Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……
8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…
14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………
24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………
32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..
32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………
40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………
Тема: Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе…… |
8 |
1.1 Структура процесса адаптации …………………………………. |
8 |
1.2 Возрастные и индивидуальные
особенности детей раннего |
14 |
1.3 Особенности успешной |
24 |
Выводы по первой главе………………………………………..……….. |
31 |
Глава 2 Изучение психолого-педагогических
условий адаптации детей |
32 |
2.1 Диагностическое исследование |
32 |
2.2 Содержание, формы, методы адаптации
детей раннего возраста к |
40 |
2.3 Анализ результатов |
45 |
Выводы по второй главе ………………………………………………… |
54 |
Заключение…………………………………………………… |
55 |
Список литературы………………………………… |
57 |
Приложения…………………………………………………… |
61 |
Введение
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его.
Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка.
Родителей беспокоит вопрос, ребенок здоровый или все-таки больной. Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители забудут о негативных сдвигах адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Это свидетельствует о проявлении у малыша его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психо - эмоциональном напряжении, которое испытывает он.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В
огромной степени - отрыв от матери,
внезапное прекращение
Итак,
разлука - страх - стресс - срыв адаптации
- болезнь. Но все это обычно свойственно
ребенку с тяжелой или
Поэтому детей с тяжелой адаптацией, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Типы
адаптации исследованы в
Этими исследователями раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ.
Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
В работе за основу взята гипотеза: мы предполагаем, что изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада существенно влияют на их социальную адаптацию к условиям детского сада.
Теоретико-методологические основой при написании данной работы явились:
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.
Работа проводилась поэтапно:
1.
Теоретические исследование
2.
Первичная диагностика (в
3.Профилактическая
и коррекционная работа
4.Контрольная
диагностика (повторная) - через три
месяца посещения ребенком
Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).
Родителям
предлагалась анкета, в которой они
оценивают психологически-
В
процессе исследования, воспитатели
заполняли «Карту наблюдений», позволяющую
оценить психологически-
Затем
проводилась
В исследовании участвовали 32 ребенка - воспитанники младшей - ясельной группы «Яблонька», из них восемнадцать мальчиков и четырнадцать девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. В исследовании участвовали дети первой и второй подгруппы по 16 человек в каждой.
База проведения исследования: детский сад №318 г. Екатеринбург.
Глава 1. Психолого-педагогические основы
адаптации детей раннего
1.1 Структура процесса адаптации
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненного привыкания к ее условиям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
На
процесс адаптации ребенка
• подготовка детей к
• организация
• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Психологическая готовность
Трудности адаптации возникают
в тех случаях, когда ребенок
встречает непонимание, его
Невыполнение основных
Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада