Социализация дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в нашей стране в настоящее время - переход к свободному предпринимательству, конкуренции в условиях неокрепшей демократии - усилил социальную напряжённость, конфликты, неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей. Вместе с тем специалисты дошкольной педагогики признают, что дошкольное детство – важный отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)



 

11

Ева

5 лет

Рисование

Высокая

Лидер

12

Даша

5 лет

Подвижные игры

Средняя

Лидер



13

Богдан

6 лет

Режиссёрские игры,

конструирование

Средняя

Предпочитаемый

14

Ваня

6 лет

Режиссёрские игры, машины

Высокая

Предпочитаемый

15

Диана

6 лет

Пение, танцы

Средняя

Лидер

16

Света

6 лет

Сюжетно ролевые игры

Средняя

Предпочитаемая

17

Андрей

7 лет

Сюжетно ролевые игры

Средняя

Лидер

18

Марина

7 лет

Головоломки, интеллектуальные игры

Высокая

Лидер

19

Амир

7 лет

Режиссёрские игры,

конструирование

Средняя

Предпочитаемый

20

Яна

7 лет

Рисование

Высокая

Лидер



 

    Как видим из таблицы, возраст детей от 3 до 7 лет. Все дети посещают один детский сад, но разные группы. Увлечения детей очень разнообразны,: у детей 3-4 лет – это куклы, режиссёрские игры, машины  сюжетно-ролевые игры, танцы; у детей 4-5 лет – это рисование, сюжетно-ролевые игры, физкультура, режиссёрские игры, машины, конструирование; у детей 6-7 лет – это головоломки, режиссёрские игры, конструирование, рисование, сюжетно-ролевые игры. Как мы видим, предпочтение отдаётся рисованию, режиссёрским играм, сюжетно-ролевым играм. Положение в группе так же разнообразно, что позволяет избегать частых конфликтов, одни дети лидеры, другие предпочитаемые и могут подчиняться лидерам.

     В работе использовались следующие методы и методики исследования: методика «Лесенка» (Щур, Якобсон), Методика Рене Жиля, тест Розенцвейга, тест «Несуществующее животное», которые позволили выявить следующие показатели: : уровень адаптации детей к окружающему миру,  уровень социальной приспособленности ребёнка, уровень самооценки дошкольника, а также  насколько развито, у детей умение преодолевать трудности в общении со сверстниками и умение находить выход из конфликтных ситуаций.

    1. Методика «Лесенка» (Щур, Якобсон) направлена на определение самооценки ребёнка.

   На этой лесенке можно расположить детей, в зависимости от того какие они хорошие или плохие. Чем выше – тем лучше дети, чем ниже – тем хуже. Значит на 7 ступеньке – стоят самые хорошие дети, на 6 – тоже хорошие, на 5 – скорее хорошие, чем плохие. На 1 ступеньке – стоят самые плохие дети, на 2 ступеньке – плохие, на 3  ступеньке – скорее плохие, чем хорошие.

- Представь, что  этот человек ты, на какую ступеньку  ты себя поставишь?

- Теперь поставь  себя туда, куда тебя поставила  бы мама.

- А теперь  поставь себя туда, куда тебя  поставила бы воспитательница.

                                                                                                Диаграмма 1.

 

     У 10 человек (50%) самооценка адекватная, у 4 человек (20%) завышенная и у 6 человек (30%) самооценка заниженная (диаграмма 1).

     2. Для исследования сферы межличностных отношении ребёнка мы использовали методику Рене Жиля. Эта методика позволяет определить того, с кем ребёнок стремиться общаться, как он относится к своим сверстникам.   

     Эта методика поможет начать осуществлять реальную помощь ребёнку с трудностями в общении [16, 15]. Воспитатель или родители вместе с ребёнком обсуждают предлагаемые ситуации, помогают найти выход из затруднений.

     Картинки и ситуации.

    1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты?
    2. На этой картинке покажи, где сидишь ты?
    3. А теперь размести за столом свою семью.
    4. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать. Ты можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?
    5. Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
    6. Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты?
    7. Размести на этом рисунке себя и ещё нескольких человек. Скажи мне, что это за люди?
    8. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
    9. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?
    10. С кем ты больше всего любишь играть?
    11. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло?
    12. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнёшь бить?
    13. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешься, закричишь, уйдёшь, несмотря на запрет или что-то другое?
    14. Вечером вы всей семьёй находишься дома. Расскажи, кто из вас чем занимается?

Интерпретация результатов

1-5 ситуации  связаны с диагностикой семьи. Психологи считают, что те члены семьи, рядом с которыми ребёнок себя располагает, душевно ближе всего ему. Тот, кого ребёнок располагает напротив себя, наименее приемлем в семье.

6-7 ситуации  помогают выяснить, отношения с  какими людьми ребёнок предпочитает  поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым.

8-10 ситуации  определяют отношения ребёнка  с другими детьми.

