Социализация дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в нашей стране в настоящее время - переход к свободному предпринимательству, конкуренции в условиях неокрепшей демократии - усилил социальную напряжённость, конфликты, неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей. Вместе с тем специалисты дошкольной педагогики признают, что дошкольное детство – важный отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

     Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития.

     В этом возрасте ребёнок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознаёт доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменение настроения, эмоциональное состояние близких, сверстников, проявляет сочувствие, внимание.

     Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Путём организации образовательной работы взрослый может оказать влияние на её формирование. Ребёнок уже в состоянии освоить роль, включающую до десяти игровых действий, отделять от себя роли. Игровые действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла,  поэтому насыщенные роли игровыми действиями позволяет одновременно обогатить смысл детских игр.

     Дети 4-5 лет могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета. У них появляется возможность установления ролевых взаимодействий с другими участниками игры. В этом возрасте дети обычно выбирают относительно простые роли (например, водителя и пассажира, доктора и больного).

     В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок.  Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

Оценивая моральное поведение ребёнка этого возраста, нужно иметь в виду, что  в этом возрасте ребёнок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознаёт доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменение настроения, эмоциональное состояние близких, сверстников, проявляет сочувствие, внимание [16, 75]. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослых, что и является причиной повышенной обидчивости на их замечания. Для дошкольника чрезвычайно важна похвала взрослого, поэтому оценка его поведения должна быть позитивной. Педагог должен обязательно указать на те действия, за которые ребёнок получает положительную оценку. Если же воспитателю приходится всё-таки указывать на недостатки в повелении ребёнка, то обязательно нужно подчеркнуть, что в целом он хорошо относится к малышу и хочет помочь ему справиться с трудностями.

     Этот возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнёры по играм, лидеры, могут конкурентные и соревновательные мотивы. Всё это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе.     

    Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым ребёнок идентифицирует себя [7, 47].

     К шести годам продолжают развиваться психические процессы ребёнка; очень важным моментом становится общение со сверстниками. Своеобразие социальной ситуации состоит в том, что происходит расширение круга общения дошкольника, возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнёров по игровой деятельности. Дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающим современное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, создавать предметно – игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. В игровом взаимодействии выделяются две группы отношений – реальные и игровые. В этом возрасте сознание ребёнка становится весьма развитым, и он способен одновременно удерживать как отношения, предписанные ролью, так и отношения, возникающие по ходу игры, соответствующие реальным взаимодействиям детей. Когда ребёнок выполняет ролевое действие, меняется даже его речь. Воспитатель должен обращать внимание на то, насколько речь ребёнка соответствует принятой роли – по содержанию и интонации.

     В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности, обусловленное становлением структуры детского сознания. У дошкольника развивается соподчинение мотивов, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, появляется произвольность в поведении. Развитие личности ребёнка этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признаётся окружающими детьми и взрослыми. Для того, чтобы развитие творческого начала происходило успешно, нужно не только предлагать детям задания творческого характера, но и обеспечивать социальное признание результатов их деятельности. При этом важно, чтобы взрослый подавлял детскую инициативу, а обеспечивал техническую сторону выполнения задания, помогал с поиском материала и серьёзно относился к занятиям ребёнка. Полезно организовать различные виды совместной деятельности детей, например, изготовление альбома истории семьи, создание плана города, улицы, где живёт ребёнок, изготовление кормушек для птиц.

     Одно из направлений личностного развития связано с формированием системы мотивов. Среди мотивов выделяются познавательный, игровой и соревновательный. Познавательный мотив проявляется в том, что ребёнок задаёт большое количество вопросов и стремится получить на них ответы. Игровой мотив определяет желание ребёнка выполнять заданную сюжетом роль. При этом для дошкольника оказывается важна та роль, которую он будет выполнять в игровой деятельности. Соревновательный мотив довольно часто может выражаться в стремлении к доминированию, то есть в желании ребёнка быть лучше, чем другие дети.

     Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретают нравственные мотивы. К ним относятся стремление детей помочь другим людям, сделать что-то хорошее, приятное, полезное. Для старших дошкольников на первый план выступает мотив помощи другим детям: они готовы достаточно долго заниматься неинтересной деятельностью, например, сортировать кубики.

     В этом возрасте у детей наблюдается соподчинение мотивов, то есть они больше не являются рядоположенными, а образуют определённую иерархию – одни мотивы оказываются более важными – другие менее важными. Так, например, как старший дошкольник может заниматься неинтересной деятельностью, если считает её более важной в сравнении с игрой или рисованием.

     Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы; одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения в последний год пребывания в детском саду – всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учётом возрастных и психических особенностей.

     Наряду с наглядно – образным мышлением у дошкольников семи лет интенсивно развиваются словесно – логическое мышление, познавательные интересы, самостоятельность; укрепляется произвольность поведения и действий, формируется более высокий уровень сознания своих возможностей. Это требует усложнения всех видов деятельности детей и находит отражение в содержании работы с дошкольниками, в подготовке их к школе, которая осуществляется во всех направлениях деятельности.

     Дети седьмого года жизни характеризуются становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется воля, самосознание [9, 19].

     В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Позиция школьника характеризуется умением удерживать поставленную цель и действовать в соответствии со сформулированными педагогом правилами. Поэтому для успешного протекания учебной деятельности уже в дошкольном возрасте должна быть достигнута высокая степень произвольности поведения, что предполагает умение слушать обращение взрослого, выделять его из ситуации и подавлять в себе ситуативное поведение. В ситуации общения с учителем ребёнок должен уметь отложить любимую игрушку и быть готовым заниматься важным, но, может быть, не очень интересным делом.

    Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение

правил, вытекающее из взятой на себя роли.  Дети 6—7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.  
Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не  
подают".

     На седьмом году жизни продолжается личностное развитие дошкольника. Происходит развитие самосознания ребёнка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей (например, как его оценивают родители в той или иной ситуации).

    К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

    Таким образом, давая общую характеристику ребёнку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребёнка как существа социального.

 

§2. Игра как средство социализации дошкольников.

     Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Ребёнок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество детей, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт [6, 3].

    Вхождение в социальный мир происходит непосредственно через взаимодействие ребёнка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация». Однако функция социализации не исчерпывается лишь возможностью взаимодействия человека и общества. Она также обеспечивает сохранение общества, так как социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов и ценностей.

      Социализация – это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [21, 43].


 

 

 

 

 

    Социализация распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решение определённых задач: формирование                             адекватной самооценки, умения находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, снижение у детей агрессии и неуверенности в себе, без проработки которых последующий этап может не наступить.

     Адаптация – приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды.

     Социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [21, 82].

     Интеграция – объединение в целое каких-либо частей.

     Интеграция дошкольника – это совокупность эмоциональной сферы, характера восприятия, адекватного реагирования, собственной деятельности ребёнка.

      Персонализация – процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский) [21, 50].

     Результат  социализации - социализированность.

    Социализированность в наиболее общем виде понимается как "сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом", с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств. Основные критерии социализированности включают: содержание сформированных установок, ценностей; адаптированность личности, её норматическое поведение; социальная идентичность. Социализированность выступает как достижение на каждом возрастном этапе определённого баланса приспособления и обособления в социуме. В дошкольном возрасте успешная социализированность определяется сформированностью умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, умением находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, а также наличием адекватной самооценки.

    Успешному формированию навыков  социализации, в настоящее время, способствуют  разные средства социализации дошкольников, упражнение, рассказ, беседа, различные варианты наблюдения за детьми, изобразительная деятельность и конструирование, но предпочтение отдаётся средствам игровой деятельности, потому что игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

     Игра – это ведущий вид деятельности  дошкольников, в ней они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [12, 257]. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя.

    Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.

Информация о работе Социализация дошкольников средствами игровой деятельности