Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 23:45, курсовая работа
Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в нашей стране в настоящее время - переход к свободному предпринимательству, конкуренции в условиях неокрепшей демократии - усилил социальную напряжённость, конфликты, неустроенность и незащищённость значительной части населения и, в первую очередь, - детей. Вместе с тем специалисты дошкольной педагогики признают, что дошкольное детство – важный отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Цель. Социализация дошкольников средствами игровой деятельности.
Задачи.
Данная модель строится на следующих принципах.
1. Принцип гуманизма предполагает принципиальное признание всех и личностной полноценности, осуществляемое с учетом тех или иных отношений. Принцип требует от педагога умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон.
2. Принцип личностного подхода предполагает стимулирование личности, помощь личности в жизненном самоопределении. Это индивидуальный подход к ребенку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
3. Принцип природосообразности заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к существу социально-природному. Его следует развивать, совершенствовать только с учётом его природных возможностей и не более.
4. Принцип индивидуальной обусловленности предполагает принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.
Субъекты: дети, воспитатели, психолог, музыкальный руководитель.
Направления работы: организация совместной деятельности воспитателей и психолога.
Модель
социализации дошкольников средствами
игровой деятельности
3 блок «Игры детей 6-7 лет». Работа по социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности проводилась через дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры и игры смешанного типа, потому что именно эти игры способствуют формированию у детей адекватной самооценки, умению находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, снижению у детей агрессии и неуверенности в себе, развитию умения преодолевать трудности в общении со сверстниками социализации.
Цель: формирование навыков выполнения действий с игрушками, развитие умения играть в совместные игры, формирование адекватной самооценки (Схема 1).
Работа по формированию навыков выполнения действий с игрушками проводилась через дидактические игры, сюжетно-ролевые и театрализованные игры. В дидактической игре «Прятки игрушек» приняли участие 5 человек (Маша, Арина, Владик, Гриша, Алия). Детям предлагалось посмотреть и запомнить игрушку на столе, потом закрыть глаза и угадать спрятанную игрушку. Трое из детей справились (Маши, Арина, Алия), двое не были заинтересованы в игре (Владик и Гриша).
Умение играть в совместные игры формировалось через сюжетно-ролевую игру «Детский сад», в которой принимали участие 7 детей (Маша, Арина, Алия, Егор, Слава, Владик, Гриша). С помощью воспитателя дети распределили роли и обговорили действия. Вследствие игры выяснилось, что четверо детей (Маша, Алия, Соня, Егор, Арина) играли с удовольствием, соблюдали правила, прислушивались к мнению остальных. Трое детей (Слава, Владик, Гриша) отказались выполнять правила и мешали остальным.
Становление адекватной самооценки происходило через театрализованную игру «Доктор Айболит», в которой приняли участие 8 детей (Маша, Арина, Алия, Соня, Егор, Слава, Владик, Гриша). Сначала дети прослушали сказку К. И. Чуковского «Айболит», затем, с помощью воспитателя распределили роли, подобрали маски. Все дети играли с удовольствием. Главные роли распределили между детьми с заниженной самооценкой. Игра помогла этим детям раскрыться, проявить инициативу, побороть страх, перед публичным выступлением.
Блок 2 «Игры детей 4 5 лет».
Цель: формирование умения собираться вместе для игры, распределять роли, учиться разрешать возникающие конфликтные ситуации (Схема 2).
Умение собираться вместе для игры формировалось в дидактической игре «Лото», в которой приняли участие 6 человек (Соня, Слава, Полина, Ксюша, Ева, Даша). Детям предложили распределить между собой карточки с картинками и выбрать ведущего. Дети выбрали ведущего с помощью считалки. Четверо детей (Соня, Слава, Даша, Ксюша) соблюдали правила игры и спокойно ждали, когда покажут их картинку. Двое детей (Полина, Ева) не смогли играть в совместную игру, выхватывали картинки и навязывали другим детям свои правила игры.
Умение распределять роли формировалось в сюжетно ролевых играх «Магазин» и «Семья», в которых принимали участие 8 детей (Соня, Слава, Егор, Полина, Ксюша, Ева, Даша, Алия). Пять детей (Соня, Егор, Ксюша, Даша, Алия) справились с игрой: распределили роли, подобрали атрибуты, действовали согласно выбранной роли. Трое детей (Полина, Ева, Слава) не согласились играть по совместно выбранным правилам, Слава отказался играть с остальными, Полина и Ева начали свою игру.
Разрешению возникших конфликтных ситуаций дети учились в театрализованных играх «Репка», «Курочка Ряба» приняли участие 8 детей (Соня, Слава, Егор, Полина, Ксюша, Ева, Даша, Алия). Сначала дети рассказали, с помощью воспитателя, сказки «Репка» и «Курочка Ряба», затем распределили роли, подобрали маски, выбрали ведущего. В театрализованные игры все дети играли с удовольствием, старательно исполняли свои роли, не мешали друг другу, возникающие конфликтные ситуации сначала обсуждались, а затем дети самостоятельно находили решение проблемы.
После нескольких игр дети (Полина, Ева) стали прислушиваться к мнению друг друга, реже в играх стали возникать конфликтные ситуации. У детей с заниженной самооценкой (Слава, Полина), после того как им давали в сюжетно ролевых и театрализованных играх главные роли, самооценка возросла.
3 блок – «Игры детей 6-7 лет».
Цель: Формирование логического мышления, снижение агрессии, неуверенности вы себе, умение преодолевать трудности в общении со сверстниками (Схема 3).
Формирование логического мышления происходило через дидактическую игру «Что сначала, что потом?», в которой приняли участие 5 детей (Богдан, Ваня, Диана, Света, Амир). Детям предложили разложить картинки по порядку, от картинки с началом рисования куклы, до картинки с готовой куклой, от картинки с началом лепки снеговика, до картинки с готовым снеговиком и другие картинки с той же последовательностью. С правилами игры справились трое детей (Богдан, Ваня, Андрей), двое (Диана, Света) часто путали картинки, а потом совсем отказались играть.
Умение преодолевать трудности в общении со сверстниками формировалось в игре смешанного типа «Игра – путешествие», которой приняли участие 7 человек (Богдан, Ваня, Диана, Света, Андрей, Яна, Марина). Детям предложили придумать план путешествия, для этого была проведена предварительная работа. Дети с воспитателем прочитали детские энциклопедии о разных странах, разных видах транспорта и их экипажах, о разных народах и памятниках архитектуры. С игрой справились 5 детей (Ваня, Диана, Света, Яна, Марина), они обговорили правила игры, план путешествия, самостоятельно распределили роли и довели игру до конца. Двое детей (Богдан, Андрей) не приняли правил игры, в результате возник конфликт и дети решили играть в настольные игры.
На устранение агрессивного поведения у детей была направлена режиссёрская игра, «Накормим куклу», в которой приняли участие 5 человек (Света, Диана, Яна, Марина, Амир). Детям предложили устроить кафе и накрыть на стол. Все дети справились с заданием, двое детей (Амир, Диана) проявили творчество: разнообразили блюда в кафе, использовали дополнительные атрибуты для украшения кафе и стола (свечи, цветы, статуэтки).
Театрализованная игра по сказке «Волк и семеро козлят» была направлена на преодоление неуверенности в себе. В игре приняли участие 8 человек (Богдан, Ваня, Диана, Света, Андрей, Яна, Марина, Амир). Дети пересказали, с помощью воспитателя, сказку «Волк и семеро козлят», затем распределили роли, выбрали маски и ведущего. Главные роли получили дети с заниженной самооценкой, неуверенные в себе. Все дети серьёзно отнеслись к правилам игры, выразительно проговаривали свои слова, имитировали повадки животных.
После нескольких раз игры в дидактическую игру «Что сначала, что потом?» Диана и Света стали справляться с правилами, что говорит о формировании логического мышления и что позволило повысить самооценку детей. Игры смешанного, были направлены на умение находить выход из конфликтных ситуаций. После нескольких игр дети перестали ругаться по поводу не соблюдения правил, стали прислушиваться к мнению остальных.
При возникновении конфликтной ситуации дети, с помощью воспитателя, стали обсуждать причины конфликта, высказывая по очереди свои предложения выхода из сложившейся ситуации. Режиссёрские игры, направленные на снижение агрессии у детей, способствовали формированию умения детей сдерживать свои эмоции при неудачах, после нескольких игр дети. После театрализованной игры дети стали более уверенными в себе и согласились принять участие в других театрализованных играх.
В работе с детьми использовались следующие формы работы: дидактические игры, сюжетно ролевые игры, режиссёрские игры, игры смешанного типа, театрализованные игры
Таким образом, система социально педагогической деятельности по социализации дошкольников средствами игровой деятельности, построенная с учетом возрастных особенностей дошкольника, его интересами и потребностями является необходимым условием в решении социально-педагогических проблем в ДОУ, а именно, повышении самооценки, формировании умения находить выход из конфликтных ситуаций, снижении агрессии и неуверенности в себе и формировании умения преодолевать трудности в общении со сверстниками.
§2. Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
После проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме социализации дошкольников средствами игровой деятельности нами был осуществлен второй диагностический срез, который проводился с использованием тех же диагностических методик: методика «Лесенка» (Щур, Якобсон), Методика Рене Жиля, тест Розенцвейга, тест «Несуществующее животное»
Результаты, полученные в экспериментальной группе на заключительном этапе, мы представили в диаграммах 1, 2, 3, 4.
1.Результаты методики на определение самооценки ребёнка «Лесенка» (Щур, Якобсон).
Как мы видим из диаграммы 1, у 14 человек (70%) самооценка адекватная, у 4 человек (20%) завышенная и у 2 человек (10%) самооценка заниженная.
2. Диагностика по методике Рене Жиля показала, что в 1-5 ситуации показали, что большинство детей по прежнему больше привязаны к маме, 6-7 ситуации показали, что у 2 человек (15%) из 14-ти трудности в общении со сверстниками. 8-10 ситуации показали, что у 3 человек (20%) есть трудности в выборе друзей. 11-12 ситуации показали, что 4 человек (30%) не умеют решать конфликты. 13-14 ситуации показали, что большинство детей не конфликтуют с родителями (диаграмма 2).
3.Тест Розенцвейга показал, что у 3 (30%) детей нет конфликтов в общении, у 4 (40%) детей ярко выражена защита своего «Я», сложность в разрешении конфликтов и 3 (30%) детей уверены, что сами способны разрешить сложившиеся конфликтные ситуации
конструктивно (диаграмма 3).
Информация о работе Социализация дошкольников средствами игровой деятельности