Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……

8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…

14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………

24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………

32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..

32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………

40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

соц.адаптация детей к ДОУ.docx

— 263.42 Кб (Скачать файл)

Тема: Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..

3

Глава 1. Теоретические подходы к  процессу  адаптации детей раннего  возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……

 

8

1.1 Структура процесса адаптации  ………………………………….

8

1.2 Возрастные и индивидуальные  особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…

 

14

1.3 Особенности успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям  детского сада……………………………………………

 

24

Выводы по первой главе………………………………………..………..

31

Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада………………………………

 

32

2.1 Диагностическое исследование адаптации  детей раннего возраста к новым  условиям…………………………………………..

 

32

2.2 Содержание, формы, методы адаптации  детей раннего возраста к условиям  детского сада …………………………………

 

40

2.3 Анализ результатов диагностического  исследования……..……

45

Выводы по второй главе …………………………………………………

54

Заключение………………………………………………………………….

55

Список литературы…………………………………………………………

57

Приложения…………………………………………………………………

61


 

 

Введение

 

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его.

Многие  мамы, приводя малышей в сад  впервые, удивляются тому, как легко  они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие  дни показывают, что не все так  просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также  дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как  в первый, так и в последующие  дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации  проходит совсем не просто.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском  организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная  часть айсберга - поведение ребенка.

Родителей беспокоит вопрос, ребенок здоровый или все-таки больной. Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем  и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок, в самом деле, заболеет, или снова  станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители забудут  о негативных сдвигах адаптационного процесса. Это будет говорить о  легкой или же благоприятной адаптации.

Если  выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель  неблагоприятной или же тяжелой  адаптации у малыша. Это свидетельствует  о проявлении  у малыша его  протеста в виде разных невротических  реакций, говорящих о довольно сильном  психо - эмоциональном напряжении, которое испытывает он.

Чтобы более детально и как можно  объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные  показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный  процесс. Процесс, сопровождающийся рядом  негативных сдвигов в детском  организме, затрагивающий все его  уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.

Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?

В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления  необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь  вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения  и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно свойственно  ребенку с тяжелой или неблагоприятной  адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и  ребенок приспосабливается к  организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

Поэтому детей с тяжелой адаптацией, желательно не отдавать в три года в сад, а  по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных  механизмов.

Полярным  типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько  недель, чаще всего - полмесяца. С таким  ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его  поведении, обычно кратковременны и  незначительны, поэтому ребенок  не болеет.

Помимо  двух полярных типов адаптации, имеется  еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При  этом типе адаптации ребенок в  среднем адаптируется к новому организованному  коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Типы  адаптации исследованы в работах  Белкиной В.Н., Белкиной Л.В., Вавиловой  Н.Д., Гурова В.Н., Жердевой Е.В., Заводчиковой О.Г., Кирюхиной Н.В., Костиной В., Печора К.Л.,Теплюк С.Н., Тонковой-Ямпольской Р.В..

Этими исследователями раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны  рекомендации для педагогов и  родителей по подготовке ребенка  к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода  в ДОУ.

Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объектом  исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.

Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
  • определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
  • провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
  • проанализировать результаты опытно - экспериментальной работы;
  • разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

В работе за основу взята гипотеза: мы предполагаем, что изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада существенно влияют на их социальную адаптацию к условиям детского сада.

Теоретико-методологические основой при написании данной работы явились:

  • - исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Теплюк С., Р.В. Тонкова-Ямпольская);
  • - исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
  • - исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).

Практическая  значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.

Работа  проводилась поэтапно:

1. Теоретические исследование научно - практической и методической  литературы по теме настоящей  работы.

2. Первичная диагностика (в период  поступления ребенка в дошкольное  образовательное учреждение).

3.Профилактическая  и коррекционная работа психолога  с детьми, родителями, воспитателями.

4.Контрольная  диагностика (повторная) - через три  месяца посещения ребенком дошкольного  образовательного учреждения.

Исследование  проводилось одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей  преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями  состояния детей в период адаптации  к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).

Родителям предлагалась анкета, в которой они  оценивают психологически-эмоциональное  напряжение, состояние тревожности  у ребенка и степень общения  со сверстниками.

В процессе исследования, воспитатели  заполняли «Карту наблюдений», позволяющую  оценить психологически-эмоциональное  состояние детей в начале периода  адаптации и через три месяца после начала  посещения ими  детского сада.

Затем проводилась психопрофилактическая  и коррекционная работа по решению  проблем, возникших в начальном  периоде адаптации детей к  условиям дошкольного образовательного учреждения.

В исследовании участвовали 32 ребенка - воспитанники младшей - ясельной группы «Яблонька», из них восемнадцать мальчиков  и четырнадцать девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. В исследовании участвовали дети первой и второй подгруппы по 16 человек в каждой.

База  проведения исследования: детский сад №318 г. Екатеринбург.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.1 Структура процесса адаптации

 

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненного привыкания к ее условиям.

Для успешной адаптации ребенка к  условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную  установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит  от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

На  процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние  здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления: [25, c.69]

  • подготовка детей к поступлению  в ДОУ и прогнозирование адаптации  к нему;

  • организация жизнедеятельности  детей в период адаптации; 

  • контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

  Психологическая готовность ребенка  к ДОУ - это один из важнейших  итогов психического развития  в период дошкольного детства.

  Трудности адаптации возникают  в тех случаях, когда ребенок  встречает непонимание, его пытаются  вовлечь в общение, содержание  которого не отвечает его интересам,  желаниям. Ребенок должен быть  готов к тому уровню общения,  который задает атмосфера детского  сада. Как показывает анализ случаев  консультативной практики - дети  далеко не всегда обладают  необходимыми для той или иной  группы детского сада навыками  коммуникации.

  Невыполнение основных педагогических  правил при воспитании детей  приводит к нарушениям интеллектуального,  физического развития ребенка,  возникновению отрицательных форм  поведения.

Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада