого-педагогическая проблема: концепция, содержание, подходы……………………………………………..6-9 1.2. Возможности сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………9-11 1.3. Содержание и методы гендерного воспитания в сюжетно - ролевой игре……………………………………………………………………….…12-15
Глава 2. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте…………………………………………………… 2.1. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………16-19 2.2.Психолого-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры 19-25 2.3Формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры…………………………..……….25-38
Заключение ……………………………………………………………3 8- 40 Список литeрaтуры…
5. Среди оригинальных методов
и приемов организации игровой деятельности
дошкольников, направленных на формирование
межличностных отношений, формирование
половой самоидентичности, выделяют сюжетно-ролевую
игру как оптимальный и эффективный методический
прием. Сюжетно-ролевая игра — это «школа
общения», поскольку она предполагает
выполнение определенных правил в процессе
коммуникации, правил, которым необходимо
подчиниться, подавив свои импульсивные
желания.
6. Сюжетно-ролевая игра
выступает эффективным средством
совершенствования дифференциальный
подхода в воспитании девочек и мальчиков
с учетом их психофизиологических особенностей.
7. Педагогическими условиями
успешного использования сюжетно-ролевых
игр в процессе формирования гендерной
идентичности дошкольников выступают
следующие: гуманизация взаимоотношений
между взрослыми и детьми во всех формах
учебно-воспитательной работы в дошкольном
учреждении, создание позитивного эмоционального
климата взаимоотношений детей в коллективе,
взаимодействие дошкольного учебного
учреждения с родителями, повышение педагогической
культуры родителей как активных участников
гендерного воспитания.
8. Использование
сюжетно-ролевых игр в контексте
системы гендерного воспитания дошкольников
позволяет эффективно реализовать содержание
гендерного воспитания в целостном педагогическом
процессе, способствует успешному овладению
социальными ролями, культурой взаимоотношений
дошкольниками, направлено на формирование
готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям
со сверстниками своего и другого пола,
со взрослыми, на развитие способности
противостоять негативным явлениям гендерной
социализации.
Список литературы
Абраменкова В. В. Социальная психология
детства: развитие отношений ребенка в
детской субкультуре. – М. : МПСИ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2000. – 416 с. – (Серия «Библиотека школьного психолога»).
Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В.
Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. – 212 с.
Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте.
М., 2000. – 234 с.
Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / [Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова] – [2-е изд., доп. И перераб.] – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 384 с.
Анцупова Г. Л. Давай поиграем! : Организация и проведение игровых занятий с детьми. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – 192 с. – (Серия «Домашняя энциклопедия»).
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.- 208 с.
Баранникова Н.А. О мальчишках
и девчонках, а также их родителях. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 188 с.
Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Проблемы гендерного образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях // Грани познания. - 2009. - № 3 (4). - С. 42-43.
Большой толковый психологический словарь
/ [авт. текста А. Ребер]. – М. : Вече, АСТ,
2000. – 560 с. – Penguin: [перев. с англ.]
Бычкова С.С. Формирование умения общения
со сверстниками у старших дошкольников
/Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.
– М.: ТЦ Сфера, 2002. – 150 с.
Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология
общения в детском возрасте. – М.: Пед. общество России, 2003. – 240 с.
Волков Б.С. Основные закономерности
психического развития ребенка /Б.С.Волков,
Н.В.Волкова. – М., 1994 - 77с.
Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2005.- 512 с.
Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии.- 2006. - №6. - С.62-76.
Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16.
Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.
Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000.
– № 12 – С. 91-97.
Двужилова Е.В. Воспитание дошкольников с учетом гендерных особенностей // Социосфера. - 2012. - № 4. - С. 64-65.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009. – 208 с.
Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных
способностей / Л. Дубина // Дошкольное
воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-35.
Зимина И.С. Воспитание и коррекция гендерной пассионарности у дошкольников // Педагогическое образование в России. - 2008. - № 1. - С. 67-72.
Зотова И.
В. Специфика общения детей дошкольного
возраста / И. В. Зотова // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 74-77.
Каменская Е.Н. Теоретические
основы гендерного воспитания // Социосфера. - 2012. - № 2. - С. 52-54.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник
для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.А. Козлова, Т.А.
Куликова.-6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 416с.
Краснощекова Н.а. Новые сюжетно-ролевые
игры для младших дошкольников. – М.: Феникс.
Серия «Школа развития». – 208 с.
Леонтьев А. А. Психология общения / А.
А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 486с.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1998. – 168 с.
Нагель О. О гендарном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – №4. – 2008. – С. 12-17.
Павленко Т.П., Фалахеева Т.Д. Гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста // Амурский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 153-159.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 2003. – 388с.
Пушкарѐва Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике, М., 2002. Ч. 1. С. 18 – 21.
Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников // Грани познания. - 2012. - № 2 (16). - С. 54-57.
Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 245 с.
Репринцева Г. От развивающей игровой среды – к гармоничным детско-родительским отношениям // Дошкольное воспитание. - №8. – 2009. – С. 23-27.
Сергеева В.П. Факторы социализации
в гендерном воспитании дошкольников // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 13-15.
Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
Стрелкова Е.А. Игра – это серьезно! //
Начальная школа: плюс – минус. 2001. № 4.
– С. 23-29.
Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. – №6. – 2009. – С. 21-25.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических вузов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей д/с. / Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. Режим доступа: http://psylib.myword.ru.
Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста // Грани познания. - 2010. - № 2 (7). - С. 76-78.
Шустова Л.П. Подготовка педагогов
к гендерному образованию и воспитанию детей // Современные проблемы науки и образования. – Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания". – 2009. - №2. – С. 98-100.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978. – 325с.
Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет. – 2007. - № 2. – С. 2-11.