Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста в д.с. №318 г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
провести диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
Введение…………………………………………………………….……..
3
Глава 1. Теоретические подходы к процессу адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в психолого-педагогической литературе……
8
1.1 Структура процесса адаптации ………………………………….
8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста…………………………………………………………….…
14
1.3 Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………………………
24
Выводы по первой главе………………………………………..………..
31
Глава 2 Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада………………………………
32
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям…………………………………………..
32
2.2 Содержание, формы, методы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………………………………
40
2.3 Анализ результатов диагностического исследования……..……
45
Выводы по второй главе …………………………………………………
54
Заключение………………………………………………………………….
55
Список литературы…………………………………………
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. [21, c. 79]
Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды).
Проблемы социальной и психической адаптации остаются на уровне современных теоретических исследований и сведены к рекомендациям приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад. [17, c. 16]
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. [37, c.18]
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. [23, c.80]
Сенсорные
игры дают ребенку опыт работы с
самыми разнообразными материалами: песком,
глиной, бумагой. Они способствуют развитию
сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния,
слуха, температурной
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. [32, c.116]
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
При
проведении занятий воспитатели
учитывают специфику работы с
маленькими детьми: ребенок раннего
возраста не способен самостоятельно
заявить о своих проблемах, поэтому
они часто проявляются
В адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребенка в детском саду должно быть укорочено, а рядом должна быть мама. Во время игры ребенок ненадолго отходит от мамы, но затем возвращается к ней за «эмоциональной подпиткой». Мама при этом следит за безопасностью малыша, своевременно окликается на его призывы. Постепенно время отхода от мамы у малыша увеличивается, малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Мама, предупреждает малыша, что она ненадолго отойдет и придет за ним после прогулки. Важно по возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама его не обманула и действительно вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается и ребенок остается в группе на то же время, но без мамы. Исходя из индивидуальных особенностей поведения ребенка, время нахождения ребенка в группе увеличивается постепенно. Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми. [34, c.172]
Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса. [42, c. 23]
По
окончании второго этапа работы
проводится заключительная диагностика
степени адаптации детей
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующий, заместитель заведующего, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа. [39, c. 128]
Воспитатель детского дошкольного учреждения формирует у ребенка интерес к окружающему, развивает манипулятивную, предметную и игровую деятельность. Лишь взрослый может зародить у ребенка интерес к наблюдениям в природе, к рассматриванию предметов окружающего мира и декоративно-прикладного искусства, к обследованию реальных предметов с целью их последующего изображения или обыгрывания.
В процессе адаптации детей раннего возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии необходимо учитывать все эти принципы. При этом следует иметь в виду, что чем глубже недоразвитие познавательной деятельности ребенка, тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно-педагогическая работа с ним. [42, c. 152]
Необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, разработали правила для себя и для родителей, имеющих детей раннего возраста.
На
основании вышеизложенного
В обучении малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится к совокупности отдельных действий.
Рекомендации родителям по вопросам подготовки ребенка к посещению детсада:
Стоит за несколько дней
до поступления в садик
В
некоторых детских садах
Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. [45, c.66]
Однако
не надо слишком назойливо
Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг.
Поэтому
хорошо, если после дня в детском
саду ребенок имеет возможность
уединиться, побыть в отдельной комнате,
за ширмой, в кукольном уголке и
т.д. Другой источник напряжения – повышенные
требования к произвольной регуляции
поведения, сдерживанию себя. В этом
плане бывает полезным для разрядки
предоставлять ребенку
Рекомендуется больше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.
Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе. Обычно период адаптации заканчивается к концу первого месяца. [41, c. 15]
Анализ работы в детских дошкольных учреждениях за последние годы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. [39, c.122]
Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.[11]
Выводы по первой главе
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.
Задача
воспитателя успокоить
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Глава 2 Изучение психолого-педагогических
условий адаптации детей
2.1 Диагностическое
исследование адаптации детей
раннего возраста к новым
На основании теоретического материала, в практической части работы проводится диагностика процесса адаптации детей к ДОУ. Исследование проходило на базе д.с. №318 г. Екатеринбург.
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.
Работа
в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение
уровня развития ребенка, его соответствие
нормативным показателям
Информация о работе Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада