Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……

8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…

14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………

24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………

32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..

32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………

40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

соц.адаптация детей к ДОУ.docx

— 263.42 Кб (Скачать файл)

Уровни  адаптации детей при поступлении  в детский сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая  адаптация. (Табл. 6)

Таблица 6 -

Уровни адаптации детей  при поступлении в детский  сад

Уровень адаптации

Симптоматика адаптации

Легкая

Поведение - нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к концу  первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается  в течение 2 недель.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Характерна аффективная  разлука и встреча с близкими взрослыми 

Средняя

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы  в течение полутора месяцев.

Сон - восстанавливается  до возрастной нормы в течение 40 дней.

Характерна аффективная  разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжелая

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок  апатичен.

Аппетит - длительный отказ  от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться  невротическая рвота (при кормлении  насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается  из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 6 месяцев  до 1,5 лет.

Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке


В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй подгруппе. Характерно, также, изменение состояния детей в этих подгруппах после проведения адаптационных мероприятий педагогами детсада совместно с родителями.

Более высокий уровень готовности у  детей второй подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У первой группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей этой подгруппы, так как в ней дети 1,5 -2 лет.

Диаграмма 1 - Степень адаптации к условиям детсада детей первой подгруппы.

 

 

Диаграмма 2 - Степень адаптации к условиям детсада детей второй подгруппы.

Результаты  диагностики показали, что уровень  психофизиологической адаптации к  условиям дошкольного учреждения более  высок у детей второй подгруппы, как в момент поступления в детский сад, так и через три месяца после поступления (Диаграммы 1 и 2).

Анализ  показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду.

Благодаря такому методу работы воспитатель заранее  может узнать об особенностях развития и поведения малыша - своего будущего воспитанника. При поступлении детей в группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает, это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Психолог, педагог могут на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.

Для дальнейшей работы с детьми раннего  возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, психолога, врача.

В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации  ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных  мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 7)

Таблица 7 -

Мероприятия, рекомендуемые  для подготовки детей к поступлению  в детское учреждение и организации  периода адаптации

Мероприятие

В семье

В детском саду

Ведение адаптации

Поступление детей в соответствии с графиком приема детей 

Укороченное время пребывания в детском саду.

Соблюдение рекомендаций по адаптации

Ведение адаптационных листов.

Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

Режим 

По возрасту ребенка, максимально  приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого режима

Питание

Сбалансированное и рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

При отказе от питания не кормить насильно.

Гимнастика и массаж

По возрасту.

Овладение родителями элементарными  приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

Занятия, соответствующие возрасту.

Закаливание

Закаливание по любой методике

Закаливание по щадящей схеме в  учреждении

Воспитательное воздействие

Занятия по возрасту, особое внимание уделить  развитию игровых навыков и умению занять себя.

На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия


При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.

Еще до поступления в детский сад  можно сделать прогноз адаптации  ребенка к нему. Принять решение о возможности посещения ребенком садика.

Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в  процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью. 

Только  совместными действиями родителей  и педагогов, направленными на адаптацию  ребенка к условиям содержания в  детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.

Факторы, определяющие успешность адаптации  малыша к детскому саду связаны с  психическим и физическим состоянием его здоровья.

Во-первых, это – состояние здоровья и  уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими  возможностями системы адаптационных  механизмов, он лучше справляется  с трудностями. Токсикозы, заболевания  матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных  систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие  заболевания неблагоприятно сказываются  на иммунитете, могут затормозить  психическое развитие. Отсутствие правильного  режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению  нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Вторым  фактором является возраст, в котором  малыш поступает в детское  учреждение. С ростом и развитием  ребенка изменяется степень и  форма его привязанности к  постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта  общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению  приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш  открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для  подражания, человеком, который может  оценить его действия, прийти на помощь.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).

Первый  этап включает в себя информационное сопровождение.

Цель  первого этапа - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.

На  следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности  ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.

Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.

Успешное  проведение рекомендуемых мероприятий, также, позволит достичь наилучших  результатов в состоянии физического  здоровья ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного  учреждения меньше болеют.

При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

На  основании первичной диагностики  составляется заключение, в котором  дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога  и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении  адаптации.

 

Выводы ко второй главе

 

Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.

Персонал  детского учреждения может способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о  том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.

 

 

Заключение

В настоящей работе исследована адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

В процессе работы были исследованы особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в ДОУ №318 г. Екатеринбург. В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др.

В зависимости от продолжительности  адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка  к дошкольному учреждению и разделить  детей на три группы: группу легкой адаптации (25% детей), адаптации средней  тяжести (55%) и группу тяжелой адаптации (20%).

При этом особое внимание следует уделить  согласованности действий родителей  и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье  и детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению  взрослых, где воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

Результаты  начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада  показали, что при поступлении в детсад у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

В результате профилактической и коррекционной  работы воспитателя дети начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. Постепенно дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.

Контрольная диагностика через месяц после посещения детского сада показала, что у малышей развивается интерес к другим детям, появляется потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

По  результатам диагностики выявлено, что в младшей группе детского сада №318 г. Екатеринбурга на начальном этапе у 10 детей выявлена легкая степень адаптации, у 14 средняя и у 8 тяжелая степень адаптации.

Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада