Социализация дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в нашей стране в настоящее время - переход к свободному предпринимательству, конкуренции в условиях неокрепшей демократии - усилил социальную напряжённость, конфликты, неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей. Вместе с тем специалисты дошкольной педагогики признают, что дошкольное детство – важный отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                        

 

 

                                                                                                      Диаграмма 3.

         4. Результаты теста показали, что  5 (36%) детей из 16 испытывают тревогу, напряжение, неуверенность в себе, у этих детей заниженная самооценка, 3 (14%) детей испытывают агрессию, 8 (50%) ребёнка имеют адекватную самооценку, не испытывают неуверенности в себе

(диаграмма 4).

                                                                                                          Диаграмма 4.

 

                                                                                                   

      Результаты, полученные при проведении контрольного эксперимента, мы сравнили с данными,  констатирующего эксперимента. Эти результаты приведены нами в гистограммах 1, 2, 3, 4.

    

 

 

 

 

     1. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по определению самооценки дошкольников.

                                                                                                       Гистограмма 1

 

    Как мы видим, качественно изменились результаты по определению самооценки дошкольников. Констатирующий эксперимент показал, что у 30% детей заниженная самооценка, а результаты контрольного эксперимента показали, что их количество уменьшилось до 10% , 50% детей имели адекватную самооценку, но после работы воспитателя их количество стало 70%, неизменным осталось количество детей с завышенной самооценкой

              2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по методике Рене Жиля.

                                                                                                     Гистограмма 2.

 Анализ результатов контрольного эксперимента по методике Рене Жиля показал что уменьшилось количество детей имеющих трудности в общении со сверстниками с 30% до 15%. У 20% всё ещё  есть трудности в выборе друзей.  Уменьшилось количество детей не умеющих решать конфликты с 50% до 30% . 

        Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по тесту Розенцвейга.    

                                                                                                     Гистограмма 3.

 

          Контрольный анализ по тесту Розенцвейга показал, что увеличилось число детей, у которых нет конфликтов в общении с 10% до 30%.  Вместе с тем уменьшилось количество детей, у которых ярко выражена защита своего «Я», сложность в разрешении конфликтов с 60% до 40% и  30% детей уверены, что сами способны разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.

 

 

 

 

 

 

        

 

     Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по тесту «Несуществующее животное».

                                                                                                            Гистограмма 4                                                           

     Контрольный анализ рисуночного теста «Несуществующее животное» показали, что уменьшилось количество детей, испытывающих тревогу, напряжение, неуверенность в себе, с 50% до 36%. Заметно уменьшилось количество детей испытывающих агрессию, и увеличилось количество детей имеющих адекватную самооценку с 14% до 50%.

     В целом результаты повторной диагностики, проведенной на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать вывод о том, что в контрольной группе видна положительная динамика социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности, что подтверждает нашу гипотезу исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВЫВОДЫ

     Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проведенная нами на базе АНО СОШ «Развитие» г. Самары, позволила убедиться, что методики, выбранные нами для исследования уровня социализации, методика «Лесенка» (Щур, Якобсон), Методика Рене Жиля, тест Розенцвейга, тест «Несуществующее животное», оказались достаточно надёжными и удобными для практического использования.

     Диагностика, проведённая на констатирующем этапе исследования, показала, что необходима системная работа по социализации дошкольников, по устранению агрессии у детей, умению находить выходы из конфликтных ситуаций и по устранению трудностей в общении детей со сверстниками.

     Деятельность социального педагога, направленная на социализацию дошкольников средствами игровой деятельности, должна осуществляться в системе, предлагающей диагностику детей с целью изучения уровня социализации дошкольников, подбор игр, направленных на повышение уровня социализации дошкольников., а именно: для детей 3-4 лет игры, способствующие формированию навыков выполнения действий с игрушками, умению играть в совместные игры, формированию адекватной самооценки: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 4-5 лет, игры, способствующие формированию умения разрешать возникающие конфликтные ситуации: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 6-7 лет, игры, способствующие формированию логического мышления, снижению агрессии, неуверенности в себе, умению преодолевать трудности в общении со сверстниками: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры и игры смешанного типа.

     В результате апробации разработанной программы социально-педагогической деятельности по социализации дошкольников средствами игровой деятельности, выявлены позитивные изменения в социализации детей экспериментальной группы: возросло число детей с адекватной самооценкой, снизился уровень агрессии детей, увеличилось число детей, способных разрешать возникающие конфликтные ситуации.

    Таким образом, сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о положительной динамике социализации дошкольников  и подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы исследования, а также эффективность разработанной модели и программы социально-педагогической деятельности, направленной на социализацию дошкольников  средствами игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Проблема социализации дошкольников - весьма актуальна. В условиях современной кризисной ситуации возникла необходимость в воспитании детей, способных преодолевать трудности жизни, подавлять агрессию, разрешать конфликтные ситуации.

     Взрослый является посредником между ребёнком и обществом, который помогает ему найти своё место в жизни и работу необходимо начинать с дошкольного возраста,  потому, что  именно в этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

    В результате нашего исследования были уточнены  основанные понятия: социализация, социализированность.

     Социализация – это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Значимой категорией социализации является социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как "сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом", с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств.  Основные критерии социализированности включают: содержание сформированных установок, ценностей; адаптированность личности, её норматическое поведение; социальная идентичность. Социализированность выступает как достижение на каждом возрастном этапе определённого баланса приспособления и обособления в социуме. В дошкольном возрасте успешная социализированность определяется сформированностью умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, умением находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций,  а также наличием адекватной самооценки.

     Наиболее значимым для решения задач социализации является дошкольный возраст.                                                            

    Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно. Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его первые морально-этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребёнка и его социального и личностного развития.

    Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет – характеризуется тем, что ведущей деятельностью детей является игра, что имеет большое значение для формирования личности ребёнка.

     Игра – это ведущий вид деятельности  дошкольников, в ней они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя.

    Дидактическая игра – это игра обучающая. Такие игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.

    Сюжетно - ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

     Режиссёрская  игра – это разновидность творческой  игры. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация.

     Театрализованная  игра – представляет собой  разыгрывание в лицах литературных  произведений театрализованное  представление по сказкам.  Именно  через роль в театрализованной  игре ребёнок усваивает нормы повеления, принятые в мире взрослых.

     В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

     В возрасте трёх лет дети познают мир через манипуляцию с игрушками, для этого возраста рекомендованы дидактические игры, которые одновременно являются и формой обучения.  К четырём – пяти годам ребёнок начинает познавать систему человеческих отношений, поэтому для детей этого возраста характерны сюжетно – ролевые игры, которые учат ребёнка проникаться мыслями  и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. Детей шести - семи лет интересуют отношения со сверстниками, в которых нередко случаются конфликты. Для детей этого возраста характерны игры, которые способствуют  развитию умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, на снижение агрессии и неуверенности в себе это игры смешанного типа.

    Нами установлено, что игровая деятельность, адекватная возрасту, наилучшее средство социализации дошкольников. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он  уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание. В игре дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра  обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра даёт ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ освоения культуры общества, в котором живёт ребёнок.

     В результате проведённого педагогического эксперимента, отобраны игровые средства, способствующие успешной социализации: для детей 3-4 лет игры, способствующие формированию навыков выполнения действий с игрушками, умению играть в совместные игры, формированию адекватной самооценки: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 4-5 лет, игры, способствующие формированию умения разрешать возникающие конфликтные ситуации: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 6-7 лет, игры, способствующие формированию логического мышления, снижению агрессии, неуверенности в себе, умению преодолевать трудности в общении со сверстниками: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры и игры смешанного типа.

    Вместе с тем не все задачи, поставленные нами, удалось решить в равной мере глубоко и основательно. В дальнейшей разработке нуждаются вопросы  подготовки педагогов ДОУ к работе по социализации дошкольников средствами игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Список использованных источников.

  1. Ананьев Б. Г. Социальные ситуации развития личности и её статус. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых. / Лопатина А. А., Скребцова М. В. – М:, Амрита – Русь, 2005. – 160с.
  3. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
  4. Василькова Ю. А., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  6. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение,  1982. – 80 с.
  7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1983.
  8. Воспитание детей в младшей группе  детского сада Пособие   для   воспитателя дет. сада /В. В.   Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. — М.: Просвещение, 1984. – 230с.
  9. Воспитание детей в средней группе  детского сада Пособие   для   воспитателя дет. сада /В. В.   Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. — М.: Просвещение, 1984. – 230с.
  10. Воспитание детей в старшей группе  детского сада. Пособие   для   воспитателя дет. сада /В. В.   Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. — М.: Просвещение, 1984. – 230с.
  11. Воспитание детей в подготовительной группе  детского сада Пособие   для   воспитателя      дет. сада /В. В.   Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. — М.: Просвещение, 1984. – 230с
  12. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - С.432-433.
  13. Газман О. С. Неклассическое воспитание. – М., 2002.
  14. Галагузова М.А., Штинова Г.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008. 
  15. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. / Сост. Т. Г. Тристапшон. – Х.: Изд. Группа «Основа», 2007. – 128 с.
  16. Зеньковский В. В. Психология детства – Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 – 352 с.
  17. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др.;Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 286с.
  18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -416с.
  19. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
  20. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 198с.
  21. Кряжева Н. Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У 0 Фактория, 2006. – 192с.
  22. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 1999.
  23. Лункина Е. Н. Растим малыша 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
  24. М. Стожарова. Психологическое здоровье старших дошкольников //  Журнал Дошкольное воспитание. – 2005. - №5 – С. 19
  25. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1957. - т.IV. - С. 376.
  26. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 269с.
  27. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с.
  28. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.- 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 176с.
  29. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Педагогическое общество России,1997.
  30. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время».- М.: 1991.
  31. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Педагогическое общество России,1999.
  32. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2002.
  33. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.
  34. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова – 3-е изд. – М.: Амрита – Русь, 2005. – 288с.
  35. Немов Р.С. Психология. 2-е изд. – М., 1995.
  36. О. В. Солнцева. Играем в сюжетные игры. //  Журнал Дошкольное воспитание. – 2005. - №4 – С. 33
  37. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.
  38. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003. – 282с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1999.
  40. Савельева Н.А. Настольная книга педагога – психолога детского образовательного учреждения – Ростов н./Д.: Феникс, - 2004. – 576с.
  41. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. – М.:
  42. Степанова О. А. Игровая школа мышления: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
  43. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1947. - Т. 56.
  44. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961. - С.140.
  45. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В. Б. Шапарь. – Ростов н./Д.: Феникс, 2006 432с.
  46. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416с.
  47. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
  48. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М.: 1949.
  49. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. //     Дошкольное воспитание. 1976.
  50. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. - М.: 1966.
  51. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

Информация о работе Социализация дошкольников средствами игровой деятельности