11-12 ситуации  определяют стиль поведения ребёнка в конфликтных положениях и его умение решать их.

13-14 ситуации  определяют особенности реакций  и его поведение при общении  с матерью и отцом.

    Анализ ответов показал, что  только у 1 ребёнка (10%) из 10 детей нет конфликтов в общении, у 6 (60%) детей  ярко выражена защита своего «Я», сложность в разрешении конфликтов и 3 (30%) детей уверены, что сами способны разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.                                                                     

                                                                                               Диаграмма 2.

     Таким образом, все вышесказанное, свидетельствует о том, что необходима работа с детьми, имеющими трудности в общении со сверстниками и детьми, не умеющими заводить друзей и находить выход из конфликтных ситуаций.

    3. Для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или общению, а также удовлетворению потребностей личности, состояния напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворением потребностей мы использовали тест Розенцвейга. С помощью этого теста можно исследовать такие реакции, как агрессия, фантазия, апатия, застенчивость, замкнутость Тест содержит 24 картинки с изображением различных ситуаций, в 16-ти из них создаётся препятствие, в 8-ми остальных человека обвиняют в чём-то [16,15].

«Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определённых ситуациях. Человек слева что-то говорит, и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что ему может ответить другой человек. Будь серьёзен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай быстрее».

     Каждый из полученных ответов оценивается в соответствии с теорией Розенцвейга по двум теориям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

     По  направлению реакции выделяют:

    Реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчёркиваются характеристики ситуации, иногда разрешение ситуации требуют от другого лица

    Реакция направлена на самого себя, с принятием вины или ответственности за  исправление возникшей ситуации, ситуация подлежит осуждению. Испытуемый принимает её как благоприятную для себя.

    Фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинения окружающих или самого себя отсутствует.

     Типы реакций

    В ответе выделяется препятствие. Препятствия акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

    В ответе делается акцент на самозащиту. Ответ в форме порицания кого-либо, отрицания собственной вины, уклонение от упрёка, направленные на защиту своего «Я», ответственность никому не приписывается.

    В ответе отмечается удовлетворение потребности. Постоянная потребность найти конструктивное разрешение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других людей, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности, что время и ход событий приведут к её разрешению.

     Анализ  ответов показал, что  только у 1 ребёнка (10%) из 10 детей нет конфликтов в общении, у 6 (60%) детей  ярко выражена защита своего «Я», сложность в разрешении конфликтов и 3 (30%) детей уверены, что сами способны разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.

                                                                                                         Диаграмма 3.

     Вышесказанное свидетельствует о том, что необходима работа с детьми которым трудно находить выход из проблемных ситуаций, которые не умеют разрешать конфликтные ситуации конструктивно.

   4.  Для определения уровня тревожности детей, состояния внутреннего

мира используют тест «Несуществующее животное» [17, 140].

   

     Инструкция.

     Придумайте и нарисуйте несуществующее животное.

Тест проводился с детьми 5-7 лет. Анализ рисунков показал, что  8 (50%) детей из 16 испытывают тревогу, напряжение, неуверенность в себе, у этих детей заниженная самооценка, 6 (36%) детей испытывают агрессию, 2 (14%) ребёнка имеют адекватную самооценку, не испытывают неуверенности в себе.

                                                                                                         Диаграмма 4.

 

 

     Диагностическое исследование показало, что необходима работа с детьми, имеющими заниженную самооценку и испытывающими неуверенность в себе и агрессию.

    Интерпретация ответов.

  1. Положение рисунка. В верхней части листа – высокая самооценка, ближе к нижнему краю – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность нерешительность, незаинтересованность в своём положении в социуме, в признании.
  2. Голова. Повёрнутая вправо голова – устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Голова повёрнута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.
  3. Уши, рот, глаза. Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная. Рот округленный и зачерченный – боязливость и тревожность.
  4. Дополнительные детали. Рога, когти, иглы – защита, агрессия.
  5. Хвост. Означает отношение к себе, если хвост направлен вверх – положительное отношение к себе, своим действиям, вниз – отрицательное отношение.
  6. Контуры фигуры. Острые углы –  агрессивная защита от окружающих, затемнение – страх, тревога, щиты, удвоенные линии – опасение и подозрительность.

   Входная  диагностика показала, что необходима системная работа педагогов по социализации дошкольников, по устранению агрессии у детей, умению находить выходы из конфликтных ситуаций и по устранению трудностей в общении детей со сверстниками.

    На основании результатов, полученных на данном этапе исследования, была разработана «Модель социализации дошкольников средствам и игровой деятельности», в которой присутствует оптимальное соотношение форм работы и содержания, соответствующие возрасту и проблеме. Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников социально-педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

                          Модель социализации  дошкольников средствами игровой деятельности                                    


 


                                                                                                                             


Принципы            Направления                                                                  Формы                                           Задачи                                   

Информация о работе Социализация дошкольников средствами игровой деятельности