Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 23:45, курсовая работа
Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в нашей стране в настоящее время - переход к свободному предпринимательству, конкуренции в условиях неокрепшей демократии - усилил социальную напряжённость, конфликты, неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей. Вместе с тем специалисты дошкольной педагогики признают, что дошкольное детство – важный отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
4. Результаты теста показали, что 5 (36%) детей из 16 испытывают тревогу, напряжение, неуверенность в себе, у этих детей заниженная самооценка, 3 (14%) детей испытывают агрессию, 8 (50%) ребёнка имеют адекватную самооценку, не испытывают неуверенности в себе
(диаграмма 4).
Результаты, полученные при проведении контрольного эксперимента, мы сравнили с данными, констатирующего эксперимента. Эти результаты приведены нами в гистограммах 1, 2, 3, 4.
1. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по определению самооценки дошкольников.
Как мы видим, качественно изменились результаты по определению самооценки дошкольников. Констатирующий эксперимент показал, что у 30% детей заниженная самооценка, а результаты контрольного эксперимента показали, что их количество уменьшилось до 10% , 50% детей имели адекватную самооценку, но после работы воспитателя их количество стало 70%, неизменным осталось количество детей с завышенной самооценкой
2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по методике Рене Жиля.
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике Рене Жиля показал что уменьшилось количество детей имеющих трудности в общении со сверстниками с 30% до 15%. У 20% всё ещё есть трудности в выборе друзей. Уменьшилось количество детей не умеющих решать конфликты с 50% до 30% .
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по тесту Розенцвейга.
Контрольный анализ по тесту Розенцвейга показал, что увеличилось число детей, у которых нет конфликтов в общении с 10% до 30%. Вместе с тем уменьшилось количество детей, у которых ярко выражена защита своего «Я», сложность в разрешении конфликтов с 60% до 40% и 30% детей уверены, что сами способны разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов по тесту «Несуществующее животное».
Контрольный анализ рисуночного теста «Несуществующее животное» показали, что уменьшилось количество детей, испытывающих тревогу, напряжение, неуверенность в себе, с 50% до 36%. Заметно уменьшилось количество детей испытывающих агрессию, и увеличилось количество детей имеющих адекватную самооценку с 14% до 50%.
В целом результаты повторной диагностики, проведенной на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать вывод о том, что в контрольной группе видна положительная динамика социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности, что подтверждает нашу гипотезу исследовании.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проведенная нами на базе АНО СОШ «Развитие» г. Самары, позволила убедиться, что методики, выбранные нами для исследования уровня социализации, методика «Лесенка» (Щур, Якобсон), Методика Рене Жиля, тест Розенцвейга, тест «Несуществующее животное», оказались достаточно надёжными и удобными для практического использования.
Диагностика, проведённая на констатирующем этапе исследования, показала, что необходима системная работа по социализации дошкольников, по устранению агрессии у детей, умению находить выходы из конфликтных ситуаций и по устранению трудностей в общении детей со сверстниками.
Деятельность социального педагога, направленная на социализацию дошкольников средствами игровой деятельности, должна осуществляться в системе, предлагающей диагностику детей с целью изучения уровня социализации дошкольников, подбор игр, направленных на повышение уровня социализации дошкольников., а именно: для детей 3-4 лет игры, способствующие формированию навыков выполнения действий с игрушками, умению играть в совместные игры, формированию адекватной самооценки: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 4-5 лет, игры, способствующие формированию умения разрешать возникающие конфликтные ситуации: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 6-7 лет, игры, способствующие формированию логического мышления, снижению агрессии, неуверенности в себе, умению преодолевать трудности в общении со сверстниками: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры и игры смешанного типа.
В результате апробации разработанной программы социально-педагогической деятельности по социализации дошкольников средствами игровой деятельности, выявлены позитивные изменения в социализации детей экспериментальной группы: возросло число детей с адекватной самооценкой, снизился уровень агрессии детей, увеличилось число детей, способных разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Таким образом, сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о положительной динамике социализации дошкольников и подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы исследования, а также эффективность разработанной модели и программы социально-педагогической деятельности, направленной на социализацию дошкольников средствами игровой деятельности.
Проблема социализации дошкольников - весьма актуальна. В условиях современной кризисной ситуации возникла необходимость в воспитании детей, способных преодолевать трудности жизни, подавлять агрессию, разрешать конфликтные ситуации.
Взрослый является посредником между ребёнком и обществом, который помогает ему найти своё место в жизни и работу необходимо начинать с дошкольного возраста, потому, что именно в этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.
В результате нашего исследования были уточнены основанные понятия: социализация, социализированность.
Социализация – это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Значимой категорией социализации является социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как "сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом", с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств. Основные критерии социализированности включают: содержание сформированных установок, ценностей; адаптированность личности, её норматическое поведение; социальная идентичность. Социализированность выступает как достижение на каждом возрастном этапе определённого баланса приспособления и обособления в социуме. В дошкольном возрасте успешная социализированность определяется сформированностью умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, умением находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, а также наличием адекватной самооценки.
Наиболее
значимым для решения задач социализации
является дошкольный возраст.
Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно. Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его первые морально-этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребёнка и его социального и личностного развития.
Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет – характеризуется тем, что ведущей деятельностью детей является игра, что имеет большое значение для формирования личности ребёнка.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, в ней они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя.
Дидактическая игра – это игра обучающая. Такие игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Сюжетно - ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Режиссёрская
игра – это разновидность
Театрализованная
игра – представляет собой
разыгрывание в лицах
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.
В возрасте трёх лет дети познают мир через манипуляцию с игрушками, для этого возраста рекомендованы дидактические игры, которые одновременно являются и формой обучения. К четырём – пяти годам ребёнок начинает познавать систему человеческих отношений, поэтому для детей этого возраста характерны сюжетно – ролевые игры, которые учат ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. Детей шести - семи лет интересуют отношения со сверстниками, в которых нередко случаются конфликты. Для детей этого возраста характерны игры, которые способствуют развитию умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, на снижение агрессии и неуверенности в себе это игры смешанного типа.
Нами установлено, что игровая деятельность, адекватная возрасту, наилучшее средство социализации дошкольников. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание. В игре дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра даёт ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ освоения культуры общества, в котором живёт ребёнок.
В результате проведённого педагогического эксперимента, отобраны игровые средства, способствующие успешной социализации: для детей 3-4 лет игры, способствующие формированию навыков выполнения действий с игрушками, умению играть в совместные игры, формированию адекватной самооценки: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 4-5 лет, игры, способствующие формированию умения разрешать возникающие конфликтные ситуации: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры; для детей 6-7 лет, игры, способствующие формированию логического мышления, снижению агрессии, неуверенности в себе, умению преодолевать трудности в общении со сверстниками: дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры и игры смешанного типа.
Вместе с тем не все задачи, поставленные нами, удалось решить в равной мере глубоко и основательно. В дальнейшей разработке нуждаются вопросы подготовки педагогов ДОУ к работе по социализации дошкольников средствами игровой деятельности.
Список использованных источников.
Информация о работе Социализация дошкольников средствами игровой деятельности