Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……
8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…
14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………
24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………
32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..
32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………
40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………
В таблице 5, были выявлены следующие значимые корреляционные связи:
Фактор
«Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул»
имеет положительную
Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).
Фактор,
«Какой аппетит у Вашего ребенка»
имеет положительную
Фактор
«Проявляет ли интерес к игрушкам,
новым предметам и дома, и в
незнакомой обстановке» имеет
Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).
Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).
Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).
Таким образом, адаптация детей раннего возраста старшей подгруппы к условиям детсада определяется не только психофизиологическими особенностями детей.
Для детей данной подгруппы значимо общение со сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. При этом для детей старшей подгруппы также характерны переживания из-за разлуки с матерью, как и для детей младшей подгруппы.
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1.Тщаительный
подбор педагогов в
2.Предварительное
ознакомление родителей с
3.Постепенное заполнение групп.
4.Гибкий
режим пребывания детей в
5.Сохранение первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
6.Информирование
родителей об особенности
В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как: элементы телесной терапии (обнять, погладить).
Основная функция психолога в детском саду - сопровождение психического развития детей, создание условий для его благополучного протекания.
Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психо - гимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро снизится. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная деятельность педагогов и родителей даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста. Начиная с ясельного возраста, каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Находясь
в группе, психолог выделяет детей
со сложной адаптацией, наблюдает
за особенностями его нервно-
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендуется пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.
Беседа,
наблюдение, анкетирование - методы, которые
помогут психологу на консультации
лучше понять и спрогнозировать
варианты развития ребенка, подобрать
оптимальные условия для
Родителям необходимо, как можно раньше, буквально с самого рождения тренировать систему адаптационных механизмов ребенка, приучая его заранее к условиям и ситуациям, в которых ему надо менять форму поведения. И не бояться – малыш вовсе не такое тепличное существо, как нам кажется.
Показателем
хорошей адаптации будет
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Проводятся консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.
Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр.
Адаптация считается благоприятной в следующих случаях:
Условно
благоприятной считается
У
детей раннего возраста допускается
временный регресс нервно-
Медицинская и психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию.
Рекомендуется
использование таких
Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.
2.3 Анализ результатов диагностического исследования
Средствами профилактики успешной адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения выступают развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.
Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.
Процесс поступления ребенка в детское дошкольное учреждение сложен, как для самого малыша, так и для его родителей.
Ребенку
предстоит приспособиться к совершенно
иным условиям, чем те, к которым
он привык в семье. А это совсем
не просто. Ранее сформированные динамические
стереотипы иммунная система, физиологические
процессы подвергаются некоторым преобразованиям.
Возникает необходимость
В настоящем исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.
Представляем систему психолого-педагогического сопровождения:
Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.) (Приложение 1)
Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Заполнение воспитателем под руководством психолога «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка). (Приложение 2)
Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости). (Приложения 3-5)
Предполагаемые результаты:
Раннее выявление отклонений в развитии детей.
Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
Создание специально организованной педагогической среды.
Исследование адаптации детей к детскому дошкольному учреждению проводилось в ДОУ №318 г. Екатеринбург.
В исследовании участвовали 32 ребенка - воспитанники младшей - ясельной группы из них восемнадцать мальчиков и четырнадцать девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. В исследовании участвовали дети старшей и младшей подгруппы по 16 человек в каждой.
Дети посещают группу с начала учебного года, исследование началось с сентября месяца.
Исследование проводилось с использование следующих методик:
Метод наблюдения.
Метод опроса родителей.
Доцентом
кафедры поликлинической
После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно - экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в первой и второй подгруппе ясельной группы «Яблонька».
Проведение мероприятий по адаптации детей к детскому дошкольному учреждению способствовало повышению степени адаптации детей первой подгруппы: из 16 человек только у одного степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 6 детей перешли в разряд легкой степени, а 9 в средней степени адаптации. Для детей второй подгруппы более оптимистичный результат - ни одного ребенка с тяжелой степенью, и по 8 детей с легкой и средней степенью адаптации к условиям детсада.
Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